Воскресная проповедь. Вера — самое великое чудо

22_11_15_11Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Сегодня мы слышали с вами Евангелие о двух великих чудесах (Лк.8:41-56). В начале сегодняшнего чтения повествуется о начальнике синагоги, или архисинагоге[1] Иаире.

В то время, когда служители синагог принимали Христа с опаской, старались не общаться с Ним, архисинагог Иаир приходит, припадает к ногам Спасителя и просит, – «приди, исцели мою дочь. Ей двенадцать лет всего, и она умирает». И Господь идёт в дом Иаира.

22_11_15_34

Икона «Исцеление кровоточивой», Мстёра, 19 век

На пути следования Христа, идущего в окружении большого числа людей, к Нему пробирается женщина, которая очень долго болеет. И болезнь её не излечивается никак, она тратит на врачей все свои средства, и уже истратила всё состояние свое, а исцеления нет. Нам сейчас очень знакома такая ситуация. Вокруг Спасителя много людей и женщина, «подойдя сзади, коснулась края одежды Его» (Лк. 8:43). И в этот момент происходит чудо –страдавшая столько лет, мгновенно исцеляется. Иисус поворачивается и спрашивает: «кто прикоснулся ко Мне?» (Лк. 8:45). Конечно же, Он знает кто, конечно, знает почему, но Он желает, чтобы женщина перед всеми исповедовала происшедшее. И женщина, припав к ногам Его перед всем народом исповедовала и беду свою, от которой страдала много лет, и чудо, которое произошло с ней, когда она прикоснулась лишь к краю одежды Спасителя. «Дерзай, дщерь! вера твоя спасла тебя; иди с миром» (Лк. 8:48), – говорит ей Христос.

22_11_15_1

Воскрешение дочери Иаира, 1871, В.Д. Поленов

Невдалеке от дома Иаира, его и Спасителя встречает посланник со страшной вестью о том, что девица умерла. Посланник спешит сообщить скорбную весть, чтобы Иаир не утруждал Учителя визитом в дом свой. Но, Христос поддерживает архисинагога, говоря, – «не бойся, только веруй, и спасена будет» (Лк. 8:50). Придя в дом князя сонмища, Он утешает плачущих, говоря, что девица не умерла, но спит. И не позволяет никому входить в дом, кроме трех учеников Cвоих (Петра, Иоанна и Иакова), а также отца и матери девицы. Многие начинают насмехаться и издеваться над Спасителем. На славянском языке это звучит так: «И ругахуся Ему, ведяще[2] яко умре» (Лк. 8:53). Они видели, что девочка умерла, они были в последний момент с ней. И то, что они видели, разве похоже на то, что девица уснула? Но как бы ни смеялись над Ним, как бы ни издевались — это пустое, человеческое и объяснимое, и на фоне этого здесь происходит чудо. Спаситель зашел в комнату, где лежит умершая и «взяв ее за руку, возгласил: девица! встань. И возвратился дух ее; она тотчас встала» (Лк. 8: 54-55).

И вот, читая Евангелие, мы мысленно сопровождаем Спасителя, Апостолов, Иаира и множество людей, будто сами видим, как совершились два чуда. Вы знаете, я ни раз слышал от людей, такие слова, – «вот, если бы я был свидетелем такого чудо, тога укрепилась бы моя вера». Скажу вам, – «ничтоже не укрепилась бы вера». А почему? Да потому, что в те времена, когда Христос ходил по земле и совершал величайшие чудеса, казалось бы, как должна была укрепляться от этого вера, как должны были бы все прибегать к Нему и идти за Ним. И, казалось бы, и не могло произойти то, что произошло – распятие Христово. Но, произошло. И вопреки доброй и, казалось бы, естественной логике – «чудо укрепляет веру», был распят Христос.

Чудеса не способны укрепить веру человека, потому, что люди могут объяснять происходящее чудесное события по-разному. Кто-то скажет, что Господь воскресил девочку, а кто-то, что Он её просто разбудил. Можно сказать, что женщина исцелилась сама по себе, что её исцелило, наконец, всё предыдущее лечение, а можно сказать, что она исцелилась верою и свершилась милость Господня.

22_11_15_4

Портрет Николая Лескова работы Валентина Серова. 1894

У Н.С. Лескова в конце повести «Запечатленный ангел» есть прекрасные слова, выражающие отношение к чуду верующего человека: «Да, так и многие располагают, что все это случилось самым обыкновенным манером, … Но мы против таковых доводов не спорим: всяк как верит, так и да судит, а для нас все равно, какими путями Господь человека взыщет и из какого сосуда напоит, лишь бы взыскал и жажду единодушия его с отечеством утолил».

Вчера был праздник Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных, составляющих воинство Божие, Ангелов, победивших в Небесном сражении воинство демонов. Вчера бал праздник Ангелов, бесконечно преданных Господу, Ангелов, никогда не отрекающихся от Него. Праздник, выраженный в самом имени Михаил – «Кто яко Бог».

21_11_15_5Для нас же самое большое поле сражения, где сходятся в брани вера и неверие – это наше сердце. Масштабы этого сражения грандиозны и неизмерима его важность для спасения нашей души. То мы преданы Господу и, кажется, верим бесконечно, то бунтуем и падаем, и оскудеваем в вере. И побеждает то одна сторона, то другая. Но все это мы сами. Человеческое сердце то наполняется верой, то теряет её. Человек мечется в поисках чудес, чтобы укрепить себя, а найдя, практически, тут же их забывает. Таково существо человеческое; мы с вами непостоянны и переменчивы, как ветер. Потому-то Христос и говорит, – «Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?» («Сын Человеческий пришед убо обрящет ли (си) веру на земли?» – церк.-слав.) (Лк. 18:8).

Даже в делах молитвы, бывает так, что мы очень долго о чем-то просим Господа, очень долго. И вдруг то, о чем просили, происходит. И это тоже чудо. Мы поначалу думаем, – «Господи, за что Ты нам такую милость оказал, вот оно чудо Божие». Мы радуемся, ликуем, но… через некоторое время забываем о милости Божьей. Такую цену мы даем чуду. Оно ласкает наш взор, согревает душу, но веру, к сожалению, не укрепляет. Вера совсем в ином. Верим мы не в само чудо, а в Того, кто сотворяет его. Вера и надежда связаны неразрывно. Вера – это не знание. Мы верим в то, чего не видим. Потому Господь и говорит: «блаженны не видевшие и уверовавшие» (Ин. 20:29).

Два великих чуда были явлены сегодня в Евангельском отрывке, но и о них забудет народ иудейский. Через какое-то время они будут кричать, – «распни, распни Его», забыв об этих чудесах и о множестве других – и о юноше — сыне вдовы, и о Лазаре, обо всем забудут. И страсти мира сего поглотят все впечатления от этих чудес. Лишь по Воскресении, верующие до конца, и вспомнят, и расскажут, и запишут все чудесные события в книгах Евангельских.

В нашей жизни бывает так же. Получая иногда ответ на свою молитву, получая тепло благодати Божьей, которую Господь изливает на нас, мы не в состоянии его удержать, ветры злые мира сего охлаждают его.

И согревая себя лишь верой в Единого Господа нашего Иисуса Христа, в Его чудное Воскресение, не будем искать, как иудеи, чудес, но будем стараться не расплескать сосуд веры, сохранять её в чистоте, а вера нам поможет сохранить надежду на Спасение в Царствии Небесном. Аминь.

Прот. Александр Новиков,
настоятель храма в честь иконы Пресвятой
Богородицы именуемой «Млекопитательница»


[1] Архисинагог — главный председатель синагоги иудейской, начальник собрания, старейшина собора, князь сонмища. Он наблюдал в синагоге за благочинием и порядком собрания; по его распоряжению начиналось установленное чтение в синагоге Священного Писания и закрывалось собрание. (Церковно-славянский словыарь: http://knigy-dlya-vseh.ru/az.html)

[2] Ведяще – от ве́дети – ведать, знать (Словарь Церковно-славянского языка, М.: изд. Имени свт. Льва, папы Римского, 2010)

© 2015, mlp.in.ua. Все права защищены. 

Запись опубликована в рубрике Воскресная проповедь с метками , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.