Воскресная проповедь. Притча о брачном пире

06_09_15_5Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Поздравляю вас с воскресным днем.

Вот и осень уже пришла, скоро уже новолетие будет, начнется новый церковный год, начинается он с праздника памяти прп. Симеона Столпника. И вот, в конце уходящего церковного года, давайте поразмыслим о том, почему в течении всего года Евангельские чтения повторяются? Ведь многие из вас, стоящих здесь, ходят в церковь уже не первый год и, видимо, обращали внимание на то, что рассказ о некоторых Евангельских событиях, пусть и от разных Евангелистов, читается по нескольку раз за год. И так из года в год. Почему так? Зачем повторять? Даже, если люди не читают дома Евангелие, но приходя в храм, они слышат неоднократно одно и то же, и каждый раз священник что-то об этом Евангельском чтении рассказывает. И, казалось бы, зачем толочь воду в ступе? Что можно рассказать нового об одном и том же событии?

Но, если мы воспринимаем Евангелие не как историческое повествование, если мы читаем и слушаем его не как раcсказ современников о Христе и о событиях того времени, если воспринимаем Евангелие не как запечатленные и остановленные во времени истории, а принимаем сердцем Евангелие, как проповедь Христову, которая через века касается каждого из нас, как слова, обращенные не только к тем древним иудеям, самарянам, не только к фарисеям и книжникам, не только к апостолам и ученикам, а к нам, ныне живущим, тогда мы сможем понять и обрести то драгоценное, что заключено в Евангельских чтениях.

Прошлый раз мы с вами слышали Евангелие о злых виноградарях, а сегодняшнее Евангелие продолжает эту тему. Неблагодарное отпадение во зло одних и милостивое призвание для служения новых. Сегодня мы читали с вами Евангелие от Матфея (Мф. 22:1-14), которое называют «Евангелием о брачном пире». Параллельное ему Евангелие уже читалось в конце предыдущего гражданского года, только тогда мы читали Евангелие от Луки (Лк. 14:16-24). В этой притче рассказывается о том, как некий господин, царь устроил брачный пир для сына своего и позвал близких. Не просто позвал, а направил своих слуг с приглашениями на пир. Но званые на пир, когда пришло время пира, отказались идти по разным причинам. И снова послал господин рабов напомнить о том, что они приглашены на пир и их ждут, но званые не только оскорбили посланных рабов, но и убили их. Тогда хозяин пира отправляет войска свои и уничтожает и убийц, и город их. Затем господин посылает рабов на перепутья дорог, чтобы они собрали всех, кого встретят на своем пути. Но, есть в этой притчи нечто, что нас особенно удивляет: на пир пришел некий человек, который был плохо одет и господин наказал его и наказал очень строго.

Если мы в первый раз читаем и пытаемся размышлять над этой притчей, то для нас возникает здесь много чего непонятного. Вначале как будто всё понятно: званые на брачный пир отказались прийти, они отплатили страшной неблагодарностью хозяину, который их любил, и хотел, чтобы они пришли и разделили с ним радость его. В ответ они не только показали свое пренебрежение к хозяину и его приглашению, но и совершили нечто вопиющее – убили гонцов, принесших им приглашение на пир. Тогда хозяин собирает всех и хороших, и плохих, и добрых, и злых на пир, и собирает их с перепутий дорог, вот тут и первое непонимание, зачем хватать всех подряд, неужели от желания показать грандиозность пира? Всех позвал и тех, кто не готовился прийти на пир, всех собрал. Но, тогда зачем же господин пира прогоняет человека одетого не для свадьбы? Ведь собрал он с перепутий всех, кого встретили слуги, в том числе и из тех мест, где были не самые богатые. Отчего тогда выгоняет он одного человека и осуждает на вечную погибель? Давайте поищем самый простой ответ, что бы сегодня каждый из нас понял происходящее, что бы не громкими словами научного богословия, а примером доступным нашему с вами собранию открылось сегодняшнее Евангелие.

Ответом для нас будет наш с вами храм. Посмотрим на себя и поймем, что порой мы приходим с чувством, – «Слава Богу, что пришел в храм», и душа радуется, и молиться хочется. А иногда приходим с такой тяжестью в душе, что кого-то осудили, кого-то обидели, внутри себя, в глубине души, допустили какой-то грех и чувствуем, что мы недостойны даже находиться здесь. Приходим разные: приходим хорошие, и приходим плохие, и тогда мы только надеемся на Христа, надеемся на спасение, мы жаждем того, чтобы Господь снова дотронулся до нашей души, наше сердце очистил, и помог нам снова найти дорогу в Царство Небесное. И слова: «итак пойдите на распутия и всех, кого найдете, зовите на брачный пир» (Мф. 22:9), именно о нас. Мы те, кого нашли на распутиях дорог. И мы приходим в храм Божий, на пир Его, и знаем о своем недостоинстве и не соответствии, и надеемся, что Господь простит нас.

Представьте себе такую ситуацию. Закончилась вечерняя служба, люди расходятся по домам, и в храм заходит женщина, подходит к свечному ящику и спрашивает: «А когда будет причастие?» Ей отвечают: «Завтра. Завтра литургия будет, а значит и причастие». А женщина спрашивает: «А сколько это стоит?» И эти два вопроса говорят о том, что человек совершенно ничего не понимает. Сказал кто-то человеку: «Пойди причастись, раз у тебя проблемы на работе», и человек пришел. И если такого причастить, то так ничего и не поймет человек. И, скорее всего, священник скажет, – «извини меня, но походи сперва в храм, послушай, что говорит сам Христос, поучись вере, узнай хоть чуть-чуть кто есть Христос, пойми, что же такое причастие, а потом сознательно приди и причастись». И если человек услышав эти слова, скажет: «хорошо, я приду, я постараюсь понять, постараюсь узнать и обрести Христа», то слава Богу. А если человек скажет: «да, бросьте, знаю я ваши штучки, вам лишь бы побольше свечек покупали. Нет, мне срочно нужно причаститься, иначе на работе попаду под сокращение». И спросит священник: «А может Вы не туда попали?». Ведь главное во Христе, не спасение от бурь житейских, от проблем сего дня, а спасение души человеческой, тихая гавань  Христовой благодати.

И если мы приходим в храм зная к Кому идем, приходим за постоянным познанием Христа, идем, чтобы возлюбить Христа и ближнего своего, то причастие для нас – единое общение со Христом и с ближним. А если мы приходим сюда и главная наша задача – решить свои проблемы, и Христа мы знать не хотим, и учения Его тоже, и причастие для нас некое магическое действо, которое нам должно помочь в этой жизни, и люди в храме для нас помеха, тогда мы, хотя и приходим, но чужды храму, и не только храму, но и всей Церкви, и нет нам места и в храме, и в Церкви, не потому что хуже других, а оттого что верим и служим иному божеству, своей гордыне и этому миру. Это и есть небрачная одежда, это и есть то, о чем говорило нам сегодняшнее Евангелие. Не потому, что человек пришел в бедной одежде, а потому, что не готов был к пиру, и не знал для чего же он пришел, оттого, что не понимал к Кому он пришел, и чего он ищет здесь. К милостивому Царю пришел, но и милость Его обидел. Об этом сегодняшнее Евангелие.

06_09_1_4

Притча о званых на брачный пир

И каждый раз, вспоминая слова притчи о званых на брачных пир, мы будем вспоминать себя, предстоящих здесь, в этом храме. Мы смотрим на себя хороших и плохих одновременно и будем думать о том, чтобы достойно прийти и принять Христа c надеждой на Царствие Божие, ибо с этого и начинается сегодняшняя притча: «Царство Небесное подобно человеку царю…» (Мф.22:2) И рассказал сегодня в Евангелии нам Господь о Царствии Небесном, преддверие которого наши с вами храмы.

Внимательно читайте Евангелие, внимательно вникайте, разбирайтесь, чтобы понять, что не просто одно и то же мы здесь читаем, но пытаемся донести до сегодняшнего человека, сегодняшнего христианина то, что ему остро необходимо знать о Христе, чтобы душа его спаслась в жизни вечной. Христос и есть свет жизни, свет Христов просвещает всех. Аминь.

Прот. Александр Новиков,
настоятель храма в честь иконы Пресвятой
Богородицы именуемой «Млекопитательница»

© 2015 — 2018, mlp.in.ua. Все права защищены. 

Запись опубликована в рубрике Воскресная проповедь с метками , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.