Не отврати лица Твоего..

Прощёное воскресенье. 2014 г. Габисова Ника

Прощеное воскресенье, на вечерне поется Великий прокимен – «Не отврати лица Твоего от отрока Твоего…»
Прокимен в дословном переводе с греческого означает «предлагаемый веред» – это стих из Псалтири, который чтец или диакон троекратно возглашает перед чтением паремий, Апостола и Евангелия. Хор пением прокимна вторит им.

На вечерни Прощеного воскресенья, а также во второе и четвертое воскресенье Великого поста поется Великий прокимен, состоящий из 18 и 19 стихов 68 псалма.

«Не отврати лица твоего от отрока твоего, яко скорблю: скоро услыши мя. Вонми души моей и избави ю»

(исполняет хор московского храма Рождества Пресвятой Богородицы.
Композитор — Ведель Артемий Лукьянович (1767—1808))

Вот как объясняет эти слова Евфимий Зигабен – византийский богослов и экзегет 12 века. Его пояснения псалмов царя Давида представляют собой свод святоотеческих толкований, причем Евфимий постоянно указывает имена святых, толкования которых приводит.

«По словам Феодорита1, он <псалом 68> составлен от лица порабощенного в Вавилоне еврейского народа, судьба которого (после) изменилась. Ибо бывшие рабами сделались свободными и, вместо чужой страны, стали жить в своем отечестве. Этот же псалом соответствует и каждому христианину, боримому, как по телу, так и по душе.

Божественный Кирилл2 и согласно с ним Афанасий3 говорят, что сей псалом содержит молитву Христа от лица человечества и причины, по которым иудеи распяли Его и последовавшие за крестом бедствия иудеев, также введение евангельской жизни. К сему присовокупляет Феодорит, что сей псалом содержит пророчество о страданиях Спасителя и за причинение оных совершенную погибель иудеев.

 Не отврати, говорит, Отец мой, от меня — единородного твоего Сына взора Твоего, который в нужде покрыл бы Меня, но скоро услышь меня, ибо скорбит душа моя.

Слова Феодорита: По причине чрезмерности печали дай мне скорое утешение. Скажи же, что такое оскорбляет? (говорит Божественный Кирилл): Изъясни, Давид, что производит печаль? То, говорит, что беззакония мои стали выше головы моей. Итак, приступи к Тому, который сказал: приидите, обремененные, и Я упокою вас. Быть может и Христос говорит к Отцу: скорблю об общем стяжании человека, чтоб освободить удалившегося от нас. Услышь скоро, потому что таинство о нем требует поспешности. Другой говорит: не долго гневайся на нас. Ибо, по словам Феодорита, это обыкновенно делают гневающиеся, когда отвергают прошения провинившихся и отвращают лица свои. А отвращение Божие, по словам Никиты, есть оставление. 

 Внемли, говорит, или посмотри прилежно на скорбящую мою душу и избавь ее от искушения.

Слова Феодорита: Ибо Ты можешь и одним воззрением прекратить все печальное. Исихия4: что значить: вонми? Воззри на нее, говорит, что это не человека только душа, но и Бога вочеловечившегося, Бога, поелику Он не за свободу ее только, но за общую принял страдания, ибо имею Я власть, говорит, положить ее и власть имею опять взять ее. Но я Teбе молюсь о ней, по причине подчинения плоти»


[1] Блаженный Феодорит Кирский

[2] Свт. Кирилл Александрийский

[3] Свт. Афанасий Великий

[4] Исихий Иерусалимский (2-я пол. IV в. — ок. 451) — христианский пресвитер, экзегет, учитель Церкви, проповедник, ученик святителя Григория Богослова.

© 2017, mlp.in.ua. Все права защищены. 

Запись опубликована в рубрике Святоотеческие толкования на Священное писание с метками , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.