Житие равноапостольного князя Владимира в кратком изложении

Князь Владимир родился в 963 году. Отец его – Святослав, сын великой княгини Ольги, во святом крещении Елены, мать – древлянская княжна Малуша. Воспитание свое получил Владимир от дяди по матери – язычника Добрыни. В 972 году, девяти лет отроду, князь Владимир стал правителем земли Новгородской, которой наделил его отец Святослав, перед последним своим военным походом. А в 980 г., когда ему миновало 17 лет, в разгар войны между братьями – Ярополком и Олегом, Владимир пошел на Киев, где княжил старший брат Ярополк. Одержав победу над братом, он стал правителем Киева. Далее следуют завоевания Галиции, покорение вятичей, сражения с печенегами, расширение границ державы от моря Балтийского с северной стороны до Буга с южной. Пять жен и множество наложниц услаждали его в часы передышек между походами и государственными делами.

Рекомендуем почитать:
«Слово о Законе и Благодати». Святитель Иларион, митрополит Киевский
Отражение дипломатии святого князя Владимира в древнерусской гимнографии

Воспитанный в языческой традиции Владимир устанавливает в Киеве на возвышенностях идолов, коим приносятся человеческие жертвы. Это было время беснования язычества не только на Руси, но и в других землях – Германии, Дании, прибалтийских княжествах. Тогда в Киеве были убиты за Христа варяги Феодор и Иоанн – первые известные мученики-христиане на этой земле, храбро стоявшие за свою веру и обличавшие тщету идолопоклонства. Историки, агиографы предполагают, что именно это убийство повлияло на мировоззрение Владимира и породило в сознании князя сомнения в истинности языческих верований. Так это или нет, ведомо одному Господу.

Первые русские мученики Федор и Иоанн перед гибелью. Сергей Ефошкин.

Вопрос причин, по которым князь Владимир встал на путь выбора веры представляет собой серьезную тему для исследователей и до конца не раскрыт, если смотреть на него с точки зрения сугубо человеческой, исторической, требующей веских аргументов и доказательств, с точки зрения, забывающей о промысле Божьем. Известно, что по приглашению Владимира в град Киев съезжались представители разных конфессий: и болгары-мусульмане, которые жили на Волжских землях, и представители иудаизма, и немецкие проповедники-латиняне, и греки. Князь беседовал с ними, вопрошал к ним, слушал, размышлял. Свидетельства историков говорят, что наибольшее впечатление произвел на Владимира проповедник из Византии, показавший князю картину Страшного суда.

Выбор веры. 2007. Филатов Алексей Юрьевич

После совета с боярами Владимир отправляет своих послов в разные страны для поиска истинной веры. И вот послы в Константинополе, в соборе святой Софии. Великолепие храмовой архитектуры, красота убранства, росписи стен собора, торжественность и стройность службы, божественные песнопения производят на них неизгладимое впечатление. А слова – «Мы не знали на земле мы стояли или на небе» становятся исторической фразой, определившей итог выбора веры. Повлияли на послов внешние эмоциональные факторы, или действительно Слово Божие, звучавшее в текстах богослужения, усиленное в песнопениях, воплощенное в иконописных образах, тем же Промыслом ворвалось в сердца посланников-бояр, достучалось, пробудило их, сказать трудно.  Ясно только одно – если Господь Бог желает какой-либо народ привести к Себе, сделать Своим народом, то Он найдет как, когда и через кого.

Рассказ послов по возвращении на родину, произвел на Владимира сильное впечатление. Прорастали и те зерна, которые в свое время были брошены еще на жесткую почву бабкой князя – великой Ольгой.   Владимиром было принято решение о принятии крещения. Но, вот отдавать Русь под власть греков князь, естественно, не желал. Происходит борьба двух направлений – духовного и политического, не преодоленного еще духа языческого и стремление к новому Духу, Божьему. Владимир задумал «взять веру силой». Он идет войной на греков, завоевывает Херсонес. Из Херсонеса, ободренный победой, князь отправляет послов к императорам Константину и Василию, требуя руки их сестры, царевны Анны. В ответ получает условие – «Анна может сочетаться браком только с христианином». Владимир сообщает о готовности принять святое крещение. И здесь происходит событие, выходящее за рамки обычного понимания. Событие мистическое, событие, заставляющее невольно вспомнить аналогичный эпизод из Священного Писания, из Новозаветной истории. Князя поражает слепота.

На память приходит чудо с будущим первоверховным апостолом Павлом, произошедшее на пути в Дамаск. Видимо, нужно было великому князю Руси пройти именно это испытание, чтобы через него не в силе, но в немощи принять великое Таинство, которое совершилось в 988 году в Херсонесе – Владимир принимает крещение с именем Василий. Здесь, он отряс «слепоту во святей купели, душевную вкупе и телесную».

Крещение князя Владимира. 1883 г. Бронников Федор Андреевич.

По возвращении в Киев первыми были крещены двенадцать сыновей Владимира в источнике, который в последствии дал название центральной улице города – Крещатик.

Низвергались с круч в Днепр языческие идолы, крестились бояре. На земле Киевской зазвучало слово Божье, Евангельская проповедь. Был назначен день, когда все жители города, должны были собраться на берегу Днепра для принятия крещения. Стеклось множество людей, был здесь и сам великий князь Владимир. Стар и млад вошли в воды реки, приходили семьями с детьми на руках, а священники совершали Таинство Крещения, по сути дела, целого народа.

Проповедь христианства. 1908. Клавдий Лебедев

Вера православная начала распространятся по всей Руси. Приняли крещение и жители Новгородских земель, куда для совершения обряда были направлены первый киевский митрополит Михаил с шестью епископами. И здесь низвергались идолы, но уже в реку Волхов, проводились оглашения и совершались Таинства крещения. Потом последовал Ростов, где труднее приживалось христианство, яростнее сопротивлялось язычество. Затем приняли святое крещение суздальцы. В миссионерских трудах князю Владимиру помогали его дети. Приняли христианство Муром, Полоцк, Владимир Волынский, Смоленск, Псков, Луцк, Тмутаракань, далее Курск, Орел, Тула, Калуга.

Распространение Православной веры повлияло на объединение славянских племен в одно государство. А труды святых равноапостольных Кирилла и Мефодия сделали доступным для понимания Слово Божие среди славян.

Вера православная передавалась и другим народам. В Х–ХIII веках принимали крещение финны, чудь, вотяки и др.

Соединение через крещение славянских народов и формирование границ владений Рюриковичей встречало со стороны соседних племен жесткое сопротивление. Основным соперником Владимира стал польский король Болеслав Храбрый, желавший вернуть польские земли, завоеванные Владимиром в те времена, когда он был еще язычником.

Святополк Владимирович Окаянный. 1867. В. Шереметьев.

В тесной связи с внешними врагами, зарождается внутренняя смута – против князя готовит заговор один из его сыновей (или пасынок) – Святополк Окаянный, вступивший в брак с дочерью Болеслава. Разжигается этот заговор интригами католического епископа Колобжегского Рейберна. Заговор разоблачается, организаторов арестовывают. Святополк приносит покаяние и его освобождают.

Но, на этом не завершаются испытания, как нового государства, так и самого князя Владимира. Другой сын Владимира – Ярослав, правивший в Новгороде, решает жить самостоятельно –перестает платить дань и десятину Киеву, формирует свое войско. Владимир, со скорбным сердцем, готовит новый поход, которому не суждено было совершится. Великий князь тяжело заболевает и отходит ко Господу 15 июля 1015 года, 52 лет отроду в селе Спас-Берестове.

Несмотря на интриги неугомонившегося Святополка, и замысел его скрыть кончину Владимира с целью дальнейшего завоевания власти, преданные бояре тайно привозят тело великого князя в Киев. Здесь их встречает митрополит Иоанн с представителями духовенства и в Десятинном Успенском храме, в Климентовском приделе полагают мощи князя в мраморной раке.

Непрост и неоднозначен путь великого князя Владимира от язычника к христианину. И, тем не менее, в истории он остается Красным Солнышком. Так нарекает его народ, приведенный князем ко Крещению.  

Церковное почитание памяти святого Владимира началось практически сразу после его кончины. Празднование же установил другой великий и благоверный князь – Александр Невский после победы над шведскими крестоносцами в мае 1240 года, заступничеством святого Владимира.

Наружная роспись стены крестильного храма Василия Блаженного у Богоявленского собора

Велика роль князя Красно-Солнышко в истории славянских народов. Поистине, он избранник Божий, через которого исполнились слова, – «Есть у Меня и другие овцы, которые не сего двора, и тех надлежит Мне привести: и они услышат голос Мой». (Ин. 10:16)

© 2018, mlp.in.ua. Все права защищены. 

Запись опубликована в рубрике Жития святых с метками , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.