Воскресная проповедь. Сретение Господне и Страшный суд

Sretenie Semion i Iisys

Сретение. Праведный Симеон и Иисус. Андрей Шишкин, 2012

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Всех вас поздравляю с праздником Сретения Господня!

Что означает праздник Сретения? Это тот день, когда Господь на руках Своей Матери был принесён в храм, сопровождаемый праведным Иосифом, несущим малую жертву – двух голубиных птенцов. Это тот день, когда принесённый в храм младенец Иисус был встречен Симеоном Богоприимцем.

И увидел Симеон, что это Дитя – есть спасение Израиля. Он принял Его на свои руки и сказал, – «ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему». Обещал Бог Симеону, что увидит он Спасителя мира и увидел Симеон, он чаял этого дня много лет, и вот теперь он может спокойно отойти в мир иной. Сказано было Симеону, что закончится его земной путь, когда он увидит чудо великое – Младенца рожденного от Девы, спасение Израиля. Сбылось реченное Богом, увидел Симеон этого Младенца, возрадовался и словно светильник поднял он Его над собой и сказал, –«се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий» (церк.слав. «се лежит Сей на падение и на востание многим во Израили, и в знамение пререкаемо»).

Освещение свечейЕсть у нас такая церковная традиция освящать в этот день свечи  в память о Свете невещественном. Потому, что сказав свои неповторимые и непостижимые, тогда еще, слова, Симеон отдал Младенца в руки Матери и пошел из храма ветхозаветного.  Выходил он уже не просто из храма, а шел навстречу смерти, он выходил из жизни этой в жизнь вечную. Не было еще распятия Христова, не было Воскресения Его, но когда шёл Симеон перед ним, как свеча светил образ Младенца, освещая ему путь в другую жизнь. И вот, в этот день принято у нас в церкви освящать свечи, чтобы вспоминая, что Господь родился, Господь распялся, Господь воскрес, вспоминая, в том числе, и событие сегодняшнего дня – дня Сретения, освещали и мы свой путь этими свечами, как символом Света Господа нашего Иисуса Христа. Чтобы эти свечи напоминали нам и о жизни вечной.

11-12 век. Синай. Монастырь святой Екатерины.

Страшный суд. Монастырь святой Екатерины. Синай. 11-12 век.

Сегодняшнее воскресение еще и следующее подготовительное воскресение к Великому посту и носит оно название – «Неделя о Страшном суде». Сегодня мы слышали с вами Евангелие, в котором  говорит Господь о том, что придет время, когда сядет Сын Человеческий на судилище страшном, и разделит люди по левую и по правую сторону. И одним Он скажет, – «благодарю, что вы накормили меня, благодарю, что напоили меня, что пришли ко мне, когда я был болен. Вы благие, верные рабы, войдите в радость Господина своего». И удивятся люди, и скажут,– «когда же мы это делали, мы тебя и видеть не видели» и Он ответит им, – «когда сотворили милость ближнему своему, тем сотворили милость Мне». Остальным скажет Господь, – «вы же милости не творили: не накормили, не напоили, а, наоборот, избегали этого. Отойдите от Меня в пламень огненный». Каждый год мы слушаем и разбираем это Евангелие. Ведь это непросто Евангелие, это подготовительное Евангелие. До этого мы слышали Евангелие о Закхее, о мытаре и фарисее, мы слышали Евангелие о блудном сыне, и во всех этих чтениях говорилось о беспредельной милости Господней. Почему же в сегодняшнем Евангелие мы слышим такие страшные слова, – «отойдите от Меня в огнь вечный», откуда взялись эти слова в устах Господних.  И наше с вами дело разобраться в том, что же говорит Господь, в чем смысл этих слов. Ведь Он не спросил у стоящих, – «сколько вы прочитали канонов, сколько прочитали акафистов, сколько положили поклонов?» Но, Он спросил лишь об одном, – «милость вы творили?» И если творили, значит, имели Богоподобие. А у других спросил,– «а вы милость творили?» И если нет, то не Я отрекаюсь от вас, вы отреклись от Меня. Если Господь милосердный, почему же не стали уподобляться Ему? Почему вы решили отойти навсегда от Господа? Не Господь отверг их, они сами отверглись от Него. Падение и востание многих…

Страшный суд и заключается в том, что никто из нас уже не сможет скрыть ничего, но второе страшное, что никто не скажет ни слова оправдания в свою защиту, ибо Тот, кто судит, является Судьей праведным и сердцеведцем. Евангелие подготовительное продолжается и снова звучит слово милости. Милость Господня и Господь от человека просит, непросто дел, а просит дел милости. Когда мы творим что-то с милостью, мы вспоминаем слова преподобного нашего Серафима Саровского, который сказал, – «купуйте себе благодать», то есть  приобретайте. И когда спросили,–«как же нам купить эту благодать, где же это торжище?», ответ был, – «добрыми делами, Христа ради». Делайте милостыню, и Господь будет милостив к вам. Сегодняшнее Евангелие нам показывает, что Господь не отвергает какого-то человека согрешившего, нет. Мы вспоминаем и Закхея, и мытаря, вспоминаем и блудного сына, не отвергает Господь их, но приемлет каждого человека, не потерявшего Богоподобие. А, если мы не можем творить дела благие, если мы не можем творить дела милостивые, тогда мы теряем Богоподобие и идём путём, который нам ближе но дальше от Бога. Великие сирийские подвижники, говорили, что Господь любящий, любит человека настолько, что каждого хочет спасти, но человек сознательно до самого конца отвергающий эту любовь, сам себя обрекает на то, чтобы находится вне любви Божьей. Что мы чувствуем, когда наше сердце живет без любви, нам плохо, нас ничего не утешает. Если человек отвергает всё, включая Самого Господа Бога, ад поселяется внутри него и этот ад его снедает, жжет и пожирает потому, что сам человек отвергается от Божественной любви. Божественная любовь сохраняется в Царстве Небесном и дарует людям вечную жизнь и вечную радость. Эта же любовь, которую человек отверг и уподобился дьяволу и бесам, мучает человека, она его ущемляет, потому, что ему кажется, что он-то самый лучший, почему же его не любят, и гордыня разрывает его душу. Сегодняшний день – день о Страшном суде. Что мы с вами выбираем? Дела милости, которые творить можно до самого конца, до последнего дыхания или гордыню, которая разорвёт нашу душу и которая приведёт нас к погибели вечной.

Сегодняшний день о Страшном суде напоминает нам, что Господь нас спросит в первую очередь о делах милосердия, Он спросит, – были ли мы милосердны? И судить будет нас тем судом, которого мы заслуживаем. Судить будет милостивый судья по милости своей, если мы будем милостивы. И будет суд без милости, не оказавшему милости.

О милости и гордости говорит нам святая Церковь все недели перед великим постом. Как мы слышали слова апостола Павла, еда не приближает и не удаляет нас от Господа Бога, не забудем мы этого в день заговения, любить Бога, любить и не соблазнять ближнего своего, заботиться и быть милосердным, и вспоминая о своих грехах бороться со своей гордыней, вот путь ко спасению и настоящий пост перед Святой Великой Пасхой Господней, Светлым Христовым Воскресением. Аминь!

Прот. Александр Новиков,
настоятель храма в честь иконы Пресвятой
Богородицы именуемой «Млекопитательница»

© 2015, mlp.in.ua. Все права защищены. 

Запись опубликована в рубрике Воскресная проповедь с метками , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.