Воскресная проповедь. Глаза, чтобы видеть доброе

Нагорная проповедь фреска Хенрик Олрик 1830-1890. датский художник

Нагорная проповедь, фреска. Датский художник Хенрик Олрик (1830—1890)

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Сегодня мы читали Евангелие достаточно объемное, в этом воскресном чтении много тем, о которых можно было бы поговорить. Но, мы с вами поговорим о том, с чего начинается сегодняшнее Евангелие: «если око твое будет чисто, то всё тело твоё будет светло; если же око твое будет худо, то все тело твое будет темно» (Мф.6:22-23).

Смысл этой фразы заключается в том, что если внутри нас бушуют страсти, если в сердце свое мы допустили и страх, и недоверие и многое другое, и в сердце нашем отсутствуют любовь, то каждый раз мы будем это же всё замечать в людях. Часто бывает так, если где-то человеку что-то навредило, то каждый раз, когда нечто подобное приближается к нему, человек вздрагивает. Будь-то в личной или общественной жизни. И все мы, находящиеся здесь, повреждены этим грехом, и у каждого из нас око уже не чисто. И каждый из нас, если задумается, то вспомнит и те страхи, которые мучают его, и недоверие, которое его мучает, и всё, что мешает ему сближаться с другими людьми. Это и есть наше нечистое око. Мы зачастую тревожимся, мы часто боимся того, что когда-то принесло нам потери.

П.В. Басин. 1793-1877 Нагорная проповедь.

Нагорная проповедь. П.В. Басин. (1793—1877 )

И если мы сами у себя спросим, – а как же нам быть? Как очистить око свое? Как нам жить жизнью чистой, праведной? Как нам хотя бы стремиться к этому? То ответ на этот вопрос будет непрост. Чтобы нам избавиться от тревог, нужно чтобы все наши чувства пришли в успокоение. А для этого нам нужно от всего этого жестокого мира, мира недоброго к человеку, отдохнуть, хотя бы немного. Но, как же мы можем от него отдохнуть?

Вот стоим мы здесь, в храме, к иконкам подошли, поцеловали, к крестику подошли, батюшка благословил, водичкой покропил на дорогу. Но, как только мы выходим из храма, начинает нас теснить мир. Вот мы зашли в магазин, и там с кем-то повздорили, зашли в транспорт и там, что-то не так, пришли домой, увидели близких своих, и опять не то. И зачастую, придя из церкви, мы и благодать теряем, и то расположение духа, в которое пришли. Мы начинаем тогда замечать всё, что может нас раздражить. И близкие наши не так что-то делают, и мы начинаем выговаривать им, вспоминаем какие-то свои страхи, начинаем боятся чего-то, хотя нет для того повода. Мы все подвержены таким состояниям. И чтобы от этого всего отвлечься, чтобы немного успокоиться, нам нужно место, где бы этого всего не было. И такое место нам дает Святая Церковь. Место это – храм Божий, в котором мы собираемся.

Но если мы, приходя сюда, начинаем кого-то осуждать, перемывать чьи-то кости, то мы должны знать, что это мы недобрый взгляд своего нечистого ока занесли сюда. Мы должны хотя бы здесь от всего этого отказываться, хотя бы здесь себя сдерживать, чтобы был здесь воздух свежий и, чтобы мы могли, приходя сюда, вдохнуть его.

Вы знаете, в отличие от католической церкви, в Церкви православной священник не может совершить литургию сам для себя. Вот захотел батюшка причаститься, а нет никого, и он не может совершить литургию, только сам для себя. Почему? Да, потому, что литургия – это Святая Трапеза, в которой общаются верующие во Христа, то есть нужен не только священник для совершения литургии, но и те, для кого он совершает литургию. И без них священник не может совершить литургию и причаститься сам. И тогда ему нужно идти в другой храм, где служится литургия, где есть сегодня святое общение. И это святое общение – это то, что происходит между нами здесь.

Добрый пастырь Лари Дайк

Добрый пастырь. Ларри Дайк (американский художник)

Если мы видим идущего по полю человека, даже, если он сильно похож на пастуха, но рядом с ним нет стада овец, значит он может быть вовсе не пастух. Только наличие овец рядом с пастухом, говорит, что этот человек пастух. Так же и со священником. Только тогда он становится пастырем, когда у него есть своя паства.

Есть еще один важный аспект в нашей теме. Если, придя в храм мы не замечаем, стоящего рядом с нами, если мы пришли только ради того, чтобы причаститься, да со священником пообщаться, опять мы поступаем неверно. Почему? Вспомним что такое стадо. В Церковно-славянском языке слово «стадо» – одно из названий Церкви Христовой. Помните в Евангелии, как Господь говорит своим апостолам, – «Не бойся малое стадо: яко благо изволи Отец ваш дати вам Царство» (Лк.12:32). И в другом месте, – «и будет едино стадо и един пастырь» (Ин.10:16). Но стадо – это когда много овец. А если овца осталась одна, значит она отбилась от стада. И если мы пришли в храм, не замечаем никого, причастились и так же, не глядя ни на кого, ушли из храма, то мы так и остались одни. Вроде и причастились Тела и Крови Христовых, вроде и Господь с нами, но мы одни. Нет рядом с нами тех, кто не просто рядом идет, но и рядом, и во Христе. Помните, что сказал Сам Господь, – «где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф.18:20). А, если мы пришли в храм, постояли в уголочке, причастились, и убежали домой, вроде и причастились, но так и остались одиноки. Господь призывает нас к новому общению, общению во Христе, в новую семью, где Он даст нам сотни братьев, сотни сестер, сотни родителей даст Господь всем, кто придёт к Нему.

Абхазия Новоафонский монастырь, роспись Симоно-кананитского монастыря.

Абхазия, Новоафонский монастырь, роспись Симоно-кананитского монастыря

И если мы найдем с вами таких людей, среди которых нам не нужно будет ни боятся ничего, ни подозревать, тогда мы сможем отдыхать душой. И если мы привыкнем к такому, то глаз наш начнет очищаться. Мы начнем видеть другое, более чистое, если сами начнем очищаться рядом с другими людьми. Если мы с вами во Христе, то, видя Христа, и видя тех, кто тоже идет к Нему, и мы сами будем стремиться идти ко Христу. Это очень важно. Если, придя в храм Божий, мы не просто потом убежали, как только батюшка благословил, но еще и почувствовали тех людей, которые рядом с нами стоят, и может, познакомились с ними.

Знаете, как часто бывает, что человек, живущий одиноко, думает, – вот заболею и никто не придет и не подаст воды чашку, а придет страшная година, я умру, буду лежать здесь и никто обо мне и не вспомнит вовсе. А откуда такие мысли? Ведь и в храм ходит человек? А потому, что в общение ни с кем он так и не смог войти. Душа его не к кому не расположилась. Броня, которую он надел, чтобы преодолеть этот мир, чтобы воинствовать против него, так и не разрушилась там, где она и не нужна была.

И если наше око не чисто, оно и видит всё нечистым, и не может подойти тогда человек к другому человеку, а если и подходит, то своей нечистотой отталкивает. Это самое страшное, когда мы с вами, находясь даже среди других людей, будем одиноки. Значит нет в нас Христа. Если мы не смогли найти человека, тоже любящего Христа, если не смогли объединиться в стадо Христово, то значит Христос не наш пастырь, и любви у нас не хватает.

Сегодня я хочу еще и еще раз вам напомнить: нас здесь не так много, каждый из нас со своей болью, со своим страданием, со своим несчастьем, научитесь видеть человека, научитесь понимать его боль. Научитесь видеть, что мы не одни в храме. Не «я пришел в храм», а «мы пришли в храм», не «меня любит Господь», а «нас любит Господь». Мы должны повторять в своем сердце, – «вот стоят рядом со мной мои ближние, которых Господь любит не меньше».

Сегодня Господь призывает нас чистым оком взирать на мир. Если мы замечаем только плохое в ближнем своем, значит это мы плохие, это наше око не чисто и грешно. А если мы все-таки увидели человека рядом с собой, то слава Богу, что Господь разрушил оковы нашего сердца. И мы помолимся об этом, – «Господи, милостив нам буди, дай увидеть человека и научи общаться с ним во славу Твою и с любовью о Тебе». Аминь!

Прот. Александр Новиков,
настоятель храма в честь иконы Пресвятой
Богородицы именуемой «Млекопитательница»

© 2015, mlp.in.ua. Все права защищены. 

Запись опубликована в рубрике Воскресная проповедь с метками , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.