Воскресная проповедь. Прощеное воскресенье

Изгнание из раяВо имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодня у нас с вами последнее перед Великим постом воскресенье, а точнее Неделя, которая имеет название «Воспоминание Адамова изгнания». А еще сегодня – Прощеное воскресенье. Следующая седмица – первая седмица Великого поста.

Мы дышим, пока живем и Церковь дышит, и это дыхание проявляется в днях радости праздника и смиренных днях поста. Если мы присмотримся, то поймём, что в каждой неделе есть, как скоромное, так и постное. Чередуется, словно дышим, — вдохнули, выдохнули. Если мы живем жизнью единой Церкви, то дышим вместе с ней. Самое интересное, что вдыхаем тогда, когда мы постимся, то есть, когда наша плоть утончается, тогда нам легче и дышать. Это чувствует каждый человек, стоит ему стать немного тоньше плотью, ему становится легче ходить, легче двигаться, легче мыслить, ему становится легче жить. Вот это и есть вдох. А потом мы выдыхаем, выдыхаем с облегчением, мы радуемся, мы живем обычной жизнью. Пост – это не горе, это не печаль, не диета, пост утончение души для большей радости. Какое прекрасное слово – утонченный. Умеющий тонко чувствовать и понимать.

Представим себе ситуацию, живут дети с родителями и так происходит, что и то не клеится, и там нет понимания и, наконец, не выдерживают и разъезжаются. И только, когда уезжают дети, опечаливается родительское сердце; может, были и обиды, – «вот они молодые, живут по-другому». Но расстояние и любовь стирают в памяти все обиды, то что раздражало стало таким мелким и неважным, как говорится в народе «дальше живешь – крепче любишь». Нечто подобное происходит и в церкви. Не совершенен род человеческий, так и норовит потерять подаренный Рай, потерять любовь, потерять первородство за чечевичную похлебку. И, именно сегодняшнее воскресение напоминает нам о плаче Адама. Если мы всё время хотим находиться в радости, то чувство радости притупляется. Так же и с праздниками. Когда человеку приходится перетекать из одного праздника в другой, он перестаёт понимать, что это праздники, его душа становится нечувствительной ко всему праздничному. И другой момент, когда человек совершенно равнодушен, когда ему всё равно, что сегодня – праздник или будний день. Так вот, для того чтобы этого не произошло, чтобы Праздников Праздник – Пасха Христова не был для нас рядовым днём, чтобы он для нас был по-настоящему Праздник, по истине ожидаемым Днём, Святая Церковь установила дни Великого поста. Мы готовимся к Пасхе Господней. Мы утончаем свою плоть, мы готовим свою душу, к Страстям Христовым, только разделив которые, с пониманием, с сопереживанием, соболезнова́нием, сможем соучаствовать и в Воскресении Господнем!

Юрий Васильевич Шеров Прощеное Воскресение.-холст-масло.-64х38.-2014

Юрий Васильевич Шеров. Серия «Провинциальные картинки». Прощеное Воскресение. 2014

Те, кто ходил в этот храм, хотя бы по воскресным дням, запомнили, о чем мы c вами говорили после литургии. А говорили мы о том, что Церковь готовит нас к Великому посту. Не только к Пасхе готовит, но прежде подготавливает нас к Великому посту. Подготавливает, говоря нам, что нужно быть, милостивым, что нужно прощать. Сегодня, когда пост у нас на пороге, когда завтра уже Великий пост, когда завтра чистый понедельник, сегодня звучат слова самого Господа нашего Иисуса Христа и, обращаясь к нам, Он говорит в первую очередь вовсе не о еде. Он говорит, – «прощайте; и если хотите быть прощенными, и вы научи́тесь прощать». Месть и злоба съедают душу человеческую, ничто так ни съедает душу, как злоба и месть. Когда человек не может простить, когда все его мысли направлены только на одно – как отомстить, даже если он не может осуществить замысел, но всё думает и думает об одном, тогда душа его истощается, она становится пустой. И вот сегодня Господь в первую очередь нас призывает научиться прощать. Бывает в жизни, что и готов простить кого-то, но самого малого нам не хватает, нас нужно чуть подтолкнуть. Поэтому нашей Церковью установлен этот день, чтобы нам не стыдно было прийти и попросить прощения – это день такой, он так и называется – «Прощеное воскресенье». И не стыдно вовсе прийти к кому-то и сказать, – «прости меня, Христа ради». Вы знаете, мы даже слово «прости» достаточно затаскали. Бывает человек, наговорит кому-то в глаза обидных слов, а потом с легкостью произносит, – «прости меня». Словно спекулирует он словами Христа о том, что прощайте и прощено вам будет. И человек словами прощает, но такой осадок остаётся на душе, поэтому прощение наше должно быть искренним, и в просьбе о прощении должно быть раскаяние. От одной просьбы прощения без раскаяния толку никакого. Что толку просить прощения, если ты не раскаиваешься, если ты не считаешь, что действительно виноват. Всё, что будет сказано одними устами – сказано понапрасну. Сегодняшний день Церковь специально установила. Сегодняшний день – Прощеное воскресенье. И нам с вами следует прийти к тем людям, которых, как нам кажется, мы даже и не обижали, к близким своим прийти и сказать, – «Простите меня, Христа ради» и не только сказать, но и почувствовать, что в нашей жизни мы были очень несправедливы к ним. И как радостно ответить, – «Бог простит, и я прощаю. И ты меня прости». Представьте сегодня целый хор голосов, которые просят прощения одновременно здесь, и в другом храме, и в другом месте, да и во всём мире нашем Православном – вот этот хор и есть хор перед Господом Богом. Настоящий хор, который доходит до Господа Бога, – «Прости меня! И ты меня прости, Христа ради!». По-настоящему примирение. И если мы с вами научимся прощать друг друга, научимся примирению, тогда, значит, не зря прошли и подготовительные недели и не зря мы сюда с вами ходим.

Сегодня святой апостол Павел говорит нам, – «дорогие мои, ночь прошла, а рассвет приблизился». Знаете, как бывают страхи ночные, и кажется, нам, что и стучит кто-то, и тени какие-то, и прочее, и прочее, но стоит появиться первому лучику солнца, и сразу радостно жить становится. Я часто привожу такой пример: вот приходится священнику ездить не погребения, и когда зима, когда сырость и слякоть, холод и всё серое, людей умирает очень много. Но, стоит появиться первому лучику солнца, человеку снова хочется жить, он начинает бороться за свою жизнь, бороться и побеждать, вместе со всем Божьим миром ждать весну, как образ жизни, образ Воскресения. Да, у нас сейчас много страхов: «Как мы будем жить?», «Будут ли нас бомбить?» и прочее, и прочее… Тем более что прошедший год мы прожили очень невесело. В этот год мы насмотрелись на то, о чем раньше только читали. И только в этом году, возможно, многие из нас почувствовали то, о чем говорили нам старики, прошедшие войну, вспомнили их слова,– «пусть лучше будет чёрный хлебушек с водичкой, но только мирное небо и только, чтобы не бомбили». Страх за близких своих, страх за тех кого мы любим. И мы с вами, наконец, это осознали. И когда приходит осознание, дальше мы уже с вами будем говорить об этом своим детям. И пережив прошедший год, мы снова приблизились к тому моменту, кода не знаем, что с нами будет завтра, мы снова стоим на пороге, открыв двери, и там темнота. Но, апостол Павел говорит,– «утро приблизилось и Свет». Какой же свет? А Свет Христов. И мы, с вами открываем дверь в завтрашний пост, не с тем, чтобы увидеть темноту, но увидеть за ней Свет Христов, увидеть, как где-то вдали сияет Пасха Господня. И если сердце наше увидит этот Свет и пойдёт на него, значит, мы правильно готовились к Великому посту. Ведь ради Воскресения, ради Пасхи Господней, ради спасения рода человеческого и была принесена Великая Жертва Любви. И, если что-то нас смущает в этой жизни, мы должны помнить, что Христос Воскресе. И, как часто повторял прп. Серафим Саровский, – «Христос Воскресе! Радость моя, не скорби ни о чем».

Прощеный день в крестьянской семье Гравюра К.Крыжановского по  рисунку Н.И.Соколова

Прощеный день в крестьянской семье Гравюра К.Крыжановского по рисунку Н.И.Соколова

Сегодня мы просим друг у друга прощения. Можно много оправдываться, много говорить, но, напрасно. Потому, что обидеть человека очень легко. Даже посмотрел не так, сказал что-то не так, уже мог обидеть. Человек, как орган. Дотронулся в одном месте – по одному зазвучал, в другом – по-другому. Сложное существо человек. Себя сложно узнать, а другого человека тем более. И мы привыкли к одному так, к другому иначе относиться. И не замечаем, как делаем больно друг другу. Но, мы не будем ничего другого говорить, не будем оправдываться, а просто скажем, – «Дорогие мои, родные, простите меня, Христа ради».  Аминь!

 Прот. Александр Новиков,
настоятель храма в честь иконы Пресвятой
Богородицы именуемой «Млекопитательница»

Запись опубликована в рубрике Воскресная проповедь с метками , , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.