Святоотеческое толкование на 136 псалом

Gebhard_Fugel_ Фугель Гебхард_1863 - 1939-An_den_Wassern_Babylons

Гебхард Фугель (1863 — -1939) На реках Вавилонских

Начиная с Недели «О блудном сыне» и до первого дня Великого поста Святая Церковь поёт 136 псалом – «На реках Вавилонских». Наверное, самый тяжелый для понимания псалом, приводящий порой в глубочайшее смущение тех, кто читает его.

Здесь даже нет речи о непонимании в силу незнания церковнославянского языка. Сколько недоумения и искушений взывают одни только слова, – «Блажен иже имеет и разбиет младенцы Твоя о камень». Сегодня мы предлагаем нашим читателям Святоотеческое толкование на 136 псалом из книги «Псалтирь в Святоотеческое изъяснении», составленном на основе толкований псалтири, изданных в 19 век (Псалтирь с толкованием – Киев, 1866; Толковая псалтирь – Евфимия Зигабена, греческого философа и монаха, Киев, 1898; Толкование на псалмы – Палладий, еп. Сарапульский, Вятка, 1874) и на основе непосредственных трудов святых отцов. В начале книги приведены около 100 имен святых отцов, оставивших в своих трудах толкования на псалмы царя Давида. В толковании каждого конкретного стиха перечисляются в сокращенном варианте имена тех святых, которые именно так изъясняли его. В аннотации к книге приведены слова свт. Игнатия Брянчанинова о чтении Священного писания: «Не сочти для себя достаточным чтение Божественного Писания без чтения св. Отцов. Это – мысль гордая, опасная. Лучше пусть приведут тебя к слову Божию св. Отцы, как возлюбленное свое дитя, получившее предварительно воспитание и образование посредством их писаний. Ибо только из чтения отеческих писаний научаемся истинному разумению св. Писания». Книга «Псалтирь в Святоотеческое изъяснении» напечатана по благословению Блаженнейшего Владимира, Митрополита Киевского и всея Украины и по разрешению Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря, издательство: Свято-Успенская Почаевская Лавра, год издания 2010.

Гарольд Коппинг

На реках Вавилонских. Гарольд Коппинг (1863—1932), брит. художник-иллюстратор

Давиду Иеремием, 136

 Псалом Давиду, Духом Святым вдохновенный, предсказывал иудеям грядущее пленение вавилонское. Пророк Иеремия изъяснил это Давидово пророчество непокорному народу, который и был пленен Вавилонским царем Навуходоносором за свою нераскаянность. Здесь же содержится воздыхание и плач всякого человека, претерпевающего многие бедствия и искушения в плену греховного Вавилона и рыдающего при воспоминании Небесного Сиона. Дух Святый Давидовыми устами показывает, как через слезную воду, кораблем покаяния, окормлением благодати Иисуса Христа христианин достигает желаемого пристанища – возжеленного Небесного Отечества (Афанасий, Феодорит).

1 На реках Вавилонских, тамо седохом и плакахом, внегда помянути нам Сиона.

 Плененные евреи сидели вне городов, в местах пустынных на берегах рек и там в сокрушении сердца и слезной молитве оплакивали свое бедствие. Как во время обладания благами и свободою они гордились и презирали их своими грехами, то посему и лишены были этих благ, чтобы опять возжелали их. Бог всегда так поступает с презрителями благ Его, чтобы они вразумились лишением их и опять старались приобрести их. Плененные вавилонским царем Навуходоносором иудеи изображают нас, плененных духовным Навуходоносором – диаволом. Реки Вавилонские – это реки страстей и увлечений греха. Евреи плакали о земном Иерусалиме, где был их храм истинному Богу; мы же должны плакать о Сионе духовном, граде Бога Живого, Иерусалиме небесном, истинном отечестве христиан, от которого удалились мы нерадением в исполнении заповедей Господних и равнодушием к небесной манне – Пречистому Телу и Крови Христовой (Златоуст, Иоанн Кронштадтский).

Arthur Hacker 1858- 1919 На реках Вавилонских 1888

На реках Вавилонских, 1888. Артур Хакер (1858- 1919)

2 На вербиих посреде его обе́сихом органы нашя.

 Ве̂рбие – дерево, подобное иве или ветле, растущее более при реках(Словарь церковно-славянского языка для толкового чтения Св. Евангелия, Псалтири и Богослужебных книг, М.,– 2010. Прим. — ред.сайта).

Обе́сити – повесить (Словарь церковно-славянского языка для толкового чтения Св. Евангелия, Псалтири и Богослужебных книг, М.,– 2010. Прим. — ред.сайта).

Органы (музыкальные инструменты), которыми в Иерусалиме евреи прославляли Бога, здесь оказались ненужными, потому что закон повелевал только в одном месте – Иерусалиме совершать богослужение и пение. Теперь уже они при течении рек рассуждали о скоротечности дел человеческой жизни, и свои органы скрывали на берегах, чтобы не видели их враги, а сами производили вместо псалмов рыдания, оплакивая лишения богослужения (Феодорит, Евсевий).

3 Яко тамо вопросиша ны пленшии нас о словесех песней, и ведшии нас о пении: воспойте нам от песней Сионских.

 Вавилоняне, насмехаясь над пленными, приказывали им петь, чтобы надругаться над святыми и божественными предметами. Но бывшие богоотступники и поправшие закон евреи на чужой земле вели себя столь строго, что даже не смотря на угрозы иноплеменников не дерзнули нарушить закон. Видишь ли, как скорбь делает людей сильными, сокрушенными, как смиряет душу? (Златоуст, Феодорит).

Chludov_136_psalm

Иллюстрация к 136 псалму в Хлудовской псалтири

4 Како воспоем песнь Господню на земли чужде́й;

 Почему же иудеям непозволительно было петь в чужой стране? – Потому что нечистым ушам не следовало слышать этих таинственных божественных песнопений. Мир этот есть область иного, князя века сего (Ин. 14, 30). Не освободившись от пристрастия к миру, душа не может любить Бога искренно. Ибо житейское пристрастие для нас есть как бы покрывало. Ибо, доколе мысль наша рассеивается и душа возмущается в себе страстями, дотоле не можем петь Богу чистую песнь. Ибо как мы можем петь песнь Господню в сердце, обладаемом страстями? Ибо сердце иносказательно называется землею, а песнь означает чистую и нерассеянную молитву (Златоуст, Григорий Богослов, Антиох, Серафим, Никита, Симеон Новый Богослов).

5 Аще забуду тебе, Иерусалиме, забвена буди десница моя.

6 Прильпни язык мой гортани моему, аще не помяну тебе, аще не предложу Иерусалима, яко в начале веселия моего.

 Да слышим это и вразумимся. Ибо как они, когда потеряли свой отечественный Иерусалим, тогда стали искать его, так и многие из нас поверят в то время, когда потеряют свой горний Иерусалим; но первые имели надежду на возвращение, а нам, когда лишимся своего вожделенного града, не возможно будет возвратиться снова: потому что червь их там не умирает, как говорит Писание. Посему должно так устроять настоящую жизнь, чтобы не быть изгнанниками из «вышняго града» (Златоуст).

7 Помяни, Господи, сыны Едомския в день Иерусалимль глаголющыя: истощайте, истощайте до оснований его.

Просят наказания сынам Едомским, этим потомкам Исава (злейшим врагам евреев), которые находились в день разорения Иерусалима вместе с вавилонянами, требовали разрушения города даже без следов оснований его. Сыны Едомские это гонители святой Церкви и враги человеческого спасения – демоны, которые повелевают друг другу истощать богатство нашей души до основания (Афанасий, Феодорит, Псалтирь с толкованием).

8 Дщи Вавилоня окаянная, блажен иже воздаст тебе воздаяние твое, еже воздала еси нам:

Это пророческое слово, и оно изображает падение Вавилона. Окаянная, т.е. злосчастная, достойная жалости, которая будет разграблена. Как есть обыкновение у иудеев называть человека сыном человеческим, так и дщерию Вавилона называют тот же Вавилон. Это выражение страсти пленников! Ибо если хочешь знать расположенность Давида, то послушай, что он говорит: аще воздах воздающим ми зла? – А это показывает, что он стоял выше позволяемой законом соразмерности. Ибо когда передает он страсти других, то изображает ярость и печаль, что и теперь сделал, выставив сильное желание иудеев (Феодорит, Златоуст).

9 Блажен иже имет и разбиет младенцы твоя о камень.

Иудеи распространяют свой гнев и на незрелый возраст отроков, чтобы не произвели и они весьма много зла. Обрати внимание: как вавилоняне поступали жестоко с младенцами иудейскими, то Пророк предсказывает и им равное наказание. Но не таков Новый Завет; в нем повелевается нам поить и кормить врагов и молиться за творящих нам напасть, как ученикам кроткого и человеколюбивого Иисуса Христа. Младенцами вавилонскими о камень разбиваемыми непогрешительно можешь назвать семена зла и страстных помыслов, которые надлежит истреблять спасительным словом Иисусовой молитвы (ибо камень – есть Христос), чтобы не возрастало в нас зло и не очерняло светлейшую доброту души, и не приходило в действие, противозаконно заповедям любящего нас Кроткого и Смиренного Владыки – Господа нашего Иисуса Христа (Феодорит, Златоуст, Василий В., Нил, Дорофей).

© 2015 — 2018, mlp.in.ua. Все права защищены. 

Запись опубликована в рубрике Святоотеческие толкования на Священное писание с метками , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.