Воскресная проповедь. Богатство земное и Небесное

06_12_15_11Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Всех вас поздравляю с воскресным днем.

Богатство земное и богатство небесное. Сегодня в Евангелии (Лк.12:16-21) шла речь именно об этом. Некий человек собирает обильный урожай, и решает разрушить старые житницы и построить новые, чтобы они вместили всё, но в безумстве своем говорит в себе, – «вот теперь, душа моя, радуйся, отдыхай, веселись, ликуй, потому что у тебя много всего и ты можешь жить, не зная печали». Но, Господь говорит ему, – «безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?» (Лк. 12:20).

И вот на чашах весов богатство земное и богатство небесное. Земное богатство материально ощутимо. Мы можем его потрогать, можем хвалиться им, можем восхищаться им. А богатство небесное, его и не видно вовсе, бывает, что человек и не знает, что накопил за всю жизнь.

06_12_15_1Мне, как священнику, приходилось неоднократно быть у одра умирающего человека. Бывает, приходишь к человеку, а он уже ничего и не понимает, и ничего на исповеди сказать не может; бывает, что человек начинает что-то вспоминать, но мысли его путаются; бывает, что и говорит что-то человек, но речи его несвязны. Но, бывает, что приходишь к человеку, который умирает в здравом рассудке и исповедуется, но вместе со своими грехами, начинает вспоминать о том, чем он гордится, вспоминать о том, что он считает правильным в своей жизни. Словно боится он, что священник, услышав только о грехах, осудит его, словно он думает, что негоже, если священник узнает только о плохом; словно человек шарит по своим карманам в поисках чего-то доброго и показывает священнику. Был такой случай, что исповедовал я человека практически умирающего, но в сознании. Он что-то рассказал из совей жизни, в чем-то покаялся, и, видимо, ему хотелось сказать еще о чем-то очень хорошем в своей душе, и он говорит, – «а еще я водителю своему помог» и дальше говорит, – «да, я был добрый». И на этих словах он не отошел, но говоря всё тише и тише, – «добрый, добрый, добрый», потерял сознание. И, как мне кажется, слова эти «добрый, добрый, добрый» не были проявлением гордости, а скорее выражали его надежду на то, что Господь на это обратит свое внимание, в противовес грехам, положит на другую чашу весов его добрые дела, то есть в памяти своей он нашел то, что считал своим богатством и попытался таким образом у Господа попросить милости. Эти затихающие слова, – «добрый, добрый, добрый», показывают нам образ человека, который нашёл что-то в памяти своей, зацепился за это, может даже малое, скудное, предъявляет это Господу, но не с пустыми руками, с непустой душой. Вот это и есть богатство небесное, которому еще предстоит быть взвешенным на весах Господних.

Никто на одре болезни не вспоминает о том, сколько денег у него осталось на банковском счету, или сколь у него осталось недвижимости, но вспоминает о том, кто его любил и любит ли хоть кто-нибудь. Сможет ли он надеяться на то, что память его не пройдет с этой земли бесследно.

06_12_15_21Умирают великие люди, которых мы знаем, которые сохранились в памяти как великие ученые, как политики, но память людей хранит то, что они за свою жизнь сотворили, а не то, сколько они накопили, память людей хранит дела их. Эти дела, которые в своей жизни творит человек – плохие или хорошие, именно они и ложатся на чаши весов, а весы эти в руке Господней. Милостив был — милость получи, не был милостив – на что надеяться? Как просить, что сам отвергал. (Мф 25:31-46).

Но бывает и так, что человека любят не потому, что он был добр и творил дела милости, а потому, что милость проявляют к нему и умеют жалеть. И тогда, хотя бы так, по молитвам других о человеке остается память и человека может помиловать Господь.

Сегодня Евангелие нам напоминает, – «О, безумный человече, доколе углебаеши, яко пчела, собирающи богатство твое? Вскоре бо погибнет, яко прах и пепел: но более взыщи Царствия Божия” (4 песня Покаянного канона Иисусу Христу). Как тебя вспомнят, как о тебе помолятся и что ты предъявишь Господу Богу, какой выкуп ты дашь за свою душу. Был ли милостив, был ли добр, смог ли кому-то помочь.

06_12_15_2Бывает, что люди берут на себя телесные подвиги: кто-то не спит, кто-то стоит на камне, но на Судилище Страшном не потребуется от человека отчет о том, сколько он простоял на камне или сколько акафистов прочел. Там человеку придется пытаться объяснить то, что он сотворил; там и тогда слова уже не будут иметь такой силы, но Господь Сердцеведец, видит сердца людей, видит и доброе, и злое. И доброе – это как раз то сокровище Небесное, которое человек смог собрать в этой жизни.

И мы, преодолевая путь Рождественского поста, готовясь встретить Рождество Христово, задумываемся над этим. Многое проходит для нас в этой жизни незаметно. Совершенно незаметно мы можем сделать кому-то больно, или можем совершенно незаметно кого-то обидеть. И это то, что расхищает наше Небесное сокровище. А бывает так, что творим добро, но потом гордимся этим и тогда тоже теряем то доброе сокровище, что уже снискали. Теперь мы услышали это, осталось осознать и послужить не только для земной жизни, но и для жизни в вечности, потрудимся хотя бы немного для Царства Небесного пока мы еще здесь. Не забывайте об этом, творите добро. Аминь.

Прот. Александр Новиков,
настоятель храма в честь иконы Пресвятой
Богородицы именуемой «Млекопитательница»

Запись опубликована в рубрике Воскресная проповедь с метками , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.