Проповедь в день Успения Пресвятой Богородицы. Когда твой близкий вечен

28_08_15_1Всех вас поздравляю с праздником Успения Пресвятой Богородицы!

Нам сегодня предстоит несложная задача, определить, что же празднуют православные в день Успения Божьей Матери? Что они празднуют в этот день, о чем они радуются, почему плачут, и, вообще, что же это за праздник? Как сложилось понимание того, что Успение Богородицы – это праздник?

Ведь мы с вами знаем, что, когда мы хороним кого-то из своих близких, нам совершенно не до радости, мы скорбим, и чувствуем, будто внутри у нас, что-то оборвалось. Почему же день смерти Богородицы мы называем праздником, причем одним из самых великих праздников и люди друг другу говорят, – «Поздравляю тебя с Успением Божьей Матери»?

Все любили Богородицу при Её жизни, и до сих пор Её любят и почитают. Почему же день Её смерти – праздник? Ответ очень прост. Состояние праздника появляется от чувства, что твой близкий вечен. Тогда и смерть –это не конец, это новое качество общения. Соприкоснувшись в вечности, нам не страшны расставания и расстояния. Есть место где надлежит нам встретиться, место где нас любят и ждут. Душа прикасаясь к вечности, останавливая суетный бег земного времени, находит свое новое, ВЕЧНОЕ состояние. И это чувство, открывается нам после Воскресения Христова в Успении Божьей Матери.

По описанию событий, происходивших после Успения Богородицы мы знаем из Церковного предания, что три дня после погребения апостолы не отходили от гроба Пресвятой. И когда прибыл апостол Фома, отсутствовавший доселе и апостолы отвалили камень от гроба, чтобы скорбевший Фома мог проститься с Пречистой, все увидели в гробе только пелены, но не саму Богородицу. И вечером, собравшись на братскую трапезу апостолам явилась Сама Приснодева и ободрила их обещанием, – «Радуйтесь! Я с вами – во все дни!». Апостолы, укрепленные чувством, что Богородица действительно не оставила их, подняв часть хлеба, которую обычно полагали на трапезе в память Спасителя, воскликнули: «Пресвятая Богородица, помогай нам!» И чувство неоставленности отныне пребывало с апостолами. А возношение хлеба в честь Матери Божьей, стало чином панагии, который совершается и сейчас в монастырях.

Чудес при своей жизни Богородица не совершила. Единственным и самым главным чудом Её жизни было Рождение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Вся жизнь Её, и вера Её, и то, как смиренно слагала Она в своем сердце всё, что ни предрекалось Ей на пути Сына Её, всё что ни происходило с Ними, и как стойко приняла она оружие, пронзившее это сердце, когда видела Рождение свое на кресте пригвожденное, и как радостно восприняла весть о воскресении Сына Своего, вся жизнь Богородицы была пред Христом, для Христа и во Христе. И все, кто находился рядом с Богородицей, чувствовали, что живет Она здесь так, будто принадлежит миру другом, высшему, поэтому и смерть Её не моги назвать иначе, только как Успение.

Чувство, что близкие наши вечны – совершенно. Это новая жизнь во Христе, это исполнение Его обещаний. Это Царство Небесное растущее внутри нас.

Тогда отчего же мы плачем сегодня? Почему песни погребальные поем Родившей Жизнь Вечную? После праздника Успения в храмах православных служат Чин Погребения Пресвятой Богородицы, в чинопоследовании, которого выносится Плащаница. И чтения, и песнопения этого чина пронизаны воздыханиями: «Зачем Ты оставила нас?», «Куда идешь?». Отчего же плачим мы, если Богородица не оставила нас? Но, плачим мы не по Богородице, а о себе.  Мне неоднократно приходилось наблюдать во время служения погребений мирян, как близкие кричали у гроба: «На кого ты нас оставил?», «Что нам теперь делать?». И получается, что плачут люди не по усопшему, а по осиротевшим себе. И чин погребения Богородицы – плачь о нашем несовершенстве; от маловерия хочется видеть здесь и рядом, свою надежду и упование и подбадривая себя мы всхлипываем как дети, боящиеся показать свои слезы. И в чине Погребения Богородицы это четко прослеживается. Вот рядом с нами Господь, вот рядом с нами Богородица, не оставившая нас, но какие мы? Оттого и чувство сиротства, оттого и плачь. Снова рядом Божественное и человеческое, ВЕЧНОСТЬ и временность, надежда и уверенность. Пронизывает все это, молитва и прошение: «Пресвятая Богородица, помогай нам!»

Вот такой праздник Успения Пресвятой Богородицы, с которым всех вас и поздравляю.

Прот. Александр Новиков,
настоятель храма в честь иконы Пресвятой
Богородицы именуемой «Млекопитательница

© 2015, mlp.in.ua. Все права защищены. 

Запись опубликована в рубрике Воскресная проповедь с метками , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.