Воскресная проповедь. Преломление поста, преломление жизни

крест

фотография архимандрита Фаддея (Роженюка)

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Тот, кто был вчера на вечернем богослужении, видел, что был вынесен крест, который сейчас находится посреди храма. В каждом возрасте, у каждого человека рождается мысль о том, чего он еще не знает, но уже предвидит это, предчувствует. Когда мы были еще совсем малыми детьми, мы начинали понимать, как быстротечно время.

Как быстро пролетел год, как быстро пролетело лето, снова нужно учиться. Понятие скоротечности времени появляется у человека с самого раннего детства. А вот человек уже взрослый, достигший тридцатилетнего возраста, вдруг видит, что кто-то из его близких, из тех, с кем он учился, с кем дружил, умирает. И человек уже в этом возрасте, но по-другому осознает, что жизнь скоротечна и то, последнее, уже на горизонте. Или когда человека постигают болезни, не те, что заболел и выздоровел, а одна болезнь сменяется другой, потом третьей болезнью, и человек болеет уже постоянно и понимает, что пришло время немощи человеческой, время старости. И снова перед ним мелькает на горизонте страшное слово – смерть. И всю жизнь человек, снова и снова задумывается о своем последнем, о том, что будет в конце. Вся человеческая жизнь пронизана этим. Бывает, что человек забывается, или сознательно вводит себя в забытье – кто-то пьет, кто-то гуляет, кто-то чем-то занимает свою жизнь, для того, чтобы не вспоминать о том, что может быть завтра. Но завтра от этого не исчезает. И снова и снова оно напоминает о своем присутствии. Мы читаем с вами Евангелие. Если человек никогда не читал Евангелие, то поначалу ему непонятно, о чем же там говорится? Излагаются какие-то события, потом эти же события, но рассказываются по-другому, какие-то диалоги, и почему здесь просто не написать то, что нужно делать? Человеку хочется, чтобы были правила, по которым нужно жить, и чтобы было легче и здоровее. Но всё гораздо сложнее. Наша жизнь строится по промыслу Божьему, но значительное место в ней – это наш с вами выбор. От того, что мы с вами выбираем зависит, в каком направлении начинаем двигаться. Да промысел Божий присутствует в нашей жизни, но Господь предоставляет нам возможность выбора, потому, что человек свободен, он сотворен свободным. И когда мы достигаем какого-то этапа в жизни, то обернувшись и посмотрев на прошедший путь, понимаем, что наша жизнь – это огромное количество выборов. И если где-то мы с вами ошиблись, так хочется, чтобы эта ошибка стерлась из нашей жизни, чтобы исчезла, чтобы её больше не было, но этот наш ошибочный выбор уже совершен. Мы подходим к какому-то рубежу и начинаем оборачиваться назад для того, чтобы осмыслить прошедшее и со страхом смотрим в будущее, что же нас ждет, что же такое – это последнее? Я видел много людей перед последней чертой, и мирян, и священников, и монахов. Но все практически понимали, что смерть – это последнее, что это тот экзамен, который невозможно пересдать, и, подходя к этому экзамену человек, не зависимо от того, кто он, всё равно волновался, всё равно переживал. За 17 лет моего служения я видел то, чего не видели многие. Приходилось общаться с людьми, которые вдруг узнавали о том, что им надлежит умереть. Вот вынесли врачи человеку страшный вердикт, сказали, что у Вас страшная болезнь, и Вы умрете. Одному это сказали в глаза, и он пребывает в состоянии ошеломления, и то, что он начинает затем делать, говорит о том, насколько человек слаб и немощен. А другому и говорить даже боятся. И бывает, что приходят и говорят, – батюшка, мы не можем сказать ему об этом, не можете ли Вы сказать? Или иначе, зовут меня на причастие и говорят, – батюшка, только Вы ему не говорите, что он умирает, хотя он уже на смертном одре. И бывает, что человек на смертном одре сам себе приказывает: только не думать об этом. Как тяжело тогда разговаривать с человеком.

Калгуев

Колгуев. Фото: архимандрит Фаддей (Роженюк)

И вот сегодняшняя неделя у нас с вами называется – Крестопоклонная. Мы еще с вами в этом году будем множество раз встречать Крест Господень. Это будут – Страсти Христовы – Великая пятница, это будет Крестовоздвижение в сентябре, но сегодня Крестопоклонная неделя подразумевает другое, чем просто тот Крест, который был на Голгофе. Сегодняшний день подразумевает тот рубеж, на котором мы начинаем видеть то, что с нами произойдет дальше, то есть видеть последнее наше. Сегодняшняя неделя напоминает нам о том, что у каждого из нас есть на горизонте последнее наше, она напоминает нам, что у каждого из нас есть свой крест, который мы выбрали, как мы его выбрали, куда мы шли, куда дошли? Но, тот наш выбор, привел нас к этому кресту, который нам нужно еще донести до конца жизни, и этот конец уже не за горами. Читая Евангелие, мы замечаем, что вот Господь творит чудеса, вот Его слушают, вот за Ним ходят, вот Ему кричат, – «Осанна!» И если мы не читали дальше, то непонятно, – как же так? Как? Ему кричали «Осанна!» и вот Его распинают. Но, Он же Господь всемогущий, Он же чудеса творил, почему Он сейчас не вырвется от них и не уйдёт, почему не научит, не вразумит, да просто, не уничтожит всех этих врагов своих? И этот вопрос упирается в одно – да потому, что это должно произойти и Господь идёт на это добровольно, добровольно идёт для того, чтобы этот Крест стал над Голгофой, чтобы наши грехи не только пригвоздились на нём, но мы с вами сделали выбор – с кем мы? Нужен ли нам Господь, любим ли мы Его или Он нам не нужен и мы от Него убегаем. Этот Крест воссиял тогда, когда, казалось бы, ничто ничего плохого не предвозвещало. Еще Его любят, еще за Ним ходят, но Крест уже есть, и о нем говорит Господь, напоминая и нам о кресте. В сегодняшнем Евангелие вы слышали слова о том, что каждый должен нести свой крест. Поэтому, в сегодняшний день особый чин, особый чин прощания после литургии. Вот мы с вами отслужили Божественную литургию, причастились, и сегодня, чтобы перед тем, как нам уйти из храма, дать нам задуматься о происходящем, Церковь Святая учредила, что священник не выходит с крестом, благословляя каждого из вас, а каждый из вас сам в тишине, подходит на средину храма и целует вынесенный крест, чтобы себе напомнить о своем последнем, о том, что крест наш уже не за горами. И подходя сюда к кресту, оценивая свою жизнь, мы говорим, – Господи, многое совершено нами такого, что хотелось бы, чтобы этого не было, чтобы это не было совершено никогда; Господи, прости нам наши согрешения, укрепи и дай нам силы и терпения донести наш крест до Тебя. И в этой тишине, в этом сегодняшнем прощании, в поклонении кресту, заключен смысл того, что Церковь нам даёт возможность задуматься о том, что не просто преломляется Великий пост, но и жизнь наша такая же конечная и в какой-то момент она уже преломилась и сегодня мы с вами об этом вспоминаем через поклонение святому Кресту Господа нашего Иисуса Христа. Аминь!

Прот. Александр Новиков,
настоятель храма в честь иконы Пресвятой
Богородицы именуемой «Млекопитательница»

Запись опубликована в рубрике Воскресная проповедь с метками , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.