Воскресная проповедь. Иди, и ты поступай такожде

29_11_15_1Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Всех вас поздравляю с воскресным днем.

Сегодня у нас память святого апостола и Евангелиста Матфея, одного из тех апостолов которых называет Святая Церковь самовидцами. В каноне святому апостолу Матфею мы слышим это слово – «Самовидец быв и слуга возсиявшаго слова», так написали о нем святые отцы, то есть это тот, кто сам был свидетелем многих чудес Христовых, лично присутствовал, ходил за Христом, был в Его окружении и, что видел, впоследствии записал.

В Евангельском чтении сегодня мы с вами слышали, и уже не в первый раз, о том, как некий человек – законник, то есть человек, который занимался изучением Закона Божьего, данного через Моисея, приступил к Иисусу, и спросил Его, — «как спастись?», как наследовать Царство Небесное. И Господь, прежде ответа, спрашивает его, – «в законе что написано?» (Лк.10:26), законник отвечает, – «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя» (Лк.10:27).  Господь одобряет его и говорит, – «так поступай, и будешь жить» (Лк.10:28). И тогда законник задает другой вопрос, – «а кто мой ближний?» (Лк.10:29). Это сложный вопрос, его задают и сейчас часто, но появился он давно. Задавали его и в Иудее: иудеи считали своими близкими иудеев; фарисеи, – фарисеев; народ считал, что они ближе друг к другу по родству (коленам); а самаряне вообще жили обособленно и были иудеями презираемы, как язычники. Вопрос этот был очень важен, – кто в народе израильском был ближним друг другу? Тем более, что нужно было этого ближнего возлюбить, как самого себя. Поэтому и спрашивает законник Иисуса Христа, – «а кто же ближний мой?».  И тогда Господь рассказывает притчу, которую вы не раз уже слышали. Притчу о милостивом самарянине, где ближний не по плоти или закону, а по милости и любви.

29_11_15_3И мы задаем себе часто вопрос, – «а кто же мой ближний, кого мне любить?» И отвечаем сами себе, что ближний это тот, кто с нами рядом постоянно и, кто нуждается в нашей заботе, и еще говорим, что любить мы должны всех, и даже врагов. И сами того не понимая, ставим перед собой просто недосягаемую цель. Невозможно в начальной школе изучать высшую математику, невозможно деткам-первоклассникам изучать материал старших классов, невозможно прийти на предприятие, ничего не зная, и сразу стать за станок. Невозможно, потому, что любое учение имеет строгую последовательность, сначала азы, затем постепенно сложнее и сложнее. И пытаясь исполнять заповедь о любви к ближнему, мы часто думаем, что нет у нас сил, нет терпения у нас, и мы не можем любить весь мир. Но, Господь и не ставит перед нами самой сложной задачи.

29_11_15_2

Милосердный самарянин, 1874, Суриков В.И. (1848–1916)

Смотрите как интересно. В этой притче открывается два аспекта любви. Первый – любовь, как проявление милосердия, второй – любовь, как благодарность за проявленную милость. Помните, как Господь спрашивает у законника, – «Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам?» (Лк.10:36) Законник отвечает, – «оказавший ему милость», «Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же» (Лк.10:37)».  Господь не уточняет, что именно делать, либо милость творить, либо отвечать добром тому, кто милостиво расположен к тебе, отвечать добром на добро. Это две меры милости и любви.

29_11_15_4

Добрый самарянин. Гюстав Доре (1832—1883)

Зачастую мы с вами, рассуждая о том, что нужно любить врагов, не можем любить даже близких, которые рядом с нами. Нам сотворяют милость, а мы зачастую отвечаем гадостью, и обижаем человека, который сотворил нам милость. И не научившись творить милость по-настоящему нашим близким, тем более не сможем её творить другим людям. Мы, не научившись азам начальной любви, начинаем на себя брать тяжелую ношу любви ко всем людям, естественно, что мы не справляемся, а показываем какую-то общую «любовь», – «мы всех любим». На самом деле, если мы так говорим, мы не любим никого. Тяжелее любить тех, кто находится рядом с нами каждый день. Их немощи мы знаем, их беды мы видим, даже их характер нам очень мешает их любить. Любить человека, который стоит рядом с нами, гораздо тяжелее, чем всех людей вместе взятых. Мы не можем собрать всех людей и воспылать к ним любовью. Но, вот рядом наш ближний, вот тот, кто сотворил нам милость, а мы вместо любви отвечаем на доброе злом. Не научившись любить тех, кто благоволит к нам, тем более тяжело нам научиться любить врагов наших. Если мы научимся любит ближнего, который делает нам добро, то может тогда, мы будем к другим, хотя бы, терпеливы. Любовь – это тяжелейший труд.

Читая жития святых, мы видим, что они любили даже тех, кто их истязал. Какая высота духа! Но, к сожалению, мы не пришли к степени их святости, и что лукавить, сами и не придём. И давайте начнем с самого малого, с любви к тем, кто рядом с нами. Давайте не будем отвечать злом за добро, и постараемся любить ближнего, который рядом. И здесь есть разные ступени: сначала научимся терпеть ближних; потом научимся не замечать их немощей, а замечать их достоинства; а потом научимся их любить, отвечая заботой на заботу. И лишь потом, если даст Господь, если в нашем сердце будет по-настоящему посеяна любовь, а в душе стяжаем Дух Святый, мы, может быть, сможем любить и тех, кто о нас не заботится, уже по доброму навыку, по милости своей оттаявшей души, по действию Духа Божьего. Начнем с малого, чтобы достигнуть бо́льшего.  Начав от благодарности впадшего в разбойники, дойдём и сами к милости самаритянина.

Поэтому, Господь, обращаясь к законнику, говорит ему, – «иди, и ты твори такожде». Кто ближний? Тот, кто оказал милость. Да, он иноплеменник, но это не важно. Так вот, хотя бы к нему тоже будь милостив. Ведь, как может продолжиться эта притча? Спасенный иудей, увидит этого самарянина, и забыв о милости, скажет, – «да, кто он такой? – самарянин… а я иудей!» Так зачастую бывает и с нами. Получивши милость, мы забываем те руки, из которых получили милость, мы забываем того человека, который нам её оказал, потому, что нас гордость уже влечет вперед. И уже не о любви к ближнему думаем мы, а желаем только, чтобы любили нас такими, какие мы есть, и не хотим отвечать любовью на любовь, или совершенствоваться ради любви. Обращаясь к нам сегодня Господь Бог сказал, – «иди, и ты твори такожде». Начнем с малого, чтобы достигнуть большего. Начнем с самого малого, и с самых ближних, чтобы потом достигнуть полноты меры Любви Христовой.  Но только нужно начать, а потом не остановиться. Аминь.

Прот. Александр Новиков,
настоятель храма в честь иконы Пресвятой
Богородицы именуемой «Млекопитательница»

Запись опубликована в рубрике Воскресная проповедь с метками , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.