Воскресная проповедь. «...но токмо рцы слово»

Исцеление слуги сотника_роспись Фаворского монастыря Преображения Господня монастырь 19 века_роспись 21 век_греческие мастера

Исцеление слуги сотника. Фаворский монастырь Преображения Господня. Роспись работы современных греческих мастеров (источник — pravoslavie.ru)

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Сегодня у нас с вами четвертое воскресение после Пятидесятницы. Сегодня мы читали и слушали Евангелие, которое повторяется у трёх Евангелистов. Оно есть и в Евангелии от Матфея (8:5-13), и от Луки (7:1-10) и подобное, не столько по содержанию, сколько по сути в Евангелии от Иоанна (4:43-54).

О чем повествует нам сегодняшнее Евангелие? О неком человеке, римлянине, или римском поданном, его в Евангелии называют – сотник, что говорит нам о том, что он командовал таким военным формированием римской армии, как центурия, то есть сотня. Так вот у этого сотника заболел слуга.

А сотник слышал об Иисусе Христе, и он обращается к Иудейским старейшинам (по Евангелию от Луки 4:3), чтобы они попросили Христа, и чтобы Он исцелил его слугу. По-разному нам рассказывают об этом апостолы евангелисты. У Матфея сотник сам приходит к Христу, у апостола Луки о просьбе сотника ходатайствуют Иудейские старейшины, а у апостола Иоанна речь идет о царедворце и его больном сыне. Но суть остается та же. По повествованию апостола Луки, пришедшие к Христу иудеи обращаются к Нему и говорят, – «Господи, не мог бы Ты исцелить слугу некоего человека? Да, он не нашего рода, он римский сотник, но достоин, чтобы Ты сделал для него это. Он очень любит наш народ, и даже построил нам синагогу». Святитель Иоанн Златоуст пишет, – «смотрите, как они просят. Они не просто просят о сотнике, но одновременно нахваливают его» (Свт. Иоанн Златоуст. Беседы на Евангелие от Матфея. Беседа 26). Почему? Да потому, что они боятся, что Господь не захочет идти к язычнику и выполнять его просьбу об исцелении слуги. А он, этот язычник, хорошо относится к иудеям, он строит им синагогу, и иудеи в ответ, хотят проявить свое внимание к сотнику. И Иисус идет с иудеями к сотнику. Здесь немного отличается повествование от Луки и от Матфея. У апостола Луки, сотник посылает к Иисусу еще и друзей, сказать, – «не трудись, Господи! ибо я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой» (Лк. 7:6). У апостола Матфея сотник сам приходит к Господу, но говорит те же слова, – «Господи! я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой» (Мф. 8:8).

Исцеление слуги сотникаУдивительно, сотник просит об исцелении слуги и в то же самое время, говорит, что недостоин принять Господа под кровом дома своего, потому, что он язычник. Сотник и обращается к Господу, но осознает свое недостоинство. Но, при этом он просит, чтобы Господь снизошел к его недостоинству и говорит, – «но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой» (Мф. 8:8) («но скажи слово, и выздоровеет слуга мой» (Лк.7:7)). И сотник поясняет, – «ибо я и подвластный человек, но, имея у себя в подчинении воинов, говорю одному: пойди, и идет; и другому: приди, и приходит; и слуге моему: сделай то, и делает» (Лк.7:8) Иными словами, сотник выражает мысль о том, что если он, ничтожный человек, но имея в подчинении других, может повелевать ими, то Господу достаточно сказать только слово и исцелится слуга. И Господь, обращаясь к сопровождавшим Его, говорит, – «и в Израиле не нашел я такой веры» (Мф. 8:10, Лк. 7:9). Эти слова встречаются в Евангелии неоднократно, Господь не раз повторяет их.

Русский художник Василий Поленов За кого Меня почитают люди 1890-1900-е_акварель

За кого Меня почитают люди? 1890—1900-е, акварель. Поленов В.Д.

И однажды Господь задаст вопрос, – «за кого Меня почитают люди?» (Мф. 16:13, Мк.8:27, Лк. 9:18). И одни скажут, что за Илию, другие, что за Иеремию или какого-то другого пророка, третьи скажут, что за Иоанна Крестителя. Но, многие из тех, кто ходил за Христом, принимали Его за некоего целителя, то есть Того, кто исцеляет людей. Они не видели в Нем пророка, но видели только чудеса исцеления, видели то, что Он помогает людям, и потому ходили за Ним.

И если сейчас кто-то скажет, что в том или в другом храме есть человек, священник или кто-то иной, кто исцеляет людей, к нему потянутся не только верующие, но и любые люди, которые считают себя больными. Почему? Да, потому, что им неважно куда идти, а важно только одно – избавиться от болезни.

Но, в сегодняшнем Евангелии мы видим нечто иное. Сегодня мы видим, что человек, который был язычником, который, казалось бы, был воспитан в традициях римского государства, не просто просит об исцелении своего слуги; он верует, что обращается не к целителю или врачу, а чувствует или осознает, что перед ним нечто намного большее. Он верит, что этот Человек творит чудо Божье, что этот Человек есть посланник Божий. Этими своими словами, – «но скажи только слово» – он исповедует Христа Сыном Божьим. Ибо он верит, что хватит одного только слова Его, без всякого физического воздействия, без физического контакта, даже приходить не нужно, – «скажи только слово». Вот какая вера, одновременно с исповеданием Христа – Христом (Помазанником Божиим). Не от своих единоплеменников воспринимает Христос такое исповедание, Он воспринимает его от язычника, который лишь просит смиренно, осознавая свое недостоинство, но просит именно Сына Божьего, просит того чуда, которое только Господь может сотворить, – «но токмо рцы слово изцелеет отрок мой» (церк. слав. перевод).

И Господь действительно творит чудо, и исцеляется слуга сотника, и именно в тот час, когда было сказано СЛОВО. По вере сотника и по силе Божьей. Вот здесь сегодняшнее Евангелие перекликается с Евангелием от Иоанна, которое мы упоминали. Исцелился сын царедворца именно в тот час, когда Господь сказал, – «пойди сын твой здоров» (Ин. 4:50).

Мы, пришедшие сегодня, и слышавшие это Евангелие, давайте вспомним множество примеров из нашей жизни, когда мы или кто-то советует людям прийти в храм Божий. Если что-то не ладится у человека, то ему часто говорят, – «а ты пойди в храм». И человек думает, – «а почему бы не пойти? Не ладится у меня (здоровье, дела или что-то другое), пойду, авось и будет ладиться». И это, совсем иное представление, убивает чудо. Почему? Да, потому, что человек приходит с мыслью, – «то ли сбудется, то ли не сбудется, но авось что-то будет хорошее», и он не верует во Христа, но верует прежде всего в то, что может разрешиться его проблема.

Зачастую, когда приходит человек в храм, обращается к священнику, спрашиваешь его, – «что случилось?», он рассказывает о своих проблемах, печалях, болях, а спрашиваешь у него, – «а почему пришел сюда?», он отвечает, – «мне посоветовали: пойди, поговори с батюшкой». Да, поговорить можно, разговоры разговаривать это не так тяжело, но самое главное – какой толк от этого разговора, что сможет остаться внутри, что можно посеять в душе человека, готова ли она, распахано ли там, или там целина и упавшее зерно, не сможет прорасти. Подготовлена ли там почва, для того, чтобы укрепиться вере Господней, а уже из этой веры, и этой верой дать совершиться чуду, на которое ты надеешься. Но, если человек пришел для того, чтобы послушать что-то и подумать так, – «может исполнится, а может и нет», тогда и зерно, которое упадет на такую почву, может не прорасти, и вовсе не дать всходов.

Ведь приходили не только к священникам, но и к самому Христу, и задавали Ему вопросы, но услышав ответ, уходили, и уходили опечаленными, значит, не каждый приходящий получает искомое, а тот, кто приходит во истину с верой и исповеданием, кто открывает душу и больше ни на что не надеется, кроме как на Господа Бога.

В сегодняшний день, сегодняшнее Евангелие нам повествует о том, кто упование свое положил не на человеков, но просил, милости Божьей, и он её получил. Аминь!

Прот. Александр Новиков,
настоятель храма в честь иконы Пресвятой
Богородицы именуемой «Млекопитательница»

© 2015, mlp.in.ua. Все права защищены. 

Запись опубликована в рубрике Воскресная проповедь с метками , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.