Воскресная проповедь. Неделя мытаря и фарисея. О закваске

James Tissot Publican and the Pharisee

Мытарь и фарисей. Джеймс Тиссо. 1886—1894.

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

С сегодняшнего дня, который носит название «Неделя о мытаре и фарисее» начинается у нас с вами подготовка к великому посту.

Почти без малого 2000 лет в храмах, там, где собираются христиане, обсуждается эта притча. Притча о том, как в храм пришли помолиться два человека. Господь специально противопоставляет человека, который считался в то время примером для всех – праведника-фарисея и человека, который считался изгоем в обществе, человека, который считался грешником – мытаря, чтобы показать нам самое важное. А что же для нас важное?

Мы с вами, конечно, уже много раз слышали эту притчу. Здесь хочу напомнить и ту молитву, которую мы вспоминаем великим постом, молитву Ефрема Сирина. Мы молимся: «Господи, дай мне зрети мои прегрешения и не осуждати брата моего». Эти слова и открывают нам смысл притчи о мытаре и фарисее. Дай мне, Господи, смотреть на то, что внутри меня и не стараться замечать за братом моим его прегрешений. Господь, противопоставляя фарисея и мытаря, показывает нам нечто, о чем потом говорит своим ученикам, показывает закваску фарисейскую. Однажды, когда ученики Его собрались в лодке, Господь сказал им,– «берегитесь закваски фарисейской». (Лк.12:1) Его не поняли ученики, они подумали, что Господь говорит о хлебе. Но вопрос был не в хлебе и не в той закваске, которую делают для хлеба. А о том, что наполняет наше сердце, душу и помышления.

James Brenan

Мытарь и фарисей. Джеймс Бренан (ирланд.) 1858.

Кто такой был фарисей? Фарисей был человеком, строго соблюдавшим закон, который Бог дал народу своему через Моисея. Причем, следовал закону фарисей до мельчайших деталей. Он высчитывал с чего платить десятину, с чего не платить; он считал сколько раз ему поститься; он считал как ему себя вести со своими близкими, даже со своими родителями, согласно все тому же закону Моисея. Исполняя закон, он старался угодить Богу. Казалось бы, что здесь плохого?

В то же время мытарь, мало того, что он служил врагу своего народа, он еще у людей забирал деньги на языческое правительство, пренебрегая как верою своей, так и своими близкими. Он считался отщепенцем, изгоем в обществе, его все презирали. Фарисеев все уважали, к ним все стремились, старались быть с ними в общении. Господь недаром говорит, что фарисеи любили восседания на главных праздниках, потому что везде их приглашали и везде сажали на самые почетные места. И говорит Господь, что даже на торжищах, на рынках фарисеи вели себя особым образом, чтобы все их узнавали. И мытаря все знают, но все ненавидят, все считают, что он негодный человек во всем народе Израиля. Эти два человека и пришли в храм помолиться.

iconPabl&PharisМалая закваска, квасит все тесто, гордость фарисея привела всю его праведность к горькому хлебу тщеславия ведущему в погибель Законом, а недостоинство мытаря здобренное единым покаянием к Хлебу пришедшему с Небес, к тому Царству, которое приблизилось милосердием Христовым. То, что погубило ветхого Адама, оно губит человека до сегодняшнего дня. Начало всех грехов есть в первую очередь – гордыня человеческая. Она-то и губит фарисея. Он вроде бы и постится, вроде бы и добрые дела делает, и закон Моисеев слушает, но он не просто молится перед Господом Богом, он в своей молитве начинает гордиться тем, какой он есть. А мытарю гордится-то и нечем вовсе. Он приходит и знает, что все его ненавидят. И он понимает, что свою жизнь он выбрал и не может ничего с нею сделать, и внутри него появляется то, что Господь принимает – это покаяние искреннее и покаяние нелицемерное. И он говорит, – «Господи, милостив буди мне грешному, потому, что ничего в свое оправдание сказать не могу».

И всё было бы просто в этой притчи, если бы не то, что постепенно мы настолько привыкли осуждать фарисея, что незаметно мы стали гордыми мытарями. Мало того, что показать нечего, а еще и покаяния нет. Вместо покаяния тоже гордыня. И приходит некий человек, и говорит, – «да, грешен». И считает, что заслуга его уже в том, что он пришел в церковь и сказал, что он грешен. И если у фарисея забрать маленькую толику гордости, то этот человек будет стремиться к праведности. А если забрать маленькую толику покаяния у мытаря, то ничего не останется вовсе. Фарисей, приблизившийся к Богу, сделал шаг назад тем, что возгордился и сам себя оценил, и мало того, он осудил вокруг себя стоящих. А мытарь, находящийся далеко от всех, сделал только единственный шаг – он признал, что он такой, какой есть и искренне раскаялся в этом.

И если мы, сегодняшние мытари не делаем этого первого шажка к Господу Богу, если мы наоборот, приходя в церковь, говорим, что здесь нас там толкают, там пинают; тот нас обозвал, тот оттолкнул, – «нет, мы не хотим ходить в эту церковь». Тогда и получается, что человек придя сюда как мытарь, проявил закваску фарисейскую, гордость проявил. И он забыл о том, что покаяние и смирение лечат дух, а гордость убивает. Осудил вокруг стоящих и все… Не признал себя больным, не увидел Врачивателя, ушел в дом свой еще с большими ранами и язвами. У нас нет ни четкости фарисейской в посту, ни четкости фарисейской в подаянии, ни в пожертвовании, ни в чем у нас нет заслуг. И сегодня мы должны понять, что не дел фарисейских следует нам бояться, а именно закваски фарисейской. И если не будет у нас искреннего желания исправиться, искреннего желания покаяться, если мы не признаем того, какие мы есть на самом деле и не раскаемся в этом, то дел у нас никаких не хватит – это уж точно. Заслуга наша только в том, что мы пришли к Врачу душ и телес, а он милосердный. Но мало прийти, нужно признать болезнь и испросить лекарство. И если у нас не будет искреннего раскаяния, искреннего покаяния и сокрушения о своих грехах, если мы не перестанем замечать грехи брата своего, то далеки мы от спасения. Приходя на исповедь, рассказывать о себе, а не о других. Охраняя, остерегая учеников своих от закваски фарисейской, Господь обращается и к нам с вами. Так будем же и мы каяться перед Господом и в первую очередь, не будем видеть грехов ближнего своего. Если нам не хочется помогать, не нужно пальцем тыкать, что кто-то делает так же; если мы чего-то не делаем, не нужно указывать на то, что другие этого не делают; если нам хочется чего-то, мы не должны оправдываться тем, что все этого хотят. Каждый из нас несет личную ответственность перед Господом Богом, и свой ответ даст на страшном суде. Смотреть себе под ноги и видеть свои собственные согрешения и в них раскаиваться, то тогда мы уподобимся мытарю.

Будем же мы не гордыми мытарями, а кающимися фарисеями, как некогда Павел, великий апостол языков.

«Господи, дай мне зрети мои прегрешения и не осуждати брата моего». Аминь!

 Прот. Александр Новиков,
настоятель храма в честь иконы Пресвятой
Богородицы именуемой «Млекопитательница»

Запись опубликована в рубрике Воскресная проповедь с метками , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.