Воскресная проповедь. Законоучительство и апостольство

13_12_15_1Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Поздравляю всех вас с воскресным днем. Сегодня у нас совпал воскресный день с памятью святого апостола Андрея Первозванного и мы с вами читали два Евангелия: воскресное, которое уже слышали не раз и Евангелие, которое читается в день памяти апостола Андрея.

В воскресном Евангелии Святая Церковь нам повествует о том, как зайдя в субботний день в синагогу, Господь увидел очень сильно сгорбленную женщину, восемнадцать лет имевшую «духа немощи» (Лк. 13:11). Господь подозвал её, и сказал, – «женщина! ты освобождаешься от недуга твоего» (Лк. 13:12), возложил на нее руки и женщина сразу исцелилась, выпрямилась и стала прославлять Господа Бога. Но, начальник синагоги, архисинагог, возмутился и сказал: «есть шесть дней, в которые должно делать; в те и приходите исцеляться, а не в день субботний» (Лк. 13:14).  Тогда Господь отвечает ему: «лицемер! не отвязывает ли каждый из вас вола своего или осла от яслей в субботу и не ведет ли поить? сию же дочь Авраамову, которую связал сатана вот уже  восемнадцать лет, не надлежало ли освободить от уз сих в день субботний?» (Лк. 13:15-16).

Давайте мы представим себе такую ситуацию: вдруг мы с вами сподобились встречи с Господом Богом и Спасом нашим Иисусом Христом. Вот Сам Христос перед нами, и мы хотим у Него узнать что-то самое важное. Но мы подходим к Нему и спрашиваем, – «Господи, а можно ли после причастия подходить целовать иконы?», или, – «Господи, а можно ли молиться за тех, которые не причащаются». Ответ очевиден, и даже напрашивается улыбка от таких вопросов. Почему? Да, потому, что всё это настолько незначительно по сравнению с главным – со спасением души человеческой. Ну хочешь целовать иконку, целуй, не хочешь после причастия целовать – не целуй. А вопрос о молитве за не исповедующихся и не причащающихся? Но, кто же за них молиться-то будет, если не ты? А такие моменты показывают, что в нашей душе главное, а что второстепенное.

13_12_15_2Начальник синагоги, по сути, должен был обрадоваться и тоже восхвалить Господа за совершенное чудо, но не тут-то было. Ведь он был главным в синагоге, и женщину эту сгорбленную, скорее всего, видел многократно, и вдруг на его глазах совершается чудо, неоспоримое чудо. Но какова реакция? Он думает совсем о другом: настолько человек боится чужого человеческого слова, на столько зависит от чужого мнения, настолько опасается, что о нем что-то скажут, его обвинят и он потеряет это место, что даже увидев явное чудо, которое никак не может быть по-другому, как только от Господа Бога, всё равно делает замечание в духе закона. По большому счету, он даже не понимает, что творит. Потом мы увидим, как нечто подобное делают распинающие Христа на кресте. И получается, что начальник синагоги, защищая закон, отвергает его и отвергает Того, кто дал этот закон, и Кто творит чудо.

Мы видим, как здесь сталкивается благодать и послушание закону, причем довольно слепое послушание закону, то послушание, которое ничего доброго не рождает, но производит только противление чуду Божьему.

И сегодня же мы слышали с вами другое Евангелие о том, как Иоанн Предтеча, беседуя с двумя своими учениками, увидел Христа, и сказал им, – «вот Агнец Божий» (Ин. 1:36). И оба ученика последовали за Христом, а один из них был Андрей. Он и другой ученик Иоанна последовали за Христом и целый день слушали Его, а потом Андрей идет к своему брату Симону и говорит: «мы нашли Мессию, что значит: Христос» (Ин.1:41), и берет Симона, и приводит его к Христу. И это первая проповедь апостола Андрея, которая являет нам совсем иное – слушал Христа, не мог сразу вместить всё услышанное, но пошел к брату и поделился с ним, и привел к Мессии.

13_12_15_3

Святые апостолы Петр и Андрей. Медальон работы архимандрита Зинона (Теодора)

Когда человек приходит в Церковь и начинает узнавать что-то, ему сразу хочется многим поделиться со своими близкими, но чаще всего происходит так, что вместо того, чтобы поделиться тем добрым, что узнал, поделиться вестью о Христе, человек приносит близким законоучительство. Ну, скажем, говорит человек близким, – «сегодня постный день, и ничего скоромного есть нельзя!», но близкие его ничего о Христе и не слышали, не знают, а им вдруг почему-то запрещают есть то, к чему они привыкли. И они не понимают для чего это всё, и что происходит. Человек не начал говорить им о Христе, а сразу начал говорить о законе. Бывает так, что законоучительство делает страшные вещи. Научая своих близки закону, а даже и не закону, а своему пониманию закона, мы только отталкиваем их и от храма, и от Церкви. Бывает, что начинаем близких учить тому, как им поступать, но сами не знаем, как поступать нам самим. Бывает, что начинаем что-то говорить близким с надеждой на их спасение, но говорим с назойливостью мух, тогда близкие и от нас отмахиваются, как от мух, а вместе с этим у них возникает, при такой проповеди, чувство отталкивания от Церкви.

Да не будем мы с вами такими, как архисинагог, который увидев чудо, вспомнил закон и говорил только о законе. Он обращался к народу, говоря эти слова, но по сути он говорил – Христу. Давайте мы с вами уподобимся апостолу Андрею, который услышал о Христе, что «это Агнец Божий», увидел Христа, пошел за Ним, слушал, учился, пришел и сразу проповедовал Христа и привел ко Христу брата своего, то есть сразу стал на путь апостольства, на путь проповеди. Мы с вами все призваны к этому. Бывает так, что нас переполняет то, что мы слышим или читаем о Христе, и нам тут же хочется делиться этим, говорить о Нем, и это естественно, это и есть апостольство. Только говорить нужно именно о Христе, а люди, узнав о Нем, всё другое в Церкви узнают сами. Говорить нужно так, чтобы мы не оттолкнули людей, не заградили им путь в Церковь Христову, но помогли найти и обрести главное – Самого Христа. Аминь.

Прот. Александр Новиков,
настоятель храма в честь иконы Пресвятой
Богородицы именуемой «Млекопитательница»

Запись опубликована в рубрике Воскресная проповедь с метками , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.