Воскресная проповедь. Проказа души

20_12_15_11

Павлин (японская живопись). Павлин является символом гордыни.

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Сегодня мы с вами слышали, как апостол Павел, наставляя колоссян, писал им: «Итак облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение, снисходя друг другу и прощая взаимно, если кто на кого имеет жалобу: как Христос простил вас, так и вы» (Кол. 3:12-13). А перед этими словами святой апостол говорил, что перед Господом нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, ни раба, ни свободного, то есть перед Ним все равны. Устраняя тем самым начало гордости, апостол пытался показать людям, что нам перед Господом нечем гордиться, нечем хвалиться нам, потому, что всё что мы имеем в себе, имеем по милости Его. И сегодня мы с вами поговорим о страшной болезни, болезни всего рода человеческого, начиная с первого человека на земле, начиная с Адама. Поговорим о болезни, которая именуется гордыней.

Эта страшная страсть, которая живет внутри человека, заставляет его порой гордиться такими вещами, о которых тяжело и подумать. Кто-то гордится своей властью, кто-то своей силой, кто-то своим богатством гордится, ну а кто-то гордится своей болезнью, своей немощью, своим лживым смирением. Гордыня настолько многогранна, что задевает каждого человека. Каждый из нас несет на себе отпечаток этой болезни. «Так говорит Господь: да не хвалится мудрый мудростью своею, да не хвалится сильный силою своею, да не хвалится богатый богатством своим» (Иер. 9:23).

20_12_15_3Эта болезнь всего рода человеческого подобна другому страшному заболеванию, которое называется – проказа. Но, проказу видно и прокаженных людей удаляют от общения. В те древние времена такие люди должны были как-то оповещать о том, что они идут – звонить в колокольчик, носить специальные одежды, чтобы их было видно издали, и под страхом смерти им было запрещено приближаться к здоровым людям, не разговаривать ни с кем, только на значительном расстоянии, тем более не дотрагиваться ни до кого. А болезнь гордыни явно невидна, и зародилась она в том месте, которое называлось Раем, через врага рода человеческого. Через неё произошло грехопадение, ею смерть вошла в жизнь человека. И с самого начала её появления до сегодняшних дней она протянулась через каждого человека, пока не оборвалась в принявшем «зрак раба» (Фил.2:7) Христе. Горделивое творение и смиренный Творец.

Бывает, что человек не задумывается о том, что несет он внутри себя. Бывает, приходит человек и рассказывает, что вся его жизнь сплошное несчастье, человек жалеет себя, но в то же время гордится, несет в себе обиду на всех людей, потому что гордыня заставляет его всех ненавидеть.

Бывает, что гордятся болезнью. Начинает человек жаловаться, но говоришь ему: «да нет, ты не настолько болен», но он доказывает, что болезнь его велика и при этом гордится ею, своей болезнью.

А кто-то гордится своей страстью и говорит: «а я могу выпить еще больше».

Бывает, что человек рассказывает о себе: «я в этой жизни был и унижен, и оскорблен, но я каждый день стою перед Господом Богом и по 12 часов молюсь» и при этом он не замечает, как из его уст вместе с жалобами на жизнь, тут же вылетают слова гордости. И тогда, если были у него маленькие добродетели, то тут же они губятся этим страшным грехом человеческим.

Гордыня настолько многообразна, что затрагивает все части человеческой жизни.

И очиститься от гордыни так же тяжело, как очиститься от болезни проказы. Прокаженные были изгоями, отделенными от общества, а гордыня сама отталкивает человека от общества. Бывает, человек в храм зайдет, а гордыня его из храма выталкивает. А если не выталкивает, то и здесь гордыня не оставляет человека и проявляется она здесь в храме. Настолько страшное это заболевание.

20_12_15_4

Исцеление десяти прокаженных. Джеймс Тиссо (1836—1902)

Мы сегодня слышали в святом Евангелии, как измученные проказой, просят издалека Господа, чтобы Он очистил их. Так и мы должны вопиять ко Господу: «Господи, очисти нас от греха гордыни, ибо она всю нашу жизнь исковеркала. Сколько других грехов, сколько ошибок мы сделали благодаря этой страсти. Начиная от первого человека, который через гордыню потерял рай и до нынешнего века, когда мы теряем уже Царство Небесное. Очисти нас Господи, так же легко, как Ты очистил прокаженных и дай нам силы, очистившись, вернуться к Тебе, чтобы поблагодарить, как это сделал самарянин, чтобы снова нам не впасть в гордыню. Молимся, просим, очисти от страшной страсти, которой болен каждый из нас».

Святитель Игнатий (Брянчанинов) говорил, что нет человека, который бы не находился в прелести. А что такое – прелесть? А прелесть, когда гордыня довлеет над человеком[1]. И человеку кажется, что всё именно так, как он думает, и он не желает даже выслушать другую точку зрения.

К кому устремляться за исцелением как ни к тебе, Господи Иисусе?

Господи, помоги, очисти нас от этого страшного греха, ибо с ним мы живем, ходим по этой земле, и он нас отлучает от Царствия Небесного. Буди милостив нам, и молитвами святых Божиих угодников помилуй и спаси нас. Аминь.

Прот. Александр Новиков,
настоятель храма в честь иконы Пресвятой
Богородицы именуемой «Млекопитательница»


[1] Прелесть духовная – состояние ложного духовного самосознания, при котором тонкое действие собственных страстей (прежде всего тщеславия) и воздействие на душу и тело падших духов субъективно воспринимается человеком как Божественная благодать и, в крайней форме, как святость (Азбука веры: http://azbyka.ru/m-prelest-duxovnaya.shtml)

© 2015, mlp.in.ua. Все права защищены. 

Запись опубликована в рубрике Воскресная проповедь. Добавьте в закладки постоянную ссылку.