Воскресная проповедь. Увидевший Христа

Неделя о слепомХристос Воскресе!

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа! Аминь!

Всех вас поздравляю еще с одним воскресным днем по Пасхе, которое носит название — Неделя о слепом. Название недель отражает суть, читаемого в воскресные дни Евангелия. О чем повествовало сегодняшнее Евангелие? О человеке, который был слеп от рождения. Он родился слепым, его все знали, он просил милостыню, у него были родители, его в городе видели. И вот в один день, который опять пришелся на субботу, Господь появляется со своими учениками, и ученики Его спрашивают: «Вот сидит человек слепой от рождения, и   нам очень интересно это он за свои собственные грехи так осужден или за грехи его родителей?»

Если перевести на более понятный нам язык, то это прозвучит так: «это за прошлые грехи родителей он наказан или за будущие свои?» Ведь ученики ни раз уже слышали, как Господь говорил, — «прощаются тебе твои грехи». Именно поэтому они и делают вывод, раз он слепой от рождения, значит где-то был грех. Либо был, либо будет. И они пытаются узнать у Христа, как проявляется закон. Либо он имеет обратную силу и наказание за грехи родителей получают дети, либо грех еще не совершен, но наказание уже получено.

60-е- 70-Худояров Василий Павлович 18291831 — 1892

Исцеление слепорожденного. 60-е- 70-е годы 19 века. Худояров Василий Павлович (1829(1831) — 1892)

Зачастую именно с такими вопросами многие и подходят к священнику: «батюшка, я заболела, и ребенок мой заболел. Это за мои грехи или, чтобы он дальше не совершил какого-то греха?» Тяжело ответить на такой вопрос, потому что промыслы Божьи это не промыслы человеческие и мысли Господни, не мысли человеческие. Но тут есть еще очень важный момент, о котором мы ни раз уже с вами говорили. Господь отвечает своим ученикам: «Да ни родители его, ни он сам не согрешили». Но, как же, неужели родители его были безгрешны? Оказывается, все очень просто. Каждый человек согрешая, по воле своей, получает отраву греха и несет уже в себе его печать. И детям не передаются вовсе родительские грехи, так как каждый грешит по своей воле и отвечает за свои грехи. Но родители могут научить детей быть склонными ко греху, или быть близкими к какой-то из страстей. Вот это родители могут «подарить» детям, оставить в наследство. Но, для детей это не является их грехом. Если родители съели виноград, у детей не будет оскомины. (Иез.18:2. «Зачем вы употребляете в земле Израилевой эту по­словицу, говоря: «отцы ели кислы­й виноград, а у детей на зубах оскомина»?») Иногда на почве непонимания природы греха возникают ситуации близкие к шантажу, если кто-то из супругов говорит, – «пошли повенчаемся иначе дети наши будут болеть». Может кто-то как-то и найдет оправдания таким взглядам, но нужно понимать, что любые Таинства, а особенно венчание должно быть добровольным. Это должно исходить из сердец двух людей – заключить союз перед Господом Богом. И шантаж здесь не уместен, и не уместна спекуляция в подобных случаях.

1888, Суриков Василий Иванович 1848—1916

Исцеление слепого, 1888. Суриков Василий Иванович (1848—1916)

И вот Господь говорит своим ученикам: «да ни он не согрешил, ни родители его. Может и были у родителей какие-то грехи, но они не стали причиной его болезни. Да и сам он не согрешил, он ведь родился таким». И здесь открывается новое понимания того, для чего же порой болеет человек. Читая святых отцов, мы узнаем, что болезни бывают от плоти нашей немощной. С возрастом болезней становится больше, так как тело старится, изнашивается. Бывают болезни к Славе Божьей, чтобы нас к чему-то подвигнуть, чему-то научить и, чтобы Господь на нас явил чудо свое. И бывают болезни от грехов наших. Мы должны это понимать, и не должны в ближнем искать червоточину и говорить, – «вот потому, что ты это или это делаешь, ты до сих пор болеешь». Нет. Один Господь знает, почему человек болеет. Так и в этой Евангельской истории. Господь говорит ученикам, показывая им слепорожденного, – «этот болеет во Славу Божью». В чем же здесь Слава Божия? Оказывается, в том, что Господь его исцеляет. Он берет немного грязи, разводит её, помазывает глаза слепому и отправляет его в далекую Силоамскую купель. Господь говорит, – «иди, умой там себе глаза». И здесь снова для нас урок. Вспомним одно из предыдущих Евангелий, которое называлось «О расслабленном». Там Господь исцеляет расслабленного, а тот Его даже не запоминает, хотя и глаза имеет, и лежал там в ожидании чуда Господнего. А этот, слепой от рождения, запоминает кто его исцелил. И свидетельствует дальше, что исцелил его Иисус, с которым он не знаком, но кто исцелил его —знает. Для расслабленного был важен одр, который он понёс и которому уделял очень много внимания. Слепой же не уделяет никакого внимания грязи, брению на глазах его, купели, для него это просто послушание от того, кто ему так сделал и сказал. И он также чает чуда Божьего. Он может уже и не чаял, уже и не надеялся, но он делает так, как ему сказали. Он идет, умывается и обретает прозрение. И он не начинает думать о том, что ему помогла грязь.

Давайте вспомним себя. Когда нам говорят, что вот земелька с могилки такой-то, что дядя Петя ел её 30 лет назад и исцелился. Но, то был дядя Петя, ненужно её (земельку) после этого есть ложками. Грязь ничто. И в сегодняшнем Евангельском чтении мы должны понять, что грязь, о которой упоминается – не лечебная грязь. Поэтому, когда спрашивают у слепорожденного об исцелении, он говорит, – «меня исцелил пророк», потому что для него главное – это то, откуда произошло исцеление. Не через что пришло исцеление, а кто исцелил.

Дуччо ди Буонисенья Маэста.

Исцеление слепого. Дуччо ди Буонисенья (1260—1319)

Сегодняшнее Евангелие очень отличается от Евангелия «О расслабленном». Сегодня слепорожденный, обретя зрение, обновленные глаза, говорит, что исцеливший его от Бога. Он отвечает вопрошавшим, – «если Он не от Бога, а вы говорите, что вы от Бога, то почему не знаете Его. Я несколько раз вам рассказал, как всё произошло, но вы не слышите. Но я почитаю Его за пророка». Это был смелый ответ, родители его побоялись иудеев, не стали отвечать о нем, а он не испугался никого. Он, получивший исцеление, знает первоисточник чуда.

Господь его находит, и спрашивает, – «веришь ли в Сына Божьего?» На что исцеленный говорит, – «а кто Он? Как мне Его увидеть?» И Господь говорит, – «и видел ты Его, и Он говорит с тобою» (Ин.9:37). И тогда слепорожденный кланяется Ему, исповедуя Его действительно Христом и Мессией. Вот в этом огромное отличие от Евангелия «О расслабленном», когда самое важное и главное для нас – это источник исцеления и благодати, Сам Господь Иисус Христос. Прослушав сегодняшнее Евангелие мы скажем, – да, там, где-то лилия сухая расцвела, где-то что-то еще произошло, но какая нам разница, если мы веруем в Господа нашего Иисуса Христа. Если мы уже веруем, нам дополнительные чудеса для веры не нужны, а если мы ищем чудеса всякие вокруг себя, значит не до конца мы еще веруем. Вера наша в том, что «Господь Воскресе!», и поэтому каждый раз, начиная от Пасхи мы, встречая друг друга, друг друга подбадриваем этим возгласом, – «Христос Воскресе!» И что еще нам нужно? И в сегодняшнем чтении ни за грязью побежал человек, ни за плюновением, ни даже за купелью Силоамской, – «вот там купель Силоамская, купель там еще где-то, нужно туда ехать», нет. Бежит человек за Христом, а увидевший, узнавший Его, кланяется Ему яко Царю и Богу. Аминь!

Прот. Александр Новиков,
настоятель храма в честь иконы Пресвятой
Богородицы именуемой «Млекопитательница»

© 2015, mlp.in.ua. Все права защищены. 

Запись опубликована в рубрике Воскресная проповедь с метками , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.