Краткое житие святителя Иоанна, архиепископа Шанхайского и Сан-Францисского

Святой Иоанн Шанхайский и Сан-Францисский, светильник миру, великий чудотворец, проповедник покаяния и безкомпромисснаго Православия, покровитель юношества, молитвенник, богослов, суровый аскет, истинный русский патриот, строгий и любящий архипастырь, родился 4 июня 1896 г. в Харьковской губернии. Был он назван в честь св. архангела Михаила. Происходил он из дворянской семьи Максимовичей.

Рекомендуем почитать: Святитель Иоанн Шанхайский «на людские нужды отзывчивый»

Его предком был известный просветитель Сибири, святитель Иоанн Тобольский. Родители Михаила, Борис и Глафира, воспитывали своего сына в благочестии, возгревая в нем стремление стоять за истину, и в горячей любви к своему Отечеству.

Икона Святителя Иоанна Тобольского (нач.19 века)

Михаил думал посвятить свою жизнь военной или гражданской службе Отечеству и поступил в Петровский Полтавский Кадетский корпус. Затем он учился на юридическом факультете Харьковскаго Императорскаго Университета, который окончил в 1918 г. В годы учения на него особенно сильное влияние оказал архиепископ Антоний Харьковский, и Михаил, одновременно с светской наукой, начал все больше углубляться в изучение «науки из наук» — изучение духовной жизни, и, в конце концов, местный монастырь и храм стали ему ближе, чем всякия светския заведения.

Митрополит Антоний (Храповицкий)

Российская трагедия 1917—1918 гг. окончательно убедила Михаила в слабости человеческой, непрочности всего земнаго и он решил отречься от мира земнаго и себя полностью отдать на служение Богу. Во время гражданской войны семья Максимовичей была эвакуирована в Югославию, где Михаил поступил на Богословский факультет. Его семья, как и очень многия русския семьи в изгнании, жила очень бедно и Михаилу, чтобы помочь семье и иметь возможность учиться, приходилось продавать газеты. Горячо им любимый архипастырь, митрополит Антоний (Храповицкий) тоже оказался заграницей — Владыка Антоний продолжал быть духовным руководителем духовной жизни Михаила.

В 1926 г. митрополит Антоний в Мильковской обители совершает постриг Михаила в монахи (с именем св. Иоанна Тобольскаго). Далее он же рукополагает его в иеродиакона, а на праздник Входа во храм Пресвятой Богородицы епископ Гавриил Челябинский — в иеромонаха. Со дня его иноческаго пострига, о. Иоанн больше никогда не спит лежа на постели — если засыпает, то на кресле или на коленях под иконами. Он постоянно пребывает в молитве, вкушает пищу раз в день и ежедневно служит Божественную литургию. Это правило св. Иоанн сохранил на протяжении всей своей жизни.

Мильков монастырь. 1920-е годы

Первые годы своей монашеской жизни иеромонах Иоанн особенно посвящает юношеству — он преподает и является воспитателем в сербской семинарии в г. Битоле. В то время сербский Златоуст, известный проповедник епископ Николай Велимирович, не раз говорил: «если желаете увидеть живаго святаго, пойдите в Битоль к о. Иоанну». Отец Иоанн относился к учащимся с отеческой любовью — по ночам он ходил по общежитию и осенял спящих крестным знамением.

В 1934 г. была совершена хиротония о. Иоанна во епископа Шанхайскаго. Это была последняя архиерейская хиротония, совершенная Блаженнейшим митрополитом Антонием. Владыка Антоний писал дальневосточному епископу Димитрию об иеромонахе Иоанне следующее: «Этот маленький, слабый человек, почти ребенок с виду, является каким-то чудом аскетической стойкости и строгости в наше время всеобщаго духовнаго разслабления».

Свт. Иоанн, архиеп. Шанхайский и Сан-Францисский Новый шанхайский епископ прибыл к себе на кафедру в день праздника Входа во храм Пресвятой Богородицы и здесь продолжал свои подвиги и пастырские труды: основал детский приют в честь святаго Тихона Задонскаго, дом для престарелых, покровительствовал учащимся и построил новый собор в честь иконы Пресвятой Богородицы «Споручницы грешных». Владыка Иоанн не пропускал ни одного богослужения, сам ежедневно продолжая совершать литургию. В алтаре он был очень строг, не допускал никаких разговоров, и очень часто в храме оставался долгое время после богослужения. После литургии он ежедневно посещал больных со святыми Дарами, причем он ходил или босиком, или в однех сандалиях, даже зимой. Детей для приюта он сам собирал с улиц и трущоб Шанхая. Посещал Владыка заключенных в тюрьмах и душевнобольных и одержимых в госпитале для умалишенных. Везде Владыка благовествует-проповедует, пробуждая совесть одних, согревая сердца других. Было очень трудно понять речь Владыки Иоанна, особенно во время проповеди. Или же он был «гугнив», подобно пророку Моисею, или же, по утверждению некоторых, его организм был настолько истощен, что от слабости его нижняя челюсть отвисала и не давала ему возможности ясно говорить.

С приходом к власти коммунистов, начался исход русских из Китая, главным образом через Филиппинские острова. На острове Тубабао находились тысячи русских беженцев, живущих в самых примитивных условиях. Владыка Иоанна и здесь продолжал молиться за свою паству и духовно ее окормлять. Благодаря его молитвам и неустанным трудам, паства, чудесным образом, была спасена и почти все получили убежище в Америке.

В 1951 г. состоится назначение архиепископа Иоанна на Западно-Европейскую каѳедру. Здесь продолжаются подвиги и пастырство Владыки. Будучи чисто русским архиереем и русским патриотом, святитель Иоанн одновременно является и вселенским иерархом, чуждым церковнаго провинциализма. Это особенно выявилось в годы архипастырскаго служения Владыки в Европе: он возстановил память и почитание древних православных святых Запада и привел в лоно Церкви много новообращенных из местных народностей. Отношение святителя Иоанна к церковным вопросам, будь то вопросу церковных юрисдикции, церковной жизни, прихода или пасомаго, всегда вытекало из принципиальнаго значения даннаго вопроса, независимо от личностей.

В 1962 г., в связи с трудностями с постройкой новаго собора в Сан-Франциско, святитель Иоанн назначается на Западно-Американскую каѳедру, где проживают очень многие из шанхайских пасомых Владыки. Немало скорбей пришлось тогда Владыке Иоанну перенести. Но Владыка всегда сознавал, что главный враг возведения храма в честь Пречистой — дьявол. Постом и молитвой, долготерпением и стойкостью, любовью и словом, святитель его поборол, и в 1964 г. был закончен еще один храм в честь Пресвятой Богородицы.

19 июня (2 июля) 1966 г., в день памяти апостола Иуды, во время архипастырскаго посещения г. Сеаттля с Чудотворной иконой Божией Матери Курско-Коренной, в возрасте 71 года, перед Одигитрией Русскаго Зарубежья отошел ко Господу великий праведник. Владыка Иоанн был погребен в усыпальнице под выстроенным им собором Всех Скорбящих Радости. По молитвам у его нетленных мощей верующие получают веру, исцеление, утешение, духовныя силы. Святитель Иоанн, после многих подвигов, волнений, скорбей, которыя он претерпел за Христа и Его правду, пристал к тихому небесному пристанищу, где, сорадуясь с ангелами, славит Отца и Сына и Святаго Духа, Единаго в Троице Бога, Которому и от нас да будет слава, честь и поклонение, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Источник: Слова иже во святых отца нашего Иоанна, Архиепископа Шанхайскаго и Сан-Францисскаго Чудотворца. Сборник проповедей, поучений, посланий, наставлений и указов. / Составлен протоиереем Петром Перекрестовым к прославлению святителя Иоанна. — Сан-Франциско: «Русский пастырь», 1994. — С. 10-13.

Тропарь св. Иоанну, глас 5:

Попечение твое о пастве в странствии ея, / се прообраз и молитв твоих, за мир весь присно возносимых: / тако веруем, познав любовь твою, святителю и чудотворче Иоанне. / Весь от Бога освящен священнодействием пречистых Таин, / ими же сам присно укрепляем, / поспешал еси ко страждущим, целителю отраднейший. // Поспеши и ныне в помощь нам, всем сердцем чтущим тя.

Кондак, глас 4:

Сердце твое распространися ко всем, / любовию молящим тя Иоанне святителю, / поминающим подвиг всего многотруднаго жития твоего, / безболезненно же легкое преставление твое, // Одигитрии Пречистыя верный служителю.

Запись опубликована в рубрике Жития святых с метками . Добавьте в закладки постоянную ссылку.