Воскресная проповедь. Блажени нищие духом

23_08_15_1

Христос и богатый юноша. Чумаков Фёдор Петрович (1823—1899)

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Мы сегодня с вами снова слышали Евангелие о юноше, который пришел и спросил у Господа Бога, о том, как ему спастись? Евангелие такого содержания читается два раза в году. Сегодня мы читали отрывок из Евангелия от Матфея (19:16-26), а зимой, читается та же Евангельская история, но уже от апостола Луки (18:18-27). Поэтому мы с вами уже говорили об этом чтении.

Сегодня же давайте вместе с апостолами, ужаснемся, и задумаемся над тем, кто же может спастись.

Но прежде, еще раз вспомним, что говорит нам сегодняшнее Евангелие. Юноша спрашивает у Христа, – «как мне спастись?» А Христос отвечает ему: «знаешь закон? Не убивай, не прелюбодействуй, не кради…» И молодой человек говорит, что всё это он исполняет еще от юности своей. Тогда Господь говорит, – «если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною» (Мф. 19:21). Юноша, опечаленный отходит, так как у него действительно было большое имение. А Господь говорит ученикам такие слова: «истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царство Небесное; и еще говорю вам: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие» (Мф.19:23) Эти слова чрезвычайно удивили учеников и они спросили: «кто же может спастись?». И как говорит свт. Иоанн Златоуст, спрашивали они так не потому, что сами мечтали стать богатыми, но уже беспокоились за род человеческий. Находясь рядом с Христом, уже научились любить людей оттого и удивились сказанному, и исполняли уже свою пастырскую миссию. (Гомилии на Евангелие от Матфея, 63.2). Господь же отвечает им: «человекам это невозможно, Богу же всё возможно» (Мф. 19:26).

23_08_15_2

Меняла, 1627. Ре́мбрандт Ха́рменс ван Рейн (1606—1669)

Мы сегодня будем с вами рассуждать о том, почему же богатство является таким препятствием для вхождения в Царство Небесное? Почему нарезанная бумага или какие-то металлические кружочки, имеющие ценность в каждом государстве только по той причине, что их можно обменять на какие-то товары, почему они становятся препятствием в Царство Небесное? И почему так ужаснулись апостолы от сказанного? Казалось бы, их окружали такие же, практически, нищие, как и они сами. Ведь за Христом шел в основном бедный, нищий люд. Почему же они так переживают о богатых? Почему в словах апостолов было столько скорби и недоумения?

Если мы вспомним Ветхий Завета, то, поймем, что там неоднократно говорится о том, что если Господь любит человека, то он его награждает. Мы встречаем в Ветхом Завете такие слова: «Авраам был уже стар и в летах преклонных. Господь благословил Авраама всем» (Быт. 24:1). Вот Господь посещает Авраама и обещает ему, – «умножу потомство твое, как звезды небесные, и дам потомству твоему все земли сии; благословятся в семени твоем все народы земные» (Быт. 26:4). И дальше читаем: «По смерти Авраама Бог благословил Исаака, сына его» (Быт.25:11). И дальше, дальше находим в Ветхом Завете свидетельства того, что когда Господь благословляет кого-то, то награждает его и потомством, и землями тучными, и стадами, и прочим достатком. В сознании израильтян прочно укоренилось это представление, и дошло до времен Христа. Потому-то и удивлялись апостолы, – «как же так, если эти люди, награждены от Господа богатством за добродетели свои, как же они не наследуют Царствия Небесного? Кто же тогда? Кто же может спастись?»

Господь же отвечал им: «что невозможно человеку, возможно Богу». Оказывается, что препятствием в Царство Небесное служит не само богатство, а то, что порождает это богатство. Имеет ли человек собственное богатство, или поставлен над чужим, его душа может надмеваться. С высоты своего положения, такому человеку кажется, что он уже может управлять другими, он начинает судить других людей. Вспомним как приходили немощные и больные к Христу, и как просили его, – «Сыне Давидов, помилуй нас!». Фарисеи же, приглашали Господа к себе в дома, будто желали принять, угостить Его, но сами внимательно наблюдали за ним, чтобы в чем-то уловить, так ли Он себя ведет, оценивали каждое Его слово и поступок. Почему Христос остерегал учеников от закваски фарисейской, потому, что проповедовали они строгое соблюдение закона во всех его внешних мелочах, но тут же подгоняли закон под себя, под свои желания и волю.

Сегодняшняя Евангельская притча показывает нам, что богатство отягощает душу, через дмение (надмевание) человека. Даже если мы возьмем первых людей – Адама и Еву, казалось бы, чем они были богаты? Но Господь дал им жизнь, дал рай, Он дал всех зверей, чтобы Адам нарек им имена. И они в глубине душ своих возгордились, и при первом искушении пожелали сами быть как боги.

С каждым человеком может происходить нечто подобное, когда он что-то получает от Господа. Необязательно, чтобы это было богатство, это может быть талант, который дал Господь. Это может быть что угодно, любой талант, любое умение что-то хорошо делать, к которому привыкает человек и постепенно начинает гордиться своим умением, и постепенно в человеке укореняется грех. И тогда человек не может расстаться с чувством, что он достойнее, выше других людей. И постепенно надмевается над всеми, постепенно все больше и больше превозносится над другими людьми и словно нагруженному верблюду, уже не пролезь ему в иголочное ушко узких врат Царствия Небесного.

Да, действительно тяжело, и будто невозможно побороть такое состояние души самому человеку. Но, мы знаем и другие примеры из Евангелия. Мы знаем Иосифа и Никодима, которые также были богаты, но придя к Пилату, и испросив тело Христа для погребения, в один миг поставили себя под удар, моги лишиться всего, но не побоялись опасности и потерь, так как возлюбили более всего Иисуса Христа.

23_08_15_3jpg

Аллегория бренности (тщеславия). Антонио Переда и Сальгадо ( 1611— 1678)

Не само богатство отделяет человека от Господа Бога и Царствия Его, но то, что оно порождает. Та гордыня, которая поселяется в сердце человека, которая несовместима со смирением, которая препятствует ему. Она не позволяет человеку приклонить колени перед Христом и просить милости у Сына Давидова, напротив, она говорит, – «пойдите, позовите Его, пусть возляжет за столом моим». И человек пытается управлять не только этим миром, но и Творцом его, не ведая Кто к нему приходит. Вспомним, как Господь говорил, – «ты воды Мне на ноги не дал…» (Лк.7:44), «ты целования Мне не дал» (Лк.7:45). То есть, не Я нужен был тебе, а лишь удовлетворение твоей гордыни, – ты позвал, и Я пришел к тебе в гости.

Нагорная проповедь Карл Блох 1890

Нагорная проповедь, 1890. Карл Блох

Вот об этом сегодняшнее чтение Евангелия. Если мы внимательно слушаем чтения в храме, то вспомним из апостольских посланий: «но Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное; и незнатное мира и уничиженное и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее, для того, чтобы никакая плоть не хвалилась пред Богом» (1Кор. 1:27-29) и слова из Евангелия, – «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное» (Мф.5:3). Слова эти не означают, что человек должен быть нищим в жизни земной, но говорят о том, что человек должен осознавать свою нищету перед Господом. И если кто нищ перед Ним, то значит душа такая смирилась перед Творцом, значит поняла, что, если и есть у неё достоинства, то они от Господа, но больше у души недостатков. Значит понял человек тот, что не достоин он называться сыном Божьим, не достоин называться и рабом Его, и тем более последователем Христовым.

Гордыня надмевала многих: и патриархов, и митрополитов, и епископов, и священников, надмевала и царей, и князей мира сего. Гордыня делает человека легкой добычей для погибели. Но, бывает и такая напасть, когда гордыня надмевает и бедных, когда нищие начинают гордиться своей бедностью и это страшно, так как здесь виден ли путь для спасения? Если богатого Господь может привести к смирению, когда хотя бы от страха потерять всё, человек вспомнит о Боге, но, бедного, надмевающегося своей бедностью, гордящегося ею, что может привести к спасению, как можно пробудить такую душу?

Не само богатство, но страсть тщеславия, страсть гордыни, не дают человеку войти в Царство Небесное. И надмеваясь своим богатством, в любом его проявлении или бедностью, как особым даром, человек не может уже в простоте сердечной обращаться к Господу.

И если Господь посылает нам трудности, и мы видим, что ничто – ни богатство, ни какие другие возможности земные, и никто – ни знакомые, ни друзья, не могут нам помочь, и нам не на что и не на кого надеяться, тогда, осознав свою нищету, и только искренним, и только чистым сердцем мы можем воззвать к Нему, – «Господи, помоги! Только на Тебя мы уповаем и всю надежду полагаем в Тебе». И по милости Божьей, мы тогда поймем, что Господь сотворил нас нищими духом, коих есть Царство Небесное. Аминь!

Прот. Александр Новиков,
настоятель храма в честь иконы Пресвятой
Богородицы именуемой «Млекопитательница

Проповедь по той же Евангельской истории (Лк. 18:18-27)

© 2015, mlp.in.ua. Все права защищены. 

Запись опубликована в рубрике Воскресная проповедь с метками , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.