Воскресная проповедь. Подготовительные Евангелия

Возвращение блудного сынаСегодняшний день начинает следующую подготовительную неделю к Великому посту. Это уже вторая из четырех подготовительных недель.

Только ли к Великому посту готовят нас эти недели?

Вспомним, что еще до начала первой подготовительной недели в воскресенье читалось Евангелие о мытаре по имени Закхей. Закхея считали грешником неисправимым, его все презирали. Но вот в дом к нему заходит сам Господь Бог наш Иисус Христос. Люди, видевшие это, начинают роптать, начинают негодовать и осуждать Его – как же так, Сам Учитель идет в дом последнего грешника и «яст и пиет» с ним? И здесь происходит чудо, Закхей не оправдывается, но осознает, что он действительно грешник, и последний грешник. Господь входит в дом Закхея и в сердце Закхея входит осознание своих грехов и раскаяние в них. Прозревает Закхей и говорит, – «Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо» (Лк.19:8). То есть, Закхей не только приносит покаяние, но и плоды достойные его.

В следующую Неделю мы читаем Евангелие о мытаре и фарисее. Здесь, грешный человек – мытарь заходит в храм помолиться и его обличают, – вот какой грешник, мы-то не таковы. А Господь сердцеведец говорит, что этот мытарь ушел более оправданным, ибо не возвышал себя. Мытарь видел, что его презирают; видя это, он понимал, что действительно грешен; понимая, чувствовал сердцем вину и каялся. И начинался этот путь с прозрения – видения своих грехов.

4

Блудный сын. Николай Дмитриевич Лосев. 1882

Сегодня мы слышали Святое Евангелие о двух сыновьях некоего отца. Младший сын нарушил законы того времени, по которым сначала наследство должен получить старший сын, и лишь затем младший. Но, младший не захотел ждать. Не задумываясь о праве первородства и своем старшем брате, о том, что отец еще жив, что у него есть своя жизнь, он просит отца, – «дай мне из наследства мою часть, я хочу жить сейчас, пока я молод и так, как я хочу». И милосердный отец, ничего не говоря, отделяет часть имения и отдаёт её младшему сыну. Дальше повествует нам Евангелие, что этот молодой человек уходит в другую страну и там живет в своё удовольствие: деньги есть, возможности есть и он живет так, как требует того повзрослевшее его существо, его человеческая оболочка при не повзрослевшей душе. Всё свое имение, всё, что отдал ему отец, он тут же тратит. В чужой стороне, в бедственном положении идёт он в наемники к некоему человеку пасти свиней, но даже рожки, которыми питаются свиньи, не доступны ему, никто не даёт ему и этой малости. Вот тут-то и приходит к нему прозрение, и начинает он думать, что даже наёмники у отца его живут лучше; что отца своего он обидел и что недостоин называться теперь сыном его. В нем пробуждается желание идти к отцу и признать перед отцом, что недостоин он звания сына, и просить отца, чтобы принял его хотя бы в наёмники свои. Здесь снова видим мы путь от понимания до покаяния, от покаяния до плодов. А путь этот начинается с прозрения. И в этой притче о блудном сыне есть сюжетная линия обличения грешника. Здесь роль обличителя выполняет старший сын, который говорит отцу, – «ты посмотри, какой он, всё, что ты дал ему он потратил и с кем? Я у тебя работаю с утра до вечера каждый день, а он только тратил». Снова мы слышим противопоставление праведника грешнику и видим, что все эти три Евангелия: о мытаре Закхее, о фарисее и мытаре и о двух сыновьях или, как принято называть «о блудном сыне» – суть едино. Эти три Евангелия о понимании человеком своих согрешений, о покаянии и об осуждении.

5

Блудный сын. Эскиз. Генрих Ипполитович Семирадский.

Чем же завершается сегодняшнее Евангелие. Отец говорит старшему сыну, – «всё, что у меня осталось из имения – это твоё. Но, я еще жив. И я волен миловать, если хочу кого-то миловать. Претендуя на свою часть, прямо сейчас ты, поступаешь не лучше брата твоего. Ты хочешь владеть этим здесь и сейчас, так чем же ты праведней его?»

Отступая на неделю назад, мы видим, что и фарисей так же говорил, о своей праведности, но по сердцу ли он вёл праведную жизнь или внешне, а в сердце желал иной жизни?

Отступая еще на неделю назад, мы понимаем, что осуждающие Закхея люди, может, завидовали его богатству?

Мы должны понимать, что все эти три Евангелия готовят нас не только к Великому посту и покаянию, но, самое главное, готовят наши души к ответу на Страшном суде. Не зря следующее воскресение носит название – «Неделя о Страшном суде». В следующую неделю мы услышим слова Евангелия, посвященные Страшному суду. Но, пока, у нас есть над, чем задуматься. Каждый раз, каждое подготовительное воскресение Святая Церковь снова и снова нам напоминает, – «Господи, дай мне зрети мои прегрешения и не осуждати брата моего». Если кого-то наказуют или кого-то милуют, в первую очередь мы должны думать о себе и видеть свои грехи. И Давид учит нас, – «грех мой предо мною есть выну», то есть грех мой предо мною есть всегда. Если мы вспоминаем свой грех, то нет основания у нас осуждать ближнего своего. Если кровоточит у нас язва, то мы думаем только об избавлении от неё, но как только мы исцеляемся, то становимся праздными и начинаем за многими замечать их прегрешения.

Сегодня, Евангелие открывает нам то, что Господь каждого из нас ждёт, ждёт покаяния нашего, чтобы не друг за другом мы следили и замечали грехи друг друга, но каждый осознал в какую страну удалился от Отца, или от чего болезнует его гордая душа. Чтобы каждый покаялся перед Господом Богом и поучил не только прощение, но жизнь вечную. Аминь!

Прот. Александр Новиков,
настоятель храма в честь иконы Пресвятой
Богородицы именуемой «Млекопитательница»

Запись опубликована в рубрике Воскресная проповедь с метками , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.