Воскресная проповедь. «Господь посетил свой народ»

25_10_15_1Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Всех вас поздравляю с воскресным днем.

Прежде всего я хочу поговорить с вами о том, как я готовлюсь к проповеди. Проповедь – это неотъемлемая часть нашего богослужения, потому что проповедь – это слово о Христе, которое звучит от апостолов до настоящего времени.

Готовясь к проповеди, я собираюсь не просто пересказать вам Евангелие, но пытаюсь рассказать о том, что будет полезно. И бывает так, что я целую неделю думаю о том, что рассказать вам, моей пастве, чтобы по-новому открылось перед вами Евангельское чтения, чтобы услышать и понять его во всей его полноте, но в последний момент что-то меняю, потому что понимаю, что важнее будет людям услышать не о том, о чем собирался говорить, а о другом аспекте чтения. А бывает так, что, подготовившись и выйдя на проповедь, я стою перед вами, как сейчас, сморю на прихожан и понимаю, что паства не готова услышать то, о чем собирался говорить, и нужно всё менять. Каждая следующая проповедь связана с предыдущей, и является её продолжением. И если мы с вами внимательно проследим за нитью всех проповедей, то поймем, что это один общий рассказ и цель всех проповедей привести всех к одному общему знаменателю – к понимаю благовестия о Христе, привести к Самому Христу.

И просто пересказать сегодняшнее Евангелие, или Евангельское чтение любого воскресного дня, недостаточно. Само сегодняшнее повествование на первый взгляд очень, очень простое для понимания. О чем оно было?25_10_15_5 О том, как однажды Христос с учениками своими шел по пустыне и подошел к городу, который назывался Наин. И когда они подходили к городу, то навстречу им вышла из города похоронная процессия. Оказалось, что это были похороны совсем молодого человека – единственного сына вдовицы. Нам легко себе представить это событие, но тяжело представить степень горя вдовицы. Если мы с вами окунемся в историю и изучим жизнь, нравы, обычаи тех времен, если попытаемся проанализировать разные источники –исторические, литературные, Священное Писание, тогда только поймем, как тяжело жилось вдовам в те времена, тогда только поймем насколько велико было горе этой женщины. Одинокая вдова в те времена, практически, была обречена на нищенство и гибель. Выжить в одиночку тогда было очень трудно даже мужчине, а женщине, просто невозможно. Оставшись одной без сына, она лишалась, практически, всего.  Потому-то и горе её безмерно. И люди того города все ей сопереживают, они понимают весь трагизм, всю полноту её несчастья.

25_10_15_2

Воскрешение сына вдовы. Юлиус Шнорр фон Карольсфельд

Вот вся эта скорбная процессия, выходит из города и встречает Христа. А Христос просто подходит ко вдове и говорит ей, – «не плачь» (Лк.7:13), и воскрешает юношу. Он подходит к одру и говорит, – «юноша! тебе говорю, встань!» (Лк.7:14) Просто так, говорит и юноша встает.

И завершают это короткое Евангельское повествование слова народа: «великий пророк восстал между нами, и Бог посетил народ Свой» (Лк.7:16). Ну, что здесь непонятного? Всё кажется нам понятным и простым. И о чем же нам говорить, чтобы это Евангельское чтение сегодня через столько лет нам с вами было полезно? Сегодня мы попытаемся разобраться в том, о чем на самом деле рассказывает нам Евангелие, нам внимательно читающим его (если мы действительно таковые).

25_10_15_4

Исаакиевский собор. Роспись Шебуева В.К.

Давайте представим себе, что мы находимся в составе этой похоронной процессии тогда, в то время, не сейчас. Допустим, что мы не знаем особенно о том, что происходит в мире, за пределами нашего города, мы особенно не знаем о Христе. Мы живем своей жизнью, и вот мы идем за женщиной, которая в безмерном горе, мы ей сопереживаем, мы идем хоронить её сына. И вдруг видим, что навстречу нам идёт толпа людей и Один из них отделяется от сопровождающих, подходит ко вдове и говорит ей, – «не плачь». Как бы мы реагировали на это, не зная, Кто подошел, и что будет дальше? Мы понимаем, что Человек этот желает чем-то утешить женщину, но, а чем тут утешишь, когда такое горе? И вдруг Он творит чудо. Он говорит, – «встань» и мальчик встает. И происходит всё довольно быстро, и вот мы, пораженные происшедшим, уже расходимся, мы уже не похоронная процессия, мы удивленные возвращаемся в город и рассказываем всем о том, что произошло на наших глазах. Одни из нас скажут своим знакомым и близким, – «вы знаете, мы шли хоронить этого умершего отрока, сына вдовы, как вдруг подходит Человек, неплохо одет и говорит, – «встань» и мальчик воскресает и встает. Кто Он такой мы не знаем». Другие, которые немного слышали о Христе, расскажут, что Тот, кто ходит с учениками и чему-то их учит, воскресил сына вдовы. И каждый из нас, кто был в этой процессии, расскажет по-своему, потому что у каждого будет свой взгляд, со своей стороны, со своей точки зрения. Но, главное, что мы, скорее всего, будем оценивать событие в рамках нашего понимания, в мирских рамках. И лишь те, кто читал Священное Писание, кто был знаком со Священной Историей, скажут, – «мы шли хоронить нашего мальчика, и в это время подошел некий Человек и словно Илия Фесвитянин воскресил сына вдовы, словно Елисей воскресил сына женщины сонамитянки. Это один из величайших пророков восстал, Он сотворил то, что творили великие пророки».

25_10_15_3Знание Священного Писания позволило взглянуть на происшедшее совершенно другими глазами, и увидеть то, чего не увидел обыденный взгляд. Не просто так написано в Евангелии, что людей «объял страх» (Лк. 7:16) и они сказали, что восстал великий пророк в Израиле и, «Бог посетил свой народ» (Лк. 7:16). Те, кто говорил так, знали историю свою, знали Священное Писание, и знали, что за всё время существования народа израильского только два раза происходило подобное: когда великий и грозный пророк Илия Фесвитянин воскресил сына вдовицы в Сарепте и когда ученик Илии, Елисей, тоже величайший пророк, воскресил отрока, сына сонамитянки. И в первом и во втором случае женщины взывали к пророкам. Илие сказала жена из Сарепты: «что мне и тебе, человек Божий? ты пришел ко мне напомнить грехи мои и умертвить сына моего» (3 Кн. Царств, 17:18), а Елисею сказала сонамитянка: «просила ли я сына у господина моего? не говорила ли я: «не обманывай меня»?» (4 Кн. Царств, 4:28). Здесь же, возле города Наин, произошло будто и похожее событие, но совсем иначе.

Давайте вспомним первое чудо, которое сотворил Господь Бог наш Иисус Христос в Кане Галилейской. Приходит Христос на свадьбу, никто не просил Его ни о чем, только Матерь Его обратилась к Нему, и Он совершает чудо, и никому ничего не объявляет, никому ничего не говорит, просто совершает чудо и всё. И сегодня Христа никто не просил о чуде, никто не говорил Ему, – «смотри, эта несчастная вдовица в таком горе, сотвори чудо, утешь её». Нет, никто не просит, Он сам проходя, творит милость, творит заботу.

Да, и милость, и заботу проявили и величайшие пророки Илия и Елисей, только здесь мы видим, мы чувствуем сердцем, нечто большее, чем было тогда у пророков.

Вспомним, и другие чудеса Господа нашего. Вспомним, когда Господь исцелял кого-то, тогда Он чаще всего говорил, – «иди и не греши более». А здесь Он этого не говорит. И каждый раз, когда Он воскрешает, Он не говорит, – «иди и не греши». Ни дочери Иаира, ни Лазарю Четверодневному Он не говорит этих слов. Человеку естественно умирать. Умирают от болезней и от несчастных случаев. Человечество плотью своею смертно. Сегодняшнее чудо, которое совершено было без каких-либо просьб открывает нам милость Господню на человеке. Христос показывает своим ученикам и тем, кто был там, что велик Господь во всем Израиле. Он открывает нам, что Господь не оставил свой народ, что Он с ним. Он творит чудо легко, одним прикосновением, без просьб о чуде и без наставления после сотворенного чуда.

Давайте вспомним и то, как спрашивал Господь у собравшихся в синагоге послушать Его: «Поистине говорю вам: много вдов было в Израиле во дни Илии, когда заключено было небо три года и шесть месяцев, так что сделался большой голод по всей земле, и ни к одной из них не был послан Илия, а только ко вдове в Сарепту Сидонскую» (Лк. 4:25-26). И мы спросим себя, а разве только один ребенок умер в Израиле тогда, почему только одного этого отрока Господь воскресил? Почему повествуется только об одном этом чуде? Почему Он, такой великий не помог сразу всем и не сделал всех счастливыми?  И вспомним слова, сказанные перед этим Христом: «истинно говорю вам: никакой пророк не принимается в своем отечестве» (Лк. 4:24).

Здесь вспоминается ситуация из одного произведения, когда человеку предложили загадать главное желание и он сказал: «хочу, чтобы все были счастливы и никто не ушел не утешенным». Давайте подумаем, если бы нам предложили загадать желание, самое важное, самое сокровенное желание, чтобы мы загадали? Вот так, подошли бы к нам и спросили: «чего ты особенно желаешь? Отвечай сразу». Думаю, что в большинстве своем мы назвали бы вещи самые несущественные, потому что живем мы с вами зачастую сегодняшним днем, окружающими нас проблемами. И мало кто, может даже понять, какая же проблема для него самая важная, самая главная в жизни. Потому и молитвы наши зачастую не о главном. А если и тревожит что-то нас, то мы часто помолимся сегодня об этом, а на завтра уже и забудем. Приходят порой к священнику и просят, – «батюшка, помолитесь о том-то или о том». Потом проходит время, встречаешь этого человека, спрашиваешь его, – «ну, как там Ваша проблема?», а он и вспомнить порой не может, и говорит, – «ой, батюшка, да это когда было, я и забыл, тут каждый день новые и новые проблемы возникают». И так в суете и проблемах проходит вся наша жизнь.

И сегодня Христос, воскрешая отрока, сына вдовы, напоминает людям дела великих пророков, являя им большее чудо, являя им Себя. А дальше шаг за шагом Он приближается к Голгофе. И несмотря на то, что увидели в Нем великого пророка, поняли, что Он от Господа, потом это мало кому помешает оболгать Его, посмеяться над Ним, и, наконец, распять Его на кресте. Сегодня Господь воскрешает отрока и не обязывает никого ни к чему, не заставляет ни каяться, ни плакать, а наоборот, радоваться, ибо «великий пророк восстал между нами, и Бог посетил народ Свой». И, чтобы вместе со вдовой из Наина радоваться и нам, не должны мы оказаться в числе тех, кто не признает пророка в Отечестве Своем. Сегодня – день память милости Господней, которая началась в Кане Галилейской и продолжается до сегодняшнего дня, память о том, что Господь не забыл свой народ, а если не забыл свой народ, значит не забыл и нас с вами. Аминь.

Прот. Александр Новиков,
настоятель храма в честь иконы Пресвятой
Богородицы именуемой «Млекопитательница»

© 2015, mlp.in.ua. Все права защищены. 

Запись опубликована в рубрике Воскресная проповедь с метками , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.