Воскресная проповедь. Весна Церкви

Уверение ФомыВо имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Всех вас поздравляю с праздником. Сегодняшний праздник называется – Антипасха. Анти- не в нашем понимании – «против», а в греческом, то есть «как» – как Пасха. Этот праздник раньше считался большим праздником. Этот праздник почитался, как праздник которым служилось бдение. Особо торжественная праздничная служба. Когда мы чтим память какого-то великого святого, мы вспоминаем только о нем, так вот вчера и сегодня на службе читалось только об Антипасхе.

Сделаю небольшое отступление. Вы знаете, сегодня я ехал на службу с людьми, и они задали мне вопрос о Радонице. Почему Радоница, а потому, что от слова радоваться. Хотя есть и другие предположения, но это нам ближе. «Радуйся, Невесто неневестная», радуйся. И вот у меня спрашивают, – «батюшка, правда ли, что от Пасхи до Радоницы все мертвые с нами на земле своим духом?» Нет, это неправда. Почему? Постараюсь объяснить. Для начала о понимании. Вот, скажем, поручаешь что-то сделать, и это так тяжело дается, просто с боем, – что-то сделать, а научить еще труднее. Людям тяжело думать и тяжело запоминать. Все мы с вами погрязли в суете нашего «житейского моря». Хочется всё попроще, упрощенней. Вот и придумали, раз мёртвые в эти дни с нами, значит, нужно еду принести на стол панихидный, усопших накормить, потом на кладбище могилки им обновить, что бы они видели. Трогательно и доходчиво, подталкивает людей к труду и милости. На самом деле мертвые не едят, они не находятся с нами. Тела их уже земля. Души ждут воскресения мертвых. Они с нами, в понимании Церкви Вселенской, где нет ни печали, ни смерти, именно в этом понимании, да действительно, они с нами, но в этом понимании они останутся с нами и после Радоницы.

РадоницаМы приносим поминания, что бы творить милость ради тех которые уже отошли ко Господу, показать свою к ним любовь, творить дела любви. Мы приходим на кладбища, чтобы не забыть своих корней, помолиться и прославить Воскресшего Господа. Утолить душевную скорбь духовной радостью.

А теперь разберёмся почему же появилось поминовение именно после Пасхальной недели и для этого снова ввернёмся к нашему сегодняшнему празднику. Так вот что же происходило в эти дни, и почему Антипасха является праздником, и почему Радоница служится через неделю после Пасхи Христовой? Всё оказывается очень просто. В Церкви был такой период, когда появились хорошие, добрые, настоящие традиции, которые помогали людям жить христианской жизнью. Вы знаете, можно завести очень много традиций, можно завести нейтральные традиции, можно вредные, а это были хорошие традиции. Это был золотой период в Церкви, время Второго Вселенского собора. Вроде и ересь уже побеждена арианская, вот уже свт. Григорий Богослов возглавляет свою Константинопольскую кафедру, снова несёт свои святительские труды Григорий Нисский, вот уже император Феодосий, который действительно был глубоко верующим человеком, приходит к власти, вот уже в Церкви всё начинает постепенно успокаиваться и тогда узаконивается давняя традиция Церкви крестить людей в последний день перед Пасхой – в Великую субботу. Люди, готовятся целый год; они приходят в Церковь, бывают на службах, слушают, что им говорят священники, епископы, внимают чтениям. Когда на службах звучал возглас, – «Изыдите, оглашение», они сразу выходили из храма, а в храме оставались только верные, то есть люди крещеные. А оглашенные, те, кто собирался принять крещение, ждали этого момента и готовились к нему. Бывало, ждали по сорок дней, бывало по полгода, бывало и больше, бывало и по году. Крестили их в Великом посту и в Рождественском перед самыми праздниками Рождества Христова, Крещения или Пасхи Христовой. Так вот эти люди готовились, с ними проводили беседы катехизаторские, и перед Праздником, в Великую субботу их крестили, чтобы Великий Праздник Пасхи Христовой встречать вместе с ними. И была такая традиция, которая в упомянутые времена окрепла, одевать этих людей в белые одежды. И вот представьте себе Константинополь того времени, это столица Византии, император Феодосий как раз тогда возвел новые городские стены. И на Светлой седмице в больших храмах огромное количество людей стояло в белых одеждах – это были люди, которые только-только приняли крещение. Светлая седмица – называют неделю после Пасхи, эти люди после крещения в течение всей недели приходили в храм в белых одеждах, напоминая о том, что Церковь обновилась.

фото Таисии Пискулевой 1

Фото: Таисия Пискулева

Вот мы выходим с вами на улицу и замечаем, что на самых, казалось бы, сухих веточках появляются зелененькие маленькие росточки, и мы радуемся, что весна призвала к жизни даже это практически мертвое дерево. Смотрим, акация стоит, практически погнувшаяся, безжизненная, а зеленые росточки на ней есть. И нам радостно, что весна призывает к жизни даже эти погнувшиеся деревья.

фото Таисии Пискулевой 3

Фото: Таисия Пискулева

Так вот, нечто подобное люди видели и в Церкви Христовой. Пасха Господня, и Церковь обновилась, новые ростки появились, как на деревьях появляется цвет, так и в Церкви, цвет появился. Дадут ли они плод свой еще непонятно, но они уже появились в Церкви. Светлая седмица – это радость о том, что Церковь обновилась, и появились новые люди. Дух Господний животворит, как и обещал Господь! У нас, если кто-то принимает крещение, потом заходит в храм, и мы уже и не знаем, давно он принял крещение или нет, кто-то приходит первый раз причаститься и опять не видно, причащался до этого, не причащался. Мы потеряли эту связь, родство между душами христиан, и мы не можем увидеть этого всего, а в то время это была добрая традиция.

В праздник Антипасхи читается Евангелие о Фоме. В этом чтении сначала говориться о том, как явился Господь ученикам своим, дунул на них и сказал, «примите Духа Святого» (Ин. 20:22), а потом добавляет слова, которые до этого смущали не одного человека, которые смущали всю ветхозаветную Церковь. Господь говорит, – «даю вам власть вязать и решить грехи. Кому оставите, останутся, кому разрешите, разрешатся». То есть до этого о нем Самом говорили, «что же Он такое делает, да Он грех прощает». А здесь Сам Господь Вседержитель дарует власть разрешения грехов ученикам Своим. Господь появился не просто спасти человека, а возвысить его до Царства, до Адамова восхождения, если Адаму дал Господь право нарекать имена зверям, то здесь апостолам дается право прощать грехи. Величайшее чудо.

Карл Блох Уверование Фомы

Уверование Фомы. Карл Генрих Блох (1834—1890)

В тот день когда Господь является ученикам впервые нет среди них Фомы, и потом Фома скажет, не верю, что Он пришёл, пока сам не увижу, не потрогаю. Но, не от злобы он не верит, а от радости, он боится, что что-то не так, радость его не будет совершенна. Но, является Господь к душе светлой апостольской и говорит, – «Фома, подойди. Ты хотел видеть язвы на руках Моих, смотри, ты хотел видеть раны на ребре, дай руку свою и вложи в раны Мои». И происходит то, что происходит с каждым человеком, который по-настоящему приходит в храм. Он уже не кричит, – «Господи, Боже наш», но он взывает и говорит, – «Господь мой и Бог мой». То есть, он принимает и понимает, что это не просто Властелин над всеми, это лично его Господь, лично его Бог, то есть Тот, кто лично к нему пришел, который именно его призвал, и мы это сегодня видим. Господь призывает Фому лично, и вот личностный призыв и личностный ответ, – Господь мой и Бог мой. Фома откликается на призыв Христа и понимает сам, что он лично выбирает Христа Спасителя и любит Его и эта уже связь между человеком и Богом личностная, то о чем мы так часто с вами говорим, это настоящая любовь. Это не просто слова. Знаете проще любить всё человечество. Как говорят, –«ой, я так люблю всё человечество». Но, как тяжело любить одного человека, своего близкого, который находится у тебя дома, ты начинаешь на него возвышать голос, раздражаться, человек не совершенен. Так вот когда просыпается личностная любовь к Богу, это и есть преломление человека, наступление новой жизни. И сегодняшнее чтение специально для людей принявших крещение, тех, кто вчера еще был оглашенным, чтобы они понимали, что вот начинается новая жизнь, что каждый из них  принимает Христа лично, Он теперь их Бог, а они Его люди. И в этот сегодняшний день, они снимали с себя белые одежды и дальше шли уже, как получившие главный урок, проповедовать узнанного ими Христа. Но эта память о семи днях в белых одеждах сохранялась не только у них, но и во всей Церкви. И когда завершались эти дни, люди, принявшие крещение облачались в обычные одежды и продолжали свою жизнь, но уже христианскую. И тогда люди шли на кладбище. Пасха прошла, прошли дни Светлой седмицы, люди перестали в гости ходить друг к другу, и когда все это закончилось люди пошли на кладбище. К тем кого мы любили, кто был с нами и кого теперь нет. Это и был день девятый по Пасхе. Радость о воскресении мертвых, тех которых ты любил. И сегодня, и каждый раз, когда мы вспоминаем древнюю Церковь, мы должны вспоминать, то, что было там доброго. Тяжело шла история Церкви, тяжело людям было отрываться от того, чему учили их долгие годы в миру. А чему учили долгие годы? Тому, что человек человеку волк. И когда прп. Серафима Саровского спросили об этом, то он сказал, – «если вам когда-то говорили, что человек человеку волк, то знайте, что во Христе человек человеку радость». И эту радость нужно увидеть, научиться самому дарить радость, и научиться принимать радость от других людей. Аминь.

Прот. Александр Новиков,
настоятель храма в честь иконы Пресвятой
Богородицы именуемой «Млекопитательница»

© 2015, mlp.in.ua. Все права защищены. 

Запись опубликована в рубрике Воскресная проповедь с метками , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.