Воскресная проповедь (05.07.15). Пути Господни и пределы человеческие

5_07_15_4После небольшого перерыва наш сайт продолжает публиковать проповеди о. Александра. Сегодня мы предлагаем вниманию читателей проповедь, произнесенную 5 июля сего года.

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

И снова у нас воскресный день, и в этот день читаем мы Евангелие о гадаринском бесноватом.  Эта Евангельская история, пусть и с небольшими отличиями, описана у трёх евангелистов – Матфея (8:28-9:1), Марка (5:1-20) и Луки (8:26-39). Матфей говорит о двух бесноватых, а Марк и Лука об одном.

И у апостола Марка и у апостола Луки бесноватый говорит, что имя ему – легион, что означает огромное количество злых духов, мучивших бесноватого. Схожесть событий, места действия и действующих лиц дает нам основание считать, что у всех трех евангелистов описана одна и та же история. Почему наблюдаются разночтения? Можно предположить, что если апостолы Марк и Лука, эту историю описали по чьим-то рассказам, то апостол Матфей сопутствовал Господу Иисусу Христу, и записывал то, чему сам был свидетель. Возможно громкий крик, злобный нрав и дурная слава одного из одержимых и вывела его на первый план совершенно оттеснив второго. Его громкий вопль, обращённый ко Христу, – «зачем ты пришел мучить меня прежде времени?», и то, что именно он исповедовал Христа Сыном Божиим, и слова о том, что внутри него находится легион бесов, запомнились апостолам и они передавали эту историю евангелистам. Апостол Матфей указывая на наличие второго одержимого, ни сколько не меняет сути, лишь делает уточнение.

05_07_15_5Мы уже не раз, говорили с вами о гадаринских бесноватых, а сегодня рассмотрим в этой Евангельской истории другой аспект. Как отнеслись к чуду исцеления бесноватых люди страны Гадаринской1, как оценили эту историю со своей точки зрения, люди, видимо, слышавшие о Христе, но не проявлявшие к нему особого интереса.

Для начала определим для себя, что живущие во гробах бесноватые не лежали в деревянных ящиках, опущенных в выкопанные ямы, там – это пещеры, естественные или рукотворные, куда клали умерших, закрывая входное отверстие большим камнем. Со временем, плоть человеческая истлевала и, при открытии входа, пещеры вполне могли служить убежищем, изгнанным из общества бесноватым. Не управляя собой, они постоянно кричали, бранились, буйствовали, дрались, и люди, чтобы обезопасить себя, заковывали их в цепи, пытались оградить свои жилища от них и в итоге изгнали их из города. Огромная, не управляемая человеком сила, рвала цепи, чем наводила дополнительный ужас на жителей той страны. Претерпевая жару и суховей, голод и нужду слова и, не замечая этого, так и жили они в этих норах-гробах. Естественно, внешний человеческий вид они потеряли. Обросшие, грязные, смердящие, но, страшнее всего, дикие и злобные. По- звериному добывающие себе пропитание и проявляющие агрессию к людям, встречающимся у них на пути.

5_07_15_45И вот именно в это место пришел Господь наш Иисус Христос, именно этих больных, одержимых людей он обнаружил. Именно они исповедали его Сыном Божьим. Пришел и исцелил, изгнав злых духов, которые наводили ужас на всю ту страну. Как восприняли это люди страны Гадаринской? Как и чем жили люди той страны? Они выращивали свиней, которых не употребляли в пищу израильтяне. У иудеев свинья, по закону Моисея, считалась нечистым животным, но свиней потребляли римляне, и гадаринцы выращивали этих животных на продажу. Доход от этих свиней видимо составлял большую часть их трудов. И вот «кто-то» пришел, пусть и известный в народе, пусть и исцелил бесноватых, по словам пастухов, но их (гадаринцев) состояние, вся ожидаемая прибыль от трудов их, пропали. Стада свиней, в которых вошел легион, изгнанных из бесноватых, бесов бросились в море, влекомые нечистым духом, и там утонули.  И гадаринцы выходят навстречу Иисусу Христу, и говорят, ­ – «Зачем нам эти нестроения? Зачем нам такая беда? Что мы будем есть, чем кормить своих детей? Ну, что толку, что эти грязные, вчерашние бесноватые, живущие в пещерах, стали  вдруг здоровы? Нам-то что с того? Наше всё пропитание исчезло. Разве созерцание этих лишённых всякого вида и безусловно нищих людей сделает нас богаче или счастливее?». И они просят Христа, – «Уйди из наших пределов, не надо здесь делать то, что Ты делаешь. Ты и так погубил все наши труды целого года и нас пустил по миру. Что мы будем делать? Поэтому отойди от наших пределов. Мы и Тебя боимся, и этих бесноватых не хотим знать. Выйди из наших пределов». И Христос смиренно возвращается в Капернаум – «Тогда Он, войдя в лодку, переправился обратно и прибыл в Свой город» (Мф. 9:1) (по словам свт. Иоанна Златоуста: «родился Он в Вифлееме, воспитан в Назарете, а жил в Капернауме»).

15_07_15_1

Исцеление гадаринских бесноватых. Юлиус Шнорр фон Карольсфельд (19 век)

Давайте задумаемся теперь над тем, почему жители гадаринских мест так сказали Христу? Можем мы с вами это понять? Можем. Они не знали Христа, мало того, что они не знали, но они и знать не желали, потому и не познали Христа. Для них Иисус Христос был некто, пришедший с другой страны, другого берега и, наведший на них беду. Поэтому им Он был не нужен совершенно, и они просили Его уйти из этих мест.

А давайте, вдумаемся, что же тут произошло на самом деле, не по факту внешнему, а по сути, что произошло? Пришел Христос, явил великую милость, исцелил бесноватых, изгнал из них бесов, и, если бы жители той страны увидели это, осознали, что именно произошло, то познали бы Христа. И, если бы они пригласили Его к себе, что получили бы они? А получили бы они спасение и стали бы жить с Богом, со Христом. Но, они напротив, выгнали Спасителя и отделили себя от Бога. Наверное, и они молились Богу, обращались к Нему со множеством просьб, ждали от Него многих благ, но когда Он оказался рядом с ними, они Его не узнали.

Вот прошло с тех пор уже чуть менее двух тысяч лет, и мы посмотрим на эту гадаринскую историю, и подумаем, что она нам напоминает? Кого нам напоминают жители страны Гадаринской? Да, нас же самих. Бывает, что люди и верующие, и ходящие в храм, если претерпевают какую-то беду, искушение, испытание в жизни, они отвергаются от происходящего и начинают молиться, – «Господи, убери это, убери эту беду, не надо нам ничего этого, нам нужно всё другое». Но, при этом они отталкивают от себя тот промысел, который им дарует Господь. И зачастую, когда человек не понес то испытание, которое послал ему Господь, когда он не смог принять Господа таким, тогда человек получает худшее, более сильное испытание, усугубленное не Богом, а горделивой и строптивой натурой человека. И это не обязательно может быть горе, бывает, что это просто пустота и томление духа. Так жители страны Гадаринской, выгнав Христа, получили жизнь спокойную, но без Бога, без спасения. И мы, порой, настолько увлекаемся своими «свиньями», ведем свою свинскую жизнь, что не замечаем того, что Господь пытается до нашего сознания что-то донести. Господь никогда не наказует. Нельзя сказать, что Господь – это тот, кто наказывает. Если бы только Господь наказывал, то никто из нас не мог бы выжить вообще. Если бы Господь судил по справедливости, каждый из нас ответа перед Ним дать бы не смог. Господь милостив, а милость не наказывает, она научает.

Уже не один раз говорил об этом, и сейчас повторю, если кто-то из наших деток набезобразничает в чем-то, мы ребенка ругаем потому, что хотим научить, а не для того, чтобы просто обругать или просто наказать. Так и с нами поступает Господь. И сегодняшнее Евангелие нам, живущим через две тысячи лет, дает понять, что иногда Господь подает нам промысел, но мы даже не в силах его увидеть, мы не хотим на него смотреть, не хотим принимать того, что случается с нами, а хотим только, чтобы снова вернулась наша спокойная жизнь. И мы отвергаем Его промысел, и Господь от нас отходит. Отходит, чтобы снова иным образом научить нас. А мы, не познав посещения Господня, приемлем худшее. Худшее от собственного выбора, а не от Господа Бога.

Мы иногда пытаемся трактовать промыслы Господни, но скажу вам, это бесполезнейшее занятие. Ибо то, что творит Господь, нам, человекам,  тяжело понять. Ибо мы конечны и очень малы во всем огромном пространстве вселенной и нам не дано видеть далеко. И гадаринские жители не способны были видеть далеко. Они увидели лишь то, что у них погибли свиньи, а всё остальное для них было неинтересно. «Выйди из наших пределов», – сказали они Господу Богу.

Но, горе тому, кто до конца своей жизни будет гнать, и гнать Господа. То место, которое покидает Господь – это и есть ад. Отвергший Бога человек  остается в аду, в месте без Бога, а только со своей гордостью, своей пустой душой и свинской жизнью. Да, не попустит нам Господь выше сил наших. И постараемся мы увидеть Господа на каждом месте, постараемся понять то, что Господь пытается донести до нас, а если не сможем, то скажем, – «Господи, вразуми мя и Сам научи мя творити волю Твою. Аминь».

Прот. Александр Новиков,
настоятель храма в честь иконы Пресвятой
Богородицы именуемой «Млекопитательница»


1 Страна Гадаринская (или Гергесинская) – область, лежащая напротив Галилеи; область вокруг городов Гадара и Герас, наиболее известен город Гадара – в настоящее время холм Умм-Кайс на территории Иордании.

Запись опубликована в рубрике Воскресная проповедь с метками , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.