Похвальное слово святому Апостолу Андрею Первозванному святого Иоанна Златоустого

Апостол Андрей ПервозванныйКрепка сеть Апостольского ловления1 , дивна память Андрея и дивно воспоминание сети, которую он употребил для ловления и для привлечения народов ко Христовой вере. Ибо невод, каким пользовались сии бессмертные мертвецы, никогда не может быть прорван забвением. Не придут с временем в ветхость те орудия ловли, которые соделаны не человеческим искусством, но Божьею благодатью.

Хотя сами рыбари и ушли от нас, однако орудия, какими они пользовались, или невод, которым охватили самый мир, никогда не приходили в ветхость. Когда они забрасывают и вытаскивают сеть, то бывают невидимыми, однако сети их оказываются полны.

Святитель Иоанн Златоуст

Святитель Иоанн Златоуст

Не трость они взяли2, которая тлеет от времени, не льняные нитки, сгнивающие от ветхости, погрузили они в воду. Не крючок сделали они, который съедает ржавчина, не пищу3 они положили на крючок, которою могли бы уловлять рыб. Не на камне они сидели4, к которому прикасаются воды, не в лодке, которую разбивает волнение, они плыли.

Апостол Андрей Первозванный. Икона XVв. Ростов.

Апостол Андрей Первозванный. Икона XVв. Ростов.

Не рыб, естество неразумное, они уловили; но как дивно то искусство, которое они употребили, так и орудия их были новы и необыкновенны. Ибо вместо трости они употребляюсь проповедь, вместо лесы — память, вместо крючка — силу5, вместо приманки — чудеса, вместо камня — небеса, с которых они производят такую ловлю; вместо лодки у них — алтарь, вместо рыб они уловляют и самих царей, вместо невода распространяют Евангелие; вместо искусства они прилагают Божественную благодать; вместо моря они управляют человеческой жизнью, вместо сети они привыкли пользоваться крестом, как каким-либо неводом.

И кто видел когда-либо, чтобы мертвые рыбари уловляли живых людей, как рыб? О, великая сила Распятого! О, высочайшая красота Божественного достоинства! Ничего не может быть в жизни такого, как высота Апостольской благодати. Человеческая жизнь видела много поистине дивного и превышающего разум; ибо видела пролитую кровь вопиющую, и убийство, говорящее без языка, и естество, разделившееся, по зависти, с собою6, видела брата, причиняющего смерть единоутробному брату, и дверь смерти, открытую чрез язву зависти. Видела этот ковчег Ноя непогруженным во время потопа мира и погибель человеческого рода. Видела старца, вооружившегося, по вере, против своей утробы, т. е. сына, и того, который не был умерщвлен, — приносимого как бы в жертву7. Видела благословение, полученное чрез кражу8, и борьбу Создателя Бога с рабом9. Видела зависть, возникшую между братьями10, и рабство, исходатайствовавшее царство11. Видела приготовленный чрез сновидения престол 12 и предателей брата, привлеченных голодом13. Видела жезл, творящий чудеса14, и купину, покрытую огнем, как росой15. Видела законодателя Моисея, повелевающего стихиями16. Видела воды, сделанные твердыми подобно камню, глубокое море — обнаженным, путь — внезапно приготовленным17 и столп облачный днем, огненный ночью, дарованный в вожди для множества людей18. Видела жезл, прозябший без земли19. Видела манну, вместо хлеба ниспосылаемую с неба20. Видела солнце, остановленное человеческою молитвою, как бы некоторою уздою21, и зачатие пророка, испрошенное молитвами неплодной22. Видела горсть муки, которая была больше житниц, и кувшин елея, который был обильнее источников23. Видела колесницу, носимую на воздухе, и пророка, восхищаемого (на ней)24. Видела потом, что кости мертвого были врачевством для жизни25. — Жизнь человеческая видела много такого великого и удивительного; но то миновало, как трава, и угасло, как светильник при восходе солнца. Никогда не было ничего такого, каковы были Апостолы. Они, будучи служителями Божия Слова26, имели общение с воплощенным Тем, Кто, как Бог, не имеет образа27. Они последовали за ходящим Тем, Кто вездесущ28. Возлежали вместе с Тем, Кто не вмещается никаким местом. Слышали голос Того, Кто сотворил словом всё (См. Иоан.1:3; Пс.32:6). Они обняли языком, как бы некоторым неводом, самый мир. Они обошли во время своих путешествий концы земного круга. Они искоренили заблуждения — как куколь29, порубили капища30 - как какое-нибудь терние, истребили идолов — как диких зверей, прогнали демонов — как волков. Они соединили Церковь — как некоторое стадо, собрали православных — как пшеницу. Они исторгли ереси — как плевелы, иссушили жидовство — как траву, греческие изваяния пожгли огнем — как какие-либо растения. Они возделали человеческую природу крестом — как плугом, и посеяли слово Божие — как некоторое семя. Наконец, все их действия просияли как некоторые звёзды. Посему, Господь ясно сказал им: «Вы свет миру» (Мф.5:14). Ибо восток для человека христианина — Тот Кто родился от Девы. Утро для него — Тот, Кто положил начало крещению. Сияние — благодать распятого Христа. Лучи — сии предивные языки31. День — сей будущий век. Полуденное время -то, в которое Господь был на самом кресте. Запад — пребывание во гробе. Вечер — сия кратковременная смерть. Сияние солнца — воскресение из мертвых. «Вы свет миру», — сказал Он. Смотри на сии звезды, и ужаснись сиянию их. Посему, воспоминаемый ныне Андрей, когда нашел Господа всех, как некоторое сокровище света, восклицал, обращаясь к своему брату Петру:

— Мы нашли Мессию.

О, превосходство братней любви! О, противообращение порядка! — Андрей после Петра родился в жизнь, и первый привел Петра к Евангелию, и — как уловил его: «мы нашли, сказал, Мессию». От радости это было сказано, это было соединенное с веселием благовестие о найденном предмете. "Мы нашли, сказал, сие сокровище: избегай, Петр, нищеты обрезания32, освободись от раздранных рубищ закона33, свергни с себя иго письмена34, сочти это за нечто незначительное, пренебреги настоящим — как сновидением, и возгнушайся Вифсаиды — как некоторого дурного и отверженного места. Оставь сеть — как орудие нищеты, лодку — как обиталище во время потопа, рыбную ловлю — как ремесло, подлежащее морскому волнению, рыб — как товар для чревоугодия, народ иудейский — как превозношение перед Богом, Каиафу — как отца лукавого сборища. Мы нашли Мессию, Которого предвозвестили пророки, Которого закон провозгласил нам своим учением, как некоторою трубою. Мы нашли сокровище закона. Избегай, Петр, глада письмен: мы нашли Мессию, Которого из древности предъизобразили знамения35, Которого Михей видел на престоле славы (Мих.4:1-3)., Которого Исаия зрел на серафимах (Ис.6:1-3), Которого Иезекииль видел на херувимах (Иез.1)., Которого Даниил зрел на облаках (Дан.7:13-14), Которого Навуходоносор видел в той печи (Дан.3:92), Которого Авраам принял в шатер, Которого Иаков не отпустил, прежде чем не получил от Него благословения (Быт.32:24-32), Задняя Которого Моисей видел на камне36 - Сего мы нашли, безначально рожденного и явившегося в последние дни37. О, великое сокровище, полнота которого не может быть исчерпана! Это — богатства, неподлежащие законам вещества, существо которых не знает начала и самое нахождение которых — ново. «Мы нашли Мессию, что значит: Христос». Много христов38, но все они — смертные. Авраам был христос, но истлел во гробе; Исаак был также христос, но кости его лежат во гробе. Иаков был христос, но — смертный. И Моисей был христос, но был погребен, — в каком месте, не знаем. Подобно этому и Давид был христос, но все они были добычею смерти, все — пленниками смерти. Один Христос — истинно по природе Бог, но Который, по Своему милосердию к людям, запечатлел Своим исхождением девическое чрево, как некоторою печатью, и сих рыбарей источниками Своих исцелений. Его есть держава, Царство, слава и поклонение, с непорочным и единосущным, того же существа, Отцом и Святым Духом, ныне и всегда, и во веки веков, аминь.


1Под ловлением разумеется привлечение свв. Апостолами людей к вере во Христа.

2Под тростью здесь нужно разуметь удилище.

3 Пища-приманка, надеваемая на крючок при ужении рыбы (червь, насекомое, кусочек хлеба и т. п.).

4 Рыболов с удочкой садится обыкновенно на каком-нибудь камне, на берегу реки, близ воды.

5 Т. е.-благодатную.

6 Т.е. — восставшее против самого себя (образ речи заимствован из (Мф.12:25-26)). Здесь разумеется убиение Каином своего брата Авеля по зависти (Быт.4); в братоубийстве человеческая природа совершила преступление против самого себя.

7 Разумеется подвиг веры Авраама — принесение им, по слову Божию, в жертву своего сына Исаака (Быт.22).

8 Разумеется благословение первенства, принадлежавшее по рождению Исаву, но полученное, при посредстве обмана, Иаковом (Быт.27).

9 Разумеется явление Бога патриарху Иакову в виде Таинственного Борца, для ободрения его в виду предстоявшей встречи с братом Исавом (Быт.32:24-32).

10 Разумеется зависть к Иосифу старших братьев его из -за преимущественной любви к нему отца (Быт.37:4 и дал.).

11 Разумеется пребывание Иосифа в Египетском рабстве, в конце которого он возвысился до звания высшего царедворца — первого, после фараона, лица в царстве (Быт.39-41).

12 Иосиф возвысился в Египте чрез истолкование, по особому откровению Божию, снов фараона (Быт.41).

13 Братья Иосифа приходили в Египет из земли Ханаанской, для покупки хлеба (Быт.42,43).

14 Жезл Моисея, который, особою силою Божиею, то обращался в змия, то возвращался к прежнему виду (Исх.4:1 — 5).

15 Купина — терновый куст.

16 Разумеются казни Египетские (Исх.7-12).

17 Разумеется чудесный переход евреев чрез Чермное море (Исх.14).

18 Столп огненный и облачный, шедший впереди евреев во время их странетвования, указывал им путь (Исх.13:21-22).

19 Жезл Аарона, чудесно прозябший в скинии в одну ночь, в знак Богоучрежденности священства Аарона (Чис.17).

20 (Исх.16).

21 Молитвою Иисуса Навина, желавшего удлинить день для окончательного поражения Хананеев (Нав.10).

22 Зачатие прор. Самуила (Самуил означ. «испрошенный у Бога») по молитвам бесплодной ранее его матери Анны (1Цар.1).

23 У Сарептской вдовицы, по слову прор. Илии (3Цар.17:10-16).

24 Разумеется взятие пр. Илии в огненной колеснице живым на небо (4Цар.2).

25 Разумеется воскресение мертвеца чрез прикосновение к костям умершего ранее прор. Елисея (4Цар.13:20-21).

26 Так называется в Св. Писании Иисус Христос (Иоан.1:1-14; Апок.19:13; Иоан.5:7). Основание такого наименования главным образом в том, что И. Христос сказал людям волю Божию (Иоан.15:16).

27 Т.е. — с Иисусом Христом, Божественная природа Которого непостижима и неизобразима.

28 По Божеству.

29 Сорная трава, встречающаяся на окраинах полей и между хлебными растениями (Иов.31:40).

30 Капищами назывались собственно языческие храмы, где стояли идолы. Но так как язычники любили строить их в тенистых рощах и лесах, то здесь ближайшим образом разумеются эти священные рощи.

31 Т.е. — воссиявшие над Апостолами в день св. Пятидесятницы (Деян.2).

32 Т. е. — помни, что ветхозаветное обрезание само по себе не может дать спасения человеку.

33 Рубища закона — ветхозаветный закон, изветшавший с пришествием Христа, т.е. утративший прежнее значение.

34 Иго письмен — т.е. постановления и предписания закона Моисеева, представлявшие из себя тяжелое иго для человека, в особенности потому, что закон не давал ему никаких благодатных сил для исполнения их, подобно тому как, напр., такие силы подаются в христианстве (2Пет.1:3), называемому посему, игом благим и бременем легким (Мт.11:30). При такой тяжести ига писанного закона, он, однако, не давал человеку радостного сознания спасения чрез него, не удовлетворял духовного глада человека (почему далее и говорится о гладе писмени).

35 Разумеются ветхозаветные прообразы, с большею или меньшею ясностью указывавшие на Христа, наприм., принесение Авраамом Исаака в жертву, явление Моисею неопалимой купины, пасхальный агнец, столп облачный и огненный, манна, прозябший жезл Аарона, медный змий, трехдневное пребывание прор. Ионы во чреве китовом и т.п. 

36 Моисей пожелал видеть славу Божию. Но Господь сказал ему, что он не может видеть Лица Божия; затем поставил его в расселине скалы, покрыв пророка десницей Своею, и, когда прошел мимо, отнял ее; и Моисей увидел задняя Божия, т. е. — увидел Бога под каким — либо внешним образом или символом (Исх.33:18-23 и дал.).

37 Обычное в Ветхом Завете обозначение времени пришествия Иисуса Христа (Чис.24:14; Исх.2:2; Мих.4:1 и мн. др.).

38 Слово Христос употреблено здесь в общем смысле лица помазанного, т. е. призванного Богом к особому служению.

Запись опубликована в рубрике Из наследия Святых отцов с метками , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.