Воскресная проповедь. Не заблудиться в ветвях

Вход Господень в ИерусалимВо имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Всех вас поздравляю с праздником! Праздник сегодняшний называется Вход Господень в Иерусалим. В этом названии, в этих словах и есть смысл праздника – Господь входит в Иерусалим. Казалось бы, как радостно, как ярко, с какой душой встречают Его люди на входе в Иерусалим. Они срезали с финиковых пальм ветви, и машут Господу, чтобы Он видел, что они Его приветствуют, что они Его прославляют. Люди кричат,– «Благословен грядый во Имя Господне!» Все вместе они кричат, – «Осанна! Осанна в вышних!» Народ радуется, народ ликует, и даже дети малые увидев такое веселье, то же радуются и ходят с этими ветвями вокруг Господа. И всё это огромное скопление людей, на входе в Иерусалим ждёт и празднует вход Царя.

Но, праздник этот довольно печален. Чем же он печален? А тем, что Иерусалим снова не узнал день посещения своего (Лк.19:44). Снова еврейский народ, открыв глаза, ничего не увидел. Невольно вспоминаются слова Господни, что – имеющие очи да узрят, и те, кого ведут слепые упадут вместе с поводырями (Мф. 15:14). И вот сегодня мы говорим о событиях, отражающих смысл этих слов. Встречают Христа не потому, что Он Христос и Мессия и помазанник, а потому, что вчера Он сотворил великое чудо – воскресил Лазаря, и этого Лазаря уже видели живым. И вот они ждут, что Он сейчас пройдет златыми вратами во Иерусалим, пройдет Иерусалим, войдет во дворец и станет царем и одновременно с этим исчезнет всякая другая власть. Исчезнут оккупанты – представители Римской империи, и неправедные правители того времени, и народ Израиля заживет другой жизнью, какой жили они при царе Давиде – во славе великой и в богатстве великом. И именно этого ждут и именно это празднуют. И вот Господь входит в Иерусалим, но люди, ждут царя, ждут богатства, ждут сильной руки, ждут того, чтобы Он навёл здесь порядок.

На секунду оторвемся от этих размышлений и спросим сами себя, – отчего у нас в мире происходят войны? Отчего у нас умирают дети или молодые люди? Можем ли мы в этом обвинить Господа Бога? И отвечаем сами себе, – война человеческая – это противление сторон человеческих. Кто-то из гордыни, кто-то властолюбием, кто-то сребролюбием ведёт войны. Здесь падшая воля человеческая сталкивается с волей Господней, ибо человек свободен в принятии своих решений.

Достоевский Великий инквизитор Глазунов Илья 1985

Илья Глазунов, иллюстрация к произведению Ф.М. Достоевского «Великий инквизитор», 1985

Давайте с вами вспомним, если кто читал Федора Михайловича Достоевского. Вспомним его бессмертное произведение «Братья Карамазовы». Внутри этого произведения есть глава, представляющая собой отдельное произведение — притчу, под названием – «Великий инквизитор». В этой притче рассказывается о том, что пришел вновь Господь. Верующий народ узнает Его, Господь снова творит чудеса, снова исцеляет, снова воскрешает. Глава инквизиции не доволен, он уводит Господа и на допросе говорит Ему такие слова, – «как нам управлять этим безумным народом? Управлять им без насилия невозможно». И Господь, ничего не отвечая, уходит молча. Выдумка, притча, фантазия Федора Михайловича, вложенная в уста Ивана Карамазова, но в этой притче отражены проблемы общества, живущего по своей воле и не узнающего день пришествия Господа.

Воля человеческая такова. Еще вчера покинувший рай, сегодня творит беззаконие. И вот Каин убивает Авеля, а ведь отец их Адам видел Господа Бога и говорил с Ним. Они выросли на рассказах из первых уст о том, какой он был, этот потерянный рай. Что же говорить о нас с вами, живущих сегодня?

Спросим себя, почему умирают дети, и сами ответим, – смотрите, чем мы дышим, что мы едим. Разве зная о том, что гибнут дети, те, кто имеет возможность прекратить это, прекратят? Разве продукты будут лучше или небо над нами чище? Нет. Потому, что страсти человеческие – тоже сребролюбие, та же гордыня требуют продолжения происходящего. И мы вдруг увидим, что тот мир, который мы получили, мы смогли довести до такого состояния, что сами страждем от него. Но, в то же время мы пытаемся так его устроить, чтобы здесь получить как можно больше радости и удовольствия. Господь говорит, – кто друг миру, тот враг Христу. Почему такие грозные слова? Потому, что если возлюбили мы что-то в этом мире, мы можем возлюбить это больше, чем самого Христа. Мы можем возлюбить комфорт, богатство, положение в обществе, больше, чем самого Христа, мы можем возлюбить собственный покой больше, чем самого Христа, мы можем возлюбить семью свою больше, самого Христа. И оправдывая себя в этом, мы наносим беду людям и обиду Христу, отворачиваемся от Него.

И в сегодняшний день именно об этом речь. Люди, кричащие «Осанна!» встречают царя, который сделает их счастливыми, который здесь устроит им благополучие. Они не понимают, что здесь война духовная. Господь приходит к этому развращенному, к этому несчастному роду человеческому, чтобы его исцелить и, чтобы уничтожить самого главного его врага. И Он уничтожает этого врага, Он за всех нас, приносит великую жертву. Не просто Плач по ИерусалимуОн идет в Иерусалим. Он пройдет его и выйдет. И потом, сядет на горе и скажет, – «горе тебе Иерусалиме. Сколько раз хотел собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели». (Мф.23:37) «Но, каждый раз ты не узнавал дня посещения своего». И заплачет Он о Иерусалиме, который снова не узнал посещения своего. Господь приходит сюда на страшную и последнюю битву. Это битва за род человеческий, за тех, о которых сказал Христос, – «Отче, которых Ты дал мне – не погублю». И эта битва закончится крестом Господним. И этим крестом, словно мечом, Он повергнет врага рода человеческого и разрушит врата ада. «Смерть, где твоё жало?», – спросим мы себя на Пасху. «Ад, где твоя победа?», – скажем мы (огласительное слово свт. Иоанна Златоуста). Но, сегодня этого не видно еще. Сегодня люди ликуют и ждут царства земного и они его не получают. Кричащие, – «Осанна! Слава!» и прочее, сегодня будут просить, чтобы Он стал царем; они захотят земного царства. Но, не для этого Он пришел, не для этого отверг искушения. И потом Он скажет Пилату, – если бы Я был царь в мире сем, то служители Мои защищали Меня, но Царство Мое не от мира сего. Но, этого никто и не увидел. Пришел Царь, но Небесный, а ожидали царя земного. И сегодня они кричат, – «Осанна!» и «Слава!», а в пятницу будут кричать, – «Распни!», потому, что Он разочаровал их, Он не дал того, чего они ждали.

И вот Господь, пройдя через Иерусалим, и не увидев никого, кто встречал бы Его именно как Мессию, выйдет из города и заплачет о нем. А народ разочаруется и скажет, – да, царь-то не настоящий. Кричали мы и радовались, а Он ничего не сделал. Мало того, Его схватили и распяли, где ж этот царь, какой же это царь? И тогда те, кто любил Его восплачут, но слёзы их после обернуться радостью, ибо Он воскреснет. Сегодня лишь начало входа Господня в Иерусалим, и войдя в Иерусалим Он дойдет до Голгофы и потом, воскресший действительно станет Царем всех царей и Господом Спасителем нашим. Завтра начинается Страстная седмица, сегодня – Вход Господень в Иерусалим. Нам еще пережить предстоит многое: и Страсти Христовы и Распятие и Погребение. И потом вместе с учениками Его, вместе с женами-мироносицами возрадуемся, и скажем Ему, – «Учителю! Рави!» И Господь ответит нам, – «Я войду к вам и буду вечерять с вами. И стучаться буду не в двери, не в ворота златые Иерусалима, а в двери вашего сердца. И кто отворит Мне, к тому и войду, и с тем буду вечерять». Так просто, Царь царей к каждому из нас. И, если мы свое сердце откроем и выстелем Господу дорогу не ветвями пальмовыми, а миром душевным и чистотой помыслов, чтобы Господь был с нами. И тогда никто нас не разлучит от любви Его.

Сегодня мы выйдем с вами на улицу, отслужим там молебен, потом поднимем ветки вайя, чтобы тоже возрадоваться, чтобы стать проповедниками, того, что у нас сегодня не освящение ивовых прутиков, что у нас сегодня Вход Господень в Иерусалим. И с этими веточками мы пойдем домой, чтобы все видели – праздник Господень, радуемся Господу нашему, идущему на вольную страсть. Это проповедь своеобразная.

Вербное 2015_2

Фото: В.В. Миски-Оглу

И самое важное, чтобы в этом лесу, в этом огромном количестве ветвей мы не заблудились, чтобы мы увидели Самого Христа за ветками. Что не ради этих веток мы с вами пришли, потому, что жизнь этих веток короткая. Сегодня они радуют нас своей зеленью, а завтра помещены будет в огонь, завтра их сожгут, но не веток ради мы пришли в храм.

Вербное 2015_4

Фото: В.В. Миски-Оглу

Мы не должны заблудиться в этом лесу, но найти Царя царей, потому, что ради Него, грядущего на вольную страсть мы пришли сегодня в этот храм, чтобы увидеть начало Его страстного пути, чтобы взойти с Ним на Голгофу, чтобы потом по-настоящему понять произошедшее, чтобы по-настоящему возрадоваться великой радости Воскресения Христова. Аминь!

Прот. Александр Новиков,
настоятель храма в честь иконы Пресвятой
Богородицы именуемой «Млекопитательница»

Запись опубликована в рубрике Воскресная проповедь с метками , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.