200 лет со дня рождения свт. Феофана Затворника Вышенского

St. TheophaneСегодня исполняется 200 лет со дня рождения свт. Феофана Затворника Вышенского. Родился будущий святитель в семье священника в селе Чернавское Орловской губернии.
Окончил Орловскую Духовную семинарию, Киевскую Духовную Академию; принял монашество с именем Феофан; преподавал в Санкт-Петербургской Духовной Академии; посетил Святую Землю в составе Русской Духовной Миссии; был ректором Олонецкой Духовной Семинарии; служил настоятелем посольской церкви в Константинополе; был ректором Санкт-Петербургской Духовной Академии, епископом Тамбовским и Шацким, епископом Владимирским и, наконец, затворником Вышенским.
Неоднократно приглашают святителя Феофана вернуться из уединения: то принять управление епархией (в том числе и Московской), то заседать в судном отделении Святейшего Синода, то в Японию (приглашение от будущего равноапостольного просветителя Японии Николая).

«Выши своей не променяю не только на Санкт-Петербургскую митрополию, но и на патриаршество, если бы его восстановили у нас и меня назначили бы на него... Вышу можно променять только на Царство Небесное».

Выша

За время своего служения до затворничества, скорее всего, основной тенденцией в трудах свт. Феофана было духовное просвещение людей. Тяжко сетовало сердце его о том духовном упадке, о тех нравственных настроениях, которые преобладали тогда в дворянской среде, да и другие слои общества не отличались в то время особой набожностью. Революционные, нигилистические ветры заражали и увлекали студенческую молодежь. Увлеченность различного рода увеселениями – балами, театром, оперой, а особенно опереттой настолько поглощали светских людей, что на соблюдение каких-либо элементарных норм духовной жизни, просто не хватало времени и, как ни странно, сил. Появилось безразличие к церковным службам, а то малое, что и делалось в плане духовном, превращалось большей частью в форму, внешние фарисейские «труды». Остановить этот процесс, пробудить в людях интерес к Церкви, оживить их сердца Словом Божьим – вот основное стремление святителя Феофана. И в затворе, он не отставляет паствы своей, активное общение с которой он поддерживает через переписку. Здесь в Выше, он постоянно получает корреспонденцию, книги. Если бы техника в 19 веке достигла современного уровня или, если бы свт. Феофан оказался среди нас в наше время, то не была бы невероятной картина, а напротив вполне реальной по характеру свт. Феофана: там, в затворничестве свт. Феофан общается с духовными чадами, используя все современные средства коммуникации; пишет, читает и снова пишет…
Да затвор, да уединенная молитва, да борьба с помыслами, но здесь же свт. Феофан занимается чтением и писательскими трудами. Литературное наследие свт. Феофана имеет для нас не меньшую ценность, чем наследие свт. Игнатия Брянчанинова.

В 1988 году Русская православная Церковь по достоинству оценила все труды святителя на духовной ниве, прославив его в лике святых угодников Божиих.

Вышенским назван святитель Феофан именно потому, что здесь в Выше появились на свет все его значительные труды.

Не смотря на то, что труды свт. Феофана были обращены к его современникам, но и сейчас они не утратили своей актуальности. Его «Письма о христианской жизни», «Начертание христианского нравоучения», «Толкования апостольских посланий» — источники наставлений, напутствий, духовной поддержки и вразумления, так остро необходимые нам. Не обойдем же и мы стороной книжные полки, на которых стоят томики с трудами свт. Феофана.

Святитель Феофан Затворник Вышенский. Полное собрание сочинений в сорока томах: http://theophanica.ru

© 2015, mlp.in.ua. Все права защищены. 

Запись опубликована в рубрике Жития святых с метками , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.