Воскресная проповедь. Притча о талантах

20_09_15_1

Притча о талантах. Джон Морган (1823—1886)

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Всех вас поздравляю с Предпразднством Рождества Владычицы нашей Богородицы и с воскресным днем.

Сегодня мы слышали с вами притчу о талантах, которую уже неоднократно читали и слушали. И сегодня Господь говорит, что, раздавая каждому из нас достоинства, которыми мы обладаем, Он не может дать каждому усердие применить их добрым образом.

Нашу жизнь сравнивают не только с дорогой, но еще и с торжищем. Есть такое русское, церковно-славянское слово – «торжище», что означает базар, торговая площадь – место, где каждый торгует тем, что у него есть, получая за это какое-то вознаграждение. Преподобный отец наш Серафим Саровский, подразумевая именно эту притчу, называет жизнь нашу торжищем и говорит: «Стяжайте1 (приобретайте) Духа Святаго»2.

20_09_15+4

Как стяжать? Как приобретать этот Дух? Я уже не однократно повторял слова преподобного Серафима, – делайте дела во имя Христа. Делами во имя Христа, милосердием Его ради, мы приобретаем самое большое сокровище на земле – Духа Святаго.

Но мы с вами, проходя жизненное поприще, на торжище приобретаем и нужное, и ненужное. Меняем бездумно, меняем опрометчиво. Как употребить сокровище, если мы свободны в своём выборе, как не поддаться искушению и совладать со страстной нашей натурой. Каждый из нас может приобрести на это Господне серебро что-то свое. Но, раздав нам таланты, Господь не может нас принудить к тому, чтобы мы применили их во благое.

20_09_15_3Если мы добры от своего рождения, если жалостливы, потому, что жизнь наша так сложилась, это не означает еще, что мы милосердны. Если мы трудолюбивы на этой земле, если в силах делать очень много дел, это не означает еще, что мы заботливы и можем помогать другим. Каждый наш талант нуждается еще в нашем благоизволении, чтобы мы сами себе сказали, – «а ну-ка, иди, и примени то, что ты имеешь во благое». И это самое трудное. Неприменение таланта во благое, святые отцы называют леностью, как телесной, так и духовной. Когда у человека нет желания что-то делать, тогда он и, имея дар Божий, как не имеет вовсе. Гордость и самоуверенность иногда не позволяет применить даже во благо себе, превращая доброе в душепагубное, а для другого и тем более подумает, потому что кажется ему, что растратятся последние силы его и он не сможет их восстановить. Не знаю, может это была сказка, придуманная история, но в конце 80-х, начале 90-х, когда произошла переоценка денег, рассказывали, что умерла некая старушка, нищая, побиравшаяся, случайно вскрыли её матрац, старый и порядком испорченный, а в нем оказалась огромная сумма денег (возгласы прихожан). Вижу что некоторые из вас знали ее, жила она не так далеко от нашего храма. Страшная картина, мертвый человек на мертвом богатстве. Жизнь в нищете и истлевшее сокровище, которое так и не принесло пользы.

20_09_15_2Если мы свои дары не потратили вовремя и на пользу, если нуждающемуся не помогли тем, что умеем и нам возможно, если не заслужили любви от своих ближних, то память наша с шумом погибнет. Словно и не было никогда, не вспомнят нас не на этом свете люди, ни на том свет Господь наш Иисус Христос. Ни молитв на земле о смертной душе, ни утешения от Небесных сил.

Сколько бы мы не успокаивали свою совесть словами «доброе дело наказуемо», «люди добра не помнят», возможно оно и так, но веруем мы не в славу земную, а в Воскресшую любовь, принявшую распятие на земле от людей, и Воскресшая эта Любовь – есть единственный путь на Небо. Как появимся мы на великом брачном пире, без достойных одежд милосердия? Мы зарывшие таланты, зашившие сокровище в матрацы, не приобретшие милости Святого Духа.

Бывает, что на похоронах люди кладут в гроб сорок монеток и им кажется, что, сделав так, они делают что-то очень правильное и хорошее. Но там не имеют хождения наши деньги, там нужна другая валюта. И люди, которые так делают, суеверно думают, что этими медяшками, этими монетками они откупаются от мытарств. Но, нет. Человек, попадая на Суд Божий понимает, что он Страшный, отсутствием оправданий своим делам. И лишь на милость Великого Судии уповаем, но «суд без милости не оказавшему милости» (Иак.2:13). Много ли получили мы, мало ли в начале нашего пути, важнее то, как кто применит свои таланты. Сможет ли он на это серебро купить самое дорогое – Духа Святаго, и быть пред Господом Богом угодным Ему, что бы войти в радость Господина Своего. Аминь.


1  стяжать — снискивать, приобретать, добывать

2   «Стяжание Божиего Духа является тем же капиталом, но только благодатным и вечным. Иисус Христос жизнь нашу уподобляет торжищу и дело нашей жизни на земле именует куплею, и всем нам говорит: «Купуйте, дондеже приду, искупующе время, яко дние лукави суть»(из книги «Великое в малом» С. Нилус)

Прот. Александр Новиков,
настоятель храма в честь иконы Пресвятой
Богородицы именуемой «Млекопитательница»

Запись опубликована в рубрике Воскресная проповедь с метками , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.