Воскресная проповедь. Апостол милости, надежды и любви

15_11_15_11Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

«В мiре скорбны будете» (Ин. 16:33), есть такие слова, которые произнес Сам Господь наш Иисус Христос. И есть другие слова: «мир Мой даю вам; не так, как мір[1] дает, Я даю вам». (Ин. 14:27) И это противопоставление Христа и мiра открывается в сегодняшнем Евангелии. Сегодня не просто бесноватый выбегает навстречу Иисусу Христу, сегодня проповедник этого мiра, проповедник страха, отчаяния, злобы, носитель всего этого выбегает навстречу Христу. И не может он ничего сказать кроме слов, – «что Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего? умоляю Тебя, не мучь меня» (Лк.8:28)

Этими чувствами пронизан весь мiр. Этим страхом, этой ненавистью, этой ненасытностью. В мiре они и царят. Поэтому каждый раз, когда мы совершаем крещение, читаются три молитвы на изгнание духов злобы поднебесной. И потом или крестные (восприемники) или сам, тот, кто принимает Святое Крещение, если он уже совершенных лет, отрекается от сатаны и отрекается от этого мiра, как мiра скорби, как мiра, в котором царствует его князь – «князь мiра сего» (Ин.12:31, 14:30, 16:11).

И сегодня не просто бесноватый подбегает ко Христу.
Христос садится в лодку, переплывает через Тивериадское озеро или море Галилейское, в место пустынное, там встречает Его одержимый человек, как представитель именно этого мiра, как апостол сатаны. В нем лишь только злоба, ненависть, а вокруг царит страх. И люди, которые жили в этой стране были озлоблены, жадны и это тот мір, о котором говорит Христос.

15_11_15_1Ведь не просто жил себе человек в пустыне, во гробах. Он постоянно пугал людей, которые жили там. Они боялись в одиночку пересечь то место чтобы не напал на них этот дикий человек. И пастухи, которые пасли свиней, тоже находились постоянно в состоянии страха. Бесноватый был ужасен, он разрывал железные цепи, его не мог никто сдержать, усмирить. И в этом состоянии страха и ненависти одновременно, вражды друг с другом и недоверии друг к другу жили люди той страны.

И вот Христос, являясь сюда, вступая на этот берег, не просто исцеляет больного человека. Нет, встречаются благодать и нечисть. Приходит благодать Божья, милостивая, исцеляющая. И вот уже ранее бесноватый, а ныне исцелённый, сидит у ног Христовых, одет и в здравом уме. Не вместилище злых духов, а венец творения Божьего – Человек.

Но те, кто приходят посмотреть на такое чудо, не менее бесноваты, потому что в сердца свои они впустили и страх, и злобу, и жадность. Только они, придя к месту, где был Христос, не исцеляются, вовсе нет. Они в ужасе, страхе, они негодуют за то, что они потеряли свои стада, и изгоняют Христа из своих мест. И уже будто они говорят Христу: «изыди благодать, не мучай нас».

И вот говорит Своим ученикам Господь Иисус Христос: «В мiре скорбны будете», но добавляет «но мужайтесь: Я победил мiр» (Ин. 16:33).

15_11_15_2

Исцеление гадаринского бесноватого. Елена Черкасова (1959 г.р.)

И одно из проявлений этой победы над мiром – исцеленный бесноватый. Вот он уже просит Христа: «Возьми меня с Собой, Господи», ибо он ощутил то, чего никогда еще в жизни не чувствовал – милость к себе, радость и любовь. И он сам уже становится проповедником, и Господь посылает его и говорит, – «возвратись в дом твой и расскажи, что сотворил тебе Бог» (Лк. 8:39), то есть, – «будь апостолом нового мира». Там, где царит жестокость, где царит страх, жадность, расскажи о том, что сотворил тебе Господь, иди и проповедуй.

Если мы с вами от законов благодати, будем возвращаться к законам этого мiра, мы поймем, как это тяжело. Если, приобщившись чистоте, познав милость Божью и любовь, мы вдруг будем возвращаться к образу жизни в мiре, то, воскликнем, – «да невозможно это, такая скорбь стоит в мiре».

Люди одержимы многими страстьми, многими грехами, и эти страсти их корежат не хуже злобы поднебесной. И снова окунаясь в этот мiр, мы будем понимать, насколько сложно туда заходить, насколько безотрадно всё происходящее.

Но мы, словно исцеленный гадаринский бесноватый, идем в этот мiр, чтобы проповедовать, что нет безнадежности, нет отчаяния, ибо Христос Воскресе. А Воскрес Христос и мы вместе с Ним, и мы уже преображены. И мы преображены не только Воскресением, но и Крещением.

Поддерживая друг друга мы говорим, – «Держись, крепись, ибо Господь победил мiр, и мы вместе с Ним победим». Отчаянию нет места, ибо отчаяние заканчивает свою жизнь смертью, а мы стремимся к Жизни. И так мы поддерживаем своего близкого, но и сами мы не должны забывать об этом, потому что, как только мы забываем о Победе Христа, в нашу душу вселяется страх, а с ним духи злобы. И вот уже и мы отчаиваемся, и мы озлобляемся, и мы не видим просвета в нашей жизни. А это означает, что мiр снова захватил нас в свои сети, и мы понимаем, что и мы живем не в домах, а в гробах и перед нами не Христос, а гадаринский бесноватый, которого мы боимся.

Но Христос победил мiр, и сегодняшнее Евангелие нам показывает, что даже в стране далече, даже в пустыне, Господь обращает, исцеляет человека. И пусть все другие, испугавшись, не хотят встретить и принять благодать, но Господь посылает уже не гадаринского бесноватого, а всех нас, чтобы проповедовать, – «Нет места отчаянию в жизни, ибо Воскрес Христос, Жизнь вечная». Аминь.

Прот. Александр Новиков,
настоятель храма в честь иконы Пресвятой
Богородицы именуемой «Млекопитательница»


[1] На церковно-славянском слово мир означает — мир, согласие, тишину, покой, благополучие, а слово мір означает – мир, в значении — весь род человеческий.

© 2015, mlp.in.ua. Все права защищены. 

Запись опубликована в рубрике Воскресная проповедь. Добавьте в закладки постоянную ссылку.