Крепка сеть Апостольского ловления1 , дивна память Андрея и дивно воспоминание сети, которую он употребил для ловления и для привлечения народов ко Христовой вере. Ибо невод, каким пользовались сии бессмертные мертвецы, никогда не может быть прорван забвением. Не придут с временем в ветхость те орудия ловли, которые соделаны не человеческим искусством, но Божьею благодатью.
Хотя сами рыбари и ушли от нас, однако орудия, какими они пользовались, или невод, которым охватили самый мир, никогда не приходили в ветхость. Когда они забрасывают и вытаскивают сеть, то бывают невидимыми, однако сети их оказываются полны.
Не трость они взяли2, которая тлеет от времени, не льняные нитки, сгнивающие от ветхости, погрузили они в воду. Не крючок сделали они, который съедает ржавчина, не пищу3 они положили на крючок, которою могли бы уловлять рыб. Не на камне они сидели4, к которому прикасаются воды, не в лодке, которую разбивает волнение, они плыли.
Не рыб, естество неразумное, они уловили; но как дивно то искусство, которое они употребили, так и орудия их были новы и необыкновенны. Ибо вместо трости они употребляюсь проповедь, вместо лесы — память, вместо крючка — силу5, вместо приманки — чудеса, вместо камня — небеса, с которых они производят такую ловлю; вместо лодки у них — алтарь, вместо рыб они уловляют и самих царей, вместо невода распространяют Евангелие; вместо искусства они прилагают Божественную благодать; вместо моря они управляют человеческой жизнью, вместо сети они привыкли пользоваться крестом, как каким-либо неводом.
И кто видел когда-либо, чтобы мертвые рыбари уловляли живых людей, как рыб? О, великая сила Распятого! О, высочайшая красота Божественного достоинства! Ничего не может быть в жизни такого, как высота Апостольской благодати. Человеческая жизнь видела много поистине дивного и превышающего разум; ибо видела пролитую кровь вопиющую, и убийство, говорящее без языка, и естество, разделившееся, по зависти, с собою6, видела брата, причиняющего смерть единоутробному брату, и дверь смерти, открытую чрез язву зависти. Видела этот ковчег Ноя непогруженным во время потопа мира и погибель человеческого рода. Видела старца, вооружившегося, по вере, против своей утробы, т. е. сына, и того, который не был умерщвлен, — приносимого как бы в жертву7. Видела благословение, полученное чрез кражу8, и борьбу Создателя Бога с рабом9. Видела зависть, возникшую между братьями10, и рабство, исходатайствовавшее царство11. Видела приготовленный чрез сновидения престол 12 и предателей брата, привлеченных голодом13. Видела жезл, творящий чудеса14, и купину, покрытую огнем, как росой15. Видела законодателя Моисея, повелевающего стихиями16. Видела воды, сделанные твердыми подобно камню, глубокое море — обнаженным, путь — внезапно приготовленным17 и столп облачный днем, огненный ночью, дарованный в вожди для множества людей18. Видела жезл, прозябший без земли19. Видела манну, вместо хлеба ниспосылаемую с неба20. Видела солнце, остановленное человеческою молитвою, как бы некоторою уздою21, и зачатие пророка, испрошенное молитвами неплодной22. Видела горсть муки, которая была больше житниц, и кувшин елея, который был обильнее источников23. Видела колесницу, носимую на воздухе, и пророка, восхищаемого (на ней)24. Видела потом, что кости мертвого были врачевством для жизни25. — Жизнь человеческая видела много такого великого и удивительного; но то миновало, как трава, и угасло, как светильник при восходе солнца. Никогда не было ничего такого, каковы были Апостолы. Они, будучи служителями Божия Слова26, имели общение с воплощенным Тем, Кто, как Бог, не имеет образа27. Они последовали за ходящим Тем, Кто вездесущ28. Возлежали вместе с Тем, Кто не вмещается никаким местом. Слышали голос Того, Кто сотворил словом всё (См. Иоан.1:3; Пс.32:6). Они обняли языком, как бы некоторым неводом, самый мир. Они обошли во время своих путешествий концы земного круга. Они искоренили заблуждения — как куколь29, порубили капища30 - как какое-нибудь терние, истребили идолов — как диких зверей, прогнали демонов — как волков. Они соединили Церковь — как некоторое стадо, собрали православных — как пшеницу. Они исторгли ереси — как плевелы, иссушили жидовство — как траву, греческие изваяния пожгли огнем — как какие-либо растения. Они возделали человеческую природу крестом — как плугом, и посеяли слово Божие — как некоторое семя. Наконец, все их действия просияли как некоторые звёзды. Посему, Господь ясно сказал им: «Вы свет миру» (Мф.5:14). Ибо восток для человека христианина — Тот Кто родился от Девы. Утро для него — Тот, Кто положил начало крещению. Сияние — благодать распятого Христа. Лучи — сии предивные языки31. День — сей будущий век. Полуденное время -то, в которое Господь был на самом кресте. Запад — пребывание во гробе. Вечер — сия кратковременная смерть. Сияние солнца — воскресение из мертвых. «Вы свет миру», — сказал Он. Смотри на сии звезды, и ужаснись сиянию их. Посему, воспоминаемый ныне Андрей, когда нашел Господа всех, как некоторое сокровище света, восклицал, обращаясь к своему брату Петру:
— Мы нашли Мессию.
О, превосходство братней любви! О, противообращение порядка! — Андрей после Петра родился в жизнь, и первый привел Петра к Евангелию, и — как уловил его: «мы нашли, сказал, Мессию». От радости это было сказано, это было соединенное с веселием благовестие о найденном предмете. "Мы нашли, сказал, сие сокровище: избегай, Петр, нищеты обрезания32, освободись от раздранных рубищ закона33, свергни с себя иго письмена34, сочти это за нечто незначительное, пренебреги настоящим — как сновидением, и возгнушайся Вифсаиды — как некоторого дурного и отверженного места. Оставь сеть — как орудие нищеты, лодку — как обиталище во время потопа, рыбную ловлю — как ремесло, подлежащее морскому волнению, рыб — как товар для чревоугодия, народ иудейский — как превозношение перед Богом, Каиафу — как отца лукавого сборища. Мы нашли Мессию, Которого предвозвестили пророки, Которого закон провозгласил нам своим учением, как некоторою трубою. Мы нашли сокровище закона. Избегай, Петр, глада письмен: мы нашли Мессию, Которого из древности предъизобразили знамения35, Которого Михей видел на престоле славы (Мих.4:1-3)., Которого Исаия зрел на серафимах (Ис.6:1-3), Которого Иезекииль видел на херувимах (Иез.1)., Которого Даниил зрел на облаках (Дан.7:13-14), Которого Навуходоносор видел в той печи (Дан.3:92), Которого Авраам принял в шатер, Которого Иаков не отпустил, прежде чем не получил от Него благословения (Быт.32:24-32), Задняя Которого Моисей видел на камне36 - Сего мы нашли, безначально рожденного и явившегося в последние дни37. О, великое сокровище, полнота которого не может быть исчерпана! Это — богатства, неподлежащие законам вещества, существо которых не знает начала и самое нахождение которых — ново. «Мы нашли Мессию, что значит: Христос». Много христов38, но все они — смертные. Авраам был христос, но истлел во гробе; Исаак был также христос, но кости его лежат во гробе. Иаков был христос, но — смертный. И Моисей был христос, но был погребен, — в каком месте, не знаем. Подобно этому и Давид был христос, но все они были добычею смерти, все — пленниками смерти. Один Христос — истинно по природе Бог, но Который, по Своему милосердию к людям, запечатлел Своим исхождением девическое чрево, как некоторою печатью, и сих рыбарей источниками Своих исцелений. Его есть держава, Царство, слава и поклонение, с непорочным и единосущным, того же существа, Отцом и Святым Духом, ныне и всегда, и во веки веков, аминь.
1Под ловлением разумеется привлечение свв. Апостолами людей к вере во Христа.
2Под тростью здесь нужно разуметь удилище.
3 Пища-приманка, надеваемая на крючок при ужении рыбы (червь, насекомое, кусочек хлеба и т. п.).
4 Рыболов с удочкой садится обыкновенно на каком-нибудь камне, на берегу реки, близ воды.
5 Т. е.-благодатную.
6 Т.е. — восставшее против самого себя (образ речи заимствован из (Мф.12:25-26)). Здесь разумеется убиение Каином своего брата Авеля по зависти (Быт.4); в братоубийстве человеческая природа совершила преступление против самого себя.
7 Разумеется подвиг веры Авраама — принесение им, по слову Божию, в жертву своего сына Исаака (Быт.22).
8 Разумеется благословение первенства, принадлежавшее по рождению Исаву, но полученное, при посредстве обмана, Иаковом (Быт.27).
9 Разумеется явление Бога патриарху Иакову в виде Таинственного Борца, для ободрения его в виду предстоявшей встречи с братом Исавом (Быт.32:24-32).
10 Разумеется зависть к Иосифу старших братьев его из -за преимущественной любви к нему отца (Быт.37:4 и дал.).
11 Разумеется пребывание Иосифа в Египетском рабстве, в конце которого он возвысился до звания высшего царедворца — первого, после фараона, лица в царстве (Быт.39-41).
12 Иосиф возвысился в Египте чрез истолкование, по особому откровению Божию, снов фараона (Быт.41).
13 Братья Иосифа приходили в Египет из земли Ханаанской, для покупки хлеба (Быт.42,43).
14 Жезл Моисея, который, особою силою Божиею, то обращался в змия, то возвращался к прежнему виду (Исх.4:1 — 5).
15 Купина — терновый куст.
16 Разумеются казни Египетские (Исх.7-12).
17 Разумеется чудесный переход евреев чрез Чермное море (Исх.14).
18 Столп огненный и облачный, шедший впереди евреев во время их странетвования, указывал им путь (Исх.13:21-22).
19 Жезл Аарона, чудесно прозябший в скинии в одну ночь, в знак Богоучрежденности священства Аарона (Чис.17).
20 (Исх.16).
21 Молитвою Иисуса Навина, желавшего удлинить день для окончательного поражения Хананеев (Нав.10).
22 Зачатие прор. Самуила (Самуил означ. «испрошенный у Бога») по молитвам бесплодной ранее его матери Анны (1Цар.1).
23 У Сарептской вдовицы, по слову прор. Илии (3Цар.17:10-16).
24 Разумеется взятие пр. Илии в огненной колеснице живым на небо (4Цар.2).
25 Разумеется воскресение мертвеца чрез прикосновение к костям умершего ранее прор. Елисея (4Цар.13:20-21).
26 Так называется в Св. Писании Иисус Христос (Иоан.1:1-14; Апок.19:13; Иоан.5:7). Основание такого наименования главным образом в том, что И. Христос сказал людям волю Божию (Иоан.15:16).
27 Т.е. — с Иисусом Христом, Божественная природа Которого непостижима и неизобразима.
28 По Божеству.
29 Сорная трава, встречающаяся на окраинах полей и между хлебными растениями (Иов.31:40).
30 Капищами назывались собственно языческие храмы, где стояли идолы. Но так как язычники любили строить их в тенистых рощах и лесах, то здесь ближайшим образом разумеются эти священные рощи.
31 Т.е. — воссиявшие над Апостолами в день св. Пятидесятницы (Деян.2).
32 Т. е. — помни, что ветхозаветное обрезание само по себе не может дать спасения человеку.
33 Рубища закона — ветхозаветный закон, изветшавший с пришествием Христа, т.е. утративший прежнее значение.
34 Иго письмен — т.е. постановления и предписания закона Моисеева, представлявшие из себя тяжелое иго для человека, в особенности потому, что закон не давал ему никаких благодатных сил для исполнения их, подобно тому как, напр., такие силы подаются в христианстве (2Пет.1:3), называемому посему, игом благим и бременем легким (Мт.11:30). При такой тяжести ига писанного закона, он, однако, не давал человеку радостного сознания спасения чрез него, не удовлетворял духовного глада человека (почему далее и говорится о гладе писмени).
35 Разумеются ветхозаветные прообразы, с большею или меньшею ясностью указывавшие на Христа, наприм., принесение Авраамом Исаака в жертву, явление Моисею неопалимой купины, пасхальный агнец, столп облачный и огненный, манна, прозябший жезл Аарона, медный змий, трехдневное пребывание прор. Ионы во чреве китовом и т.п.
36 Моисей пожелал видеть славу Божию. Но Господь сказал ему, что он не может видеть Лица Божия; затем поставил его в расселине скалы, покрыв пророка десницей Своею, и, когда прошел мимо, отнял ее; и Моисей увидел задняя Божия, т. е. — увидел Бога под каким — либо внешним образом или символом (Исх.33:18-23 и дал.).
37 Обычное в Ветхом Завете обозначение времени пришествия Иисуса Христа (Чис.24:14; Исх.2:2; Мих.4:1 и мн. др.).
38 Слово Христос употреблено здесь в общем смысле лица помазанного, т. е. призванного Богом к особому служению.