Воскресная проповедь. «Никто не может прийти ко Мне, если не привлечет его Отец, пославший Меня»

13_09_15_1

Христос и фарисеи. Клавдий Лебедев (1825—1916)

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Всех вас поздравляю с воскресным днем.

Думаю, что у многих из вас, приходящих в храм, слушающих проповеди священников, читающих Евангелие, читающих Священное писание, святых отцов, которые давали толкование на Священное писание, возникал вопрос – если всё Евангелие и Священное писание так полно истолковано, почему же, существует такое множество всяких ложных учений, ересей и почему же люди живут не так, как заповедал Христос, а так как им заблагорассудится. Они не читают, не вразумляются, или причина в чем-то ином?

Бывает часто и такое, если люди только начинают ходить в церковь, сразу становятся слишком строги к своим близким, начинают их поучать, ими понукать. Начинают говорить так, – «вот если бы они пришли и эту проповедь послушали, если бы прочитали это Евангелия, или то толкование, то тогда они, уж это точно, всё бы отбросили и начали ходить в церковь». И люди, которые сами недавно ходят в храм, становятся бичом для своих близких; они начинают подстёгивать, подгонять близких и в итоге вместо любви рождается отторжение. А близким в свою очередь кажется, что тот, кто их гонит в храм, сошел с ума, стал фанатиком, что он требует от них то, что вовсе им и не нужно. Отчего же так происходит, почему люди не обращаются сразу же к Богу, после того как им что-то было рассказано.

В сегодняшнем Евангельском чтении и содержится ответ на этот вопрос.

13_09_14_2

Христос и фарисеи. Джеймс Тиссо (1836—1902). Бум., акв.

Приходят к Самому Иисусу Христу Господу Богу и Спасу нашему фарисеи, чтобы искушать Его, и спрашивают, – чему же Он учит. «И один из них, законник, искушая Его, спросил, говоря: Учитель! какая наибольшая заповедь в законе?» (Мф. 22:35,36). И Господь отвечает: «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 22:37-39). И ответить им нечего было и возразить нечего, так как они и сами знали закон. И тогда Господь говорит: «что вы думаете о Христе? чей Он сын? Говорят Ему: Давидов. Говорит им: как же Давид, по вдохновению, называет Его Господом, когда говорит: сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня» (Мф. 22:42,44). Фарисеи знали, что Давид великий царь и почитали его, и ждали пришествия Сына Давидова, такого же великого. Но, спрашивает у них Христос, как Давид мог назвать своего Сына Господином? Ведь он был Царь, могущественный, водимый Духом Святым, отец, как же он мог назвать Сына большим чем он и как мог назвать Господином? Кто может быть Господином у царя? Только Бог. И тогда замолкают все фарисеи. Они не могут ответить на этот вопрос. Конечно, они могут сказать, что правильно Давид называет Его Господином, потому что Он будет поставлен самим Богом, Он будет Миссией (по-еврейски маши́ах), но тогда Иисус Христос спросил бы у них, но ведь Меня называют Мессией, и по делам Моим, разве вы не видите, почему же вы не верите Мне? Ведь сколько чудес Господь сотворил перед народом. Но, фарисеи, зная это, не могут сказать так, потому что не могут они признать Того, кто стоит пред ними Господином и Мессией. И они молчат. Они больше ни о чем не спрашивают Его. Они услышали вопрос, и сам вопрос подсказывал им ответ, но настолько закостеневшие были их сердца, и настолько были уверены они в своей правоте, что им было безразлично, о чем их спросили, и что нужно ответить.

13_09_15_3

Заговор фарисеев против Иисуса. Джеймс Тиссо (1836-190). Бум., акв.

И, казалось бы, когда Сам Господь Сердцеведец, Сам Господь Вседержитель, Сам Господь Иисус Христос обращается к ним, неужели Он не может найти какие-то слова, чтобы достучаться до их сердец? И вот, услышав Самого Мессию, услышав от Него слова Священного писания о Мессии, писания, которое они прекрасно знают, они ничего не отвечают. И малого того, они не идут, размышляя о сказанных Им словах, а идут, чтобы договориться как Его убить.

Это был Сам Христос, который обращался к фарисеям и спрашивал их. Его не приняли…

Проповедовать – это предлагать, а не насиловать. Учить это давать выбор, а не тащить за собой. Любить это заботиться, а не угнетать. И если бы мы с вами владели разными языками и на них проповедовали, если бы мы с вами творили великие чудеса перед своими близкими, то они и этого не замечали бы, если их сердца не раскрыты, если их не коснулся Святой Дух. «Никто не может прийти ко Мне, если не привлечет его Отец, пославший Меня» (Ин.6:44). Потому что люди привыкают даже к чудесам и начинают считать их чем-то должным, или смотрят на чудеса, как на нечто услащающее их взор, служащее их бытовым потребностям, и на самом деле чудо не касается их души. Пример этому Ирод Антипа, искавший чуда у Христа: «Ирод, увидев Иисуса, очень обрадовался, ибо давно желал видеть Его, потому что много слышал о Нем, и надеялся увидеть от Него какое-нибудь чудо» (Лк.23.8). Но увидеть наши нападки, злобу и недовольство, Духа Святого не надо, это видно обычными плотскими глазами. Постоянное давление и непрошенное назидание не делает нас соработниками Апостолов и тружениками нивы Христовой.

Сегодняшнее Евангелие нам объясняет, что, если человек закостенел в том, о чем он думает, на что надеется, чем живет, если человек не хочет менять свой образ жизни, не хочет напрягаться, думать, мало ли что еще, не хочет видеть вещи очевидные, чтобы вы перед ним ни делали, и ни говорили, он не поймет. Я не раз уже приводил такой пример: зашли в храм несколько человек и только один услышал, что читалось из Евангелия, и он уходит и размышляет об услышанном, а остальные хотя и слышали, но только вышли их храма, из головы всё вылетело. А если и мы с вами такие же, чего мы можем требовать от своих ближних. Мы можем только пример показать, чтобы близкие наши посмотрели и сказали, – «да, наш близкий стал к нам более ласков, более заботлив, стал больше любить нас. Что же с ним произошло? Пойдем и мы научимся творить такоже». И если мы этому научимся, если научим других этим не самым тяжелым вещам с точки зрения богословия, но очень тяжелым с точки зрения повседневной нашей жизни, это и будет нашей проповедью. Мы можем сказать тысячи слов напрасно. И снова вспомним, что даже Христос, обратившись к фарисеям, которые были людьми образованными, не мог добиться иного, как только того, что они еще более возненавидели Его.

Сегодняшнее Евангелие напоминает нам две великие заповеди: возлюби Господа Бога и ближнего своего. А если ты считаешь, что эти заповеди ты исполняешь, что любишь и Господа и ближнего, почему тогда не слышишь Самого Христа? «… пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы?» (Мф.9.13) Для нас это Евангелие сегодня – урок. Мы можем говорить красивые слова о Боге, но если не слышим призыв Господень, то мы с вами как «медь звенящая и кимвал звучащий» (1 Кор. 13:1). Аминь.

Прот. Александр Новиков,
настоятель храма в честь иконы Пресвятой
Богородицы именуемой «Млекопитательница»

Запись опубликована в рубрике Воскресная проповедь с метками , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.