Воскресная проповедь. «Во все дни до скончания века»

09_08_15_1Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Всех вас поздравляю с воскресным днем и с праздником памяти великомученика и целителя Пантелеимона. Икона Пантелеимона целителя одна из самых узнаваемых. Мы с вами сразу узнаем, чья это икона, когда видим изображенного юношу с курчавыми волосами, с ящичком в левой руке и со лжицей или крестиком в правой.

Пантелеимон целитель родился в Никомидии и был сыном знатного язычника и тайной христианки. Мать умерла рано, но успела посеять в душе сына зерна христианской веры.

Отец направил юношу сначала в языческую школу, а затем на обучение медицинскому ремеслу у знаменитого в Никомидии врача. Но, одновременно с обучением медицине, Господь посылает Пантелеимону знакомство со священномучеником Ермолаем, в доме которого будущий целитель и великомученик всё больше и больше узнает о Христе и вере христианской. Пантелеимон был исполнен сострадания к ближним. Вот он молится о воскрешении умершего от укуса ехидны мальчика, найденного им на дороге, но при этом дает обет принять Святое крещение, если ребенок оживет. И чудо происходит. Пантелеимон принимает крещение, и мало того, он приводит к христианской вере и своего отца. Уже в это время юноша славился, как искусный врач, но теперь он не только врачует тела, но и проповедует христианство, а значит, врачует души людей. Соединенные с молитвой и пламенной верой в Господа нашего Иисуса Христа труды святого Пантелеимона, лечат людей не столько медицинскими средствами, сколько призыванием имени Господа.

09_08_15_5У других врачевателей такая популярность святого вызывает только зависть. Они начинают говорить, что Пантелеимон занимается колдовством. Узнав о том, что святой тайно исцеляет христиан, посещает их в темницах, да еще и сам является христианином, они доносят на юношу императору Максимиану. Император пытается заставить Пантелеимона поклониться идолам и принести им жертву, но святой не отрекается от Господа, и здесь продолжает исцелять, подвергается мучениям невероятной жестокости, но, укрепляемый Господом, остается невредим. И львы, которые должны были растерзать угодника Божия, только лижут ноги ему и другие страшные испытания не приносят святому вреда. Разъяренный император приказывает отрубить голову Пантелеимону и тут терпит неудачу, но святой сам просит мучителей исполнить приказ и достойно принимает смерть. Во время всех испытаний святого множество людей начинает исповедовать Единого Бога. И воины, и палачи кричат: «Велик Бог христианский!»

Вспоминая великомученика Христова Пантелеимона, мы в молитвах призываем его и просим: «Великомучиниче Пантелеимоне, не возгнушайся греховных язв наших, помажь их елеем милости твоея и моли Господа нашего Иисуса Христа, да предстательством твоим дарует здравие телам нашим и спасение душам нашим».

09_08_1_2Сегодня мы слышали с вами Евангелие (Мф. 17:14-23) о том, как ко Христу привели мальчика, страдающего от такой болезни, которую называют теперь – лунатизм, то есть мальчика–лунатика. Каждое новолуние мальчик бесновался, бросался то в огонь, то в воду. Не столько болезнь на новолуние, определяла это беснование, но неосознанное стремление убить себя, что мы уже с вами видели, в случае когда легион бесов вошёл в стадо свиное. И отец мальчика, приведя сына ко Христу, сказал, что он уже водил его к ученикам Христовым, но они не смогли исцелить отрока. Тогда Христос говорит такие страшные слова: «о, род неверный и развращенный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас?» (Мф. 17:17).

Давайте попробуем примерить эти слова к себе, давайте представим, что нам они сказаны, что вот мы вышли из храма и слышим голос Господень, обращенный к нам: «о род неверный и развращенный» и «доколе буду терпеть вас?»  Мы бы все с вами невероятно расстроились. Страшно услышать такое. И, если мы перенесем их на себя, если поймем, что и к нам они обращены, то сделаем очень доброе дело, мы испытаем тогда, насколько мы действительно верим в Господа Бога. Мы ведь думаем, что мы верующие, что мы приходим к Господу Богу, молимся Ему, надежду свою полагаем в Нем. Но, зачастую, верим больше не Господу, и надежду полагаем не в Нем, а верим князьям мира сего, ждем от них правды и справедливости, снова и снова разочаровываясь, и унывая. И лишь когда, душа наша, не найдя покоя на земле, поднимает глаза в небо, вот тогда и становится наша молитва ко Господу подобна прочитанному в сегодняшнем Евангелии, – «мы так долго искали исцеления, столько всего сделали и потратили, искали врачей и знахарей, ходили по многим церквям, но никто не смог нас исцелить…» или защитить, или успокоить, или решить проблемы, или утешить, или… Сколько еще всего другого нерешенного может быть у нас. И именно эти слова нас обличат перед нами же, и заставят задуматься. У человека мы ищем помощи или у Христа?

Когда я только начинал служение в этом храме, то прихожане говорили мне, – «хорошо было бы, если бы нашелся такой человек, который помог бы нам построить здесь храм». Даже здесь, когда речь идёт о храме Божьем, мы возлагаем надежду свою в первую очередь на человека, на князей рода человеческого. Но, если мы построим Церковь Христову внутри нас, если мы станем Христовыми, если научимся радоваться и видеть Христа не только на иконах, но и в ближних своих, тогда и расширятся наши видимые пределы, и где бы мы ни были во дворцах или шалашах, это будет нам Храм Христов, потому, что Он посреди нас.

09_08_15_4

«Господи! помилуй сына моего» (Мф.17:15) Гюстав Доре.

Если мы услышали через Евангельское чтение слова Господа, обращенные к нам, что мы род лукавый, развращенный, тяжело нас терпеть, да и просто видеть, то так оно и есть. Кому, как ни мне, принимающему исповеди, и знающему, в первую очередь, самого себя, об этом говорить.  Но мы и род, ищущий Христа, род ждущий Его славного второго пришествия. А тем, кто шел к Нему, кто искал Его, сказал Господь и другие слова «Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28:20).

Это долготерпение Христово, действительно не имеет границ, и будет поднято Им на крест, на котором Он распростёр Свои объятия, и до конца века будет ждать каждого из нас. «Доколе?» И выходит, что «на все дни», Господь ждет нас, и желает нашего спасения.

Изнываем под крестом, но Господь нас утешит, веру теряем, но Господь нас укрепит, ибо Он «оскудевающая восполняет».

И слова Господа о неверном и развращенном роде, хотя и показывают нам самих себя, и относятся к нам, и видим мы, что нет в нас веры, но и веру эту дает нам Господь, и надежду, и любовь. Сегодня Господь укрепляет своих учеников в вере, а через них и их учеников, и далее, далее, сквозь века, наконец, и нас с вами.

Сегодня мы празднуем день памяти великомученика и целителя Пантелеимона, которому Господь дал силу врачевать недуги, исцелять и учить людей. И нам, «если будем иметь веру с горчичное зерно» (Мф. 17:20) Господь подаст великую благодать, и простит нам множество наших грехов, и только с Ним обретем мы спасение. Аминь!

Прот. Александр Новиков,
настоятель храма в честь иконы Пресвятой
Богородицы именуемой «Млекопитательница»

© 2015, mlp.in.ua. Все права защищены. 

Запись опубликована в рубрике Воскресная проповедь с метками , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.