Повесть о явлении и чудесах Казанской иконы Богородицы, написанная свт. Гермогеном

Kazanscaya_1Автор вступления и перевода Олег Витальевич Панченко — сотрудник отдела древнерусской литературы института русской литературы (Пушкинского дома) РАН. Основной темой научных интересов О. В. Панченко является история монастырской книжной культуры, текстология, агиология, источниковедение.
 Источник: http://lib.pushkinskijdom.ru/

Казанская икона Богородицы является одной из наиболее почитаемых святынь русского народа. Она была явлена в Казани в 1579 г. в царствование Ивана Грозного, спустя четверть века после покорения им Казанского царства. Свидетелем обретения чудотворной иконы был будущий митрополит Казанский, а впоследствии — патриарх Московский и всея Руси Гермоген, в то время служивший священником одной из казанских церквей. Его перу и принадлежит «Повесть о явлении и чудесах Казанской иконы Богородицы».

Повесть была написана Гермогеном в 1594 г. (через пятнадцать лет после обретения чудотворной иконы), в первые годы его архиерейского служения во главе Казанской митрополии. Эти годы были отмечены активной деятельностью митрополита Гермогена по укреплению в православии новокрещенных татар, живших в окружении недружелюбно настроенных к ним соплеменников. Для достижения этой цели особое значение имело установление почитания местных святынь и прославление местных святых. В 1591 г. митрополит Гермоген перенес из Москвы в Свияжск святые мощи Казанского архиепископа Германа. В 1592 г., по благословению патриарха Иова, установил ежегодное поминовение всех воинов, погибших в Казанской земле за Христа. В том же году им было установлено празднование памяти первых казанских мучеников — Иоанна, Стефана и Петра. В 1595 г. Гермоген обрел нетленные мощи святителей Казанских Гурия и Варсонофия (и некоторое время спустя написал их жития).

Germogen_Victor-Shilov

Патриарх Гермоген. Портрет работы Виктора Шиолова (1964 г.р.)

В 1594 г., во вторую неделю по Пасхе, митрополит Гермоген заложил в Казанском девичьем монастыре каменную церковь, посвященную Казанской иконе Богородицы, и вскоре после этого написал «Повесть о явлении и чудесах Казанской иконы».

Эта «Повесть» не является, однако, творением одного только Гермогена. Как установил немецкий исследователь А. Эббингхауз, у Гермогена был предшественник, написавший «Слово о явлении святыя иконы Пречистыя Богородицы честнаго ея Одигитрия, иже есть в Казани», представляющее собой старшую редакцию «Повести о явлении Казанской иконы» (См.: Andreas Ebbinghaus. Die altrussischen Marienikonen-Legenden. Berlin. 1990. 5. 209—219).

Сочинение предшественника Гермогена было написано в жанре «похвального слова» — с пространным вступлением и панегириком в заключении. В повествовательной части этого «Слова» рассказывалось о пожаре в Казани, о видениях юной Матроне Онучиной и об обретении ею чудотворной иконы, а также о чудесах, совершавшихся от новоявленной иконы (всего было описано 14 чудес). Вступление же и заключение «Слова» почти полностью были заимствованы из торжественных слов отцов Церкви на богородичные праздники (на Зачатие Богородицы, Покров и Введение во храм).

Работа митрополита Гермогена над «Повестью о явлении Казанской иконы» была связана прежде всего с редактированием сочинения его предшественника. Внося исправления в текст «Слова», Гермоген сократил риторическое вступление и заключение и значительно распространил повествовательную часть. В результате внесенных им исправлений изменилась и жанровая природа произведения: «похвальное слово» стало «повестью».

При этом митрополит Гермоген существенно изменил текст своего предшественника: он дополнил новыми подробностями рассказ о явлении иконы и о ее первых чудесах, исключил два «чуда» предшествующей редакции (№ 12 и 14), а два другие объединил в одно (№ 6 и 8); к записанным ранее чудесам добавил пять новых (№ 12—16). В заключении «Повести» он упомянул о своем поставлении в митрополиты и сообщил о создании каменного храма в честь чудотворной иконы Богородицы в Казанском девичьем монастыре.

Отличительной чертой редакции Гермогена стало появление в ней образа «повествователя» — живого свидетеля и участника описываемых событий, придавшее его рассказу неповторимое обаяние достоверности. Повествование ведется Гермогеном от первого лица; рассказ его автобиографичен, изобилует яркими подробностями и запоминающимися деталями (обретенная икона оказывается завернутой в рукав однорядки вишневого цвета; лик Богоматери сияет свежими красками, как будто бы внове написанный; люди, желая прикоснуться к иконе, пробираются к ней по головам других). Тональность, с которой повествователь рассказывает об обретении иконы, исполнена радости и благоговения. Питаемый памятью собственных духовных впечатлений, он вспоминает о значимом для него событии «со страхом и трепетом и радостью многою».

Автобиографический элемент в «Повести» был настолько силен, что Гермоген, заново редактируя созданный им текст, вынужден был исключить из него целый эпизод автобиографического характера (приводим его в русском переводе): «Я же тогда служил в чине священника у святого Николы, именуемого Гостиным; и сколь ни был каменносердечен, но все же прослезился и припал к образу Богородицы и к превечному Младенцу Спасителю Христу и к самой чудотворной иконе, а потом поклонился архиепископу и испросил его благословения: да повелит мне взять пречудную икону Богородицы. Архиепископ же благословил меня и повелел мне взять икону» (приведенный текст все же сохранился в авторской рукописи, в которой Гермоген обвел его сплошной чертой и сделал на поле приписку для переписчика: «Не пиши то, что въ чертѣ»).

Авторский список «Повести о явлении и чудесах Казанской иконы Богородицы» находится в Отделе рукописей Государственного исторического музея (ГИМ, Синодальное собр., № 982). Над созданием этого списка трудилось несколько писцов, одним из которых был сам митрополит Гермоген. В рукописи сохранились многочисленные исправления и дополнения в тексте и на полях, сделанные рукой митрополита Гермогена. На нижнем поле начальных листов рукописи читается следующая запись (частично обрезанная), сделанная почерком, современным другим почеркам рукописи: «...привезены к Москвѣ из Казани, а писмо в них рука святѣишаго Ермогена патриарха Московскаго и всеа Русии, а писал те тетрати в Казани Ермоген митрополит тогда, как сия святыя чудеса складывал, и писал своею рукою» (ГИМ, Синодальное собр., №982, л. 3—10).

Текст печатается по списку Синодального собрания ГИМ, № 982, факсимильно воспроизведенному в изд.: Рукопись святейшего патриарха Гермогена. Издание Московской Церковной Комиссии по устройству чествования исторических событий 1612, 1613 и 1812 годов. М., 1912. 69 с.

Месяца июля в 8 день. Повесть о честном и славном явлении образа Богородицы в Казани и о чудесах Пречистой Богородицы. Написано смиренным Гермогеном, Митрополитом Казанским

Благослови, отче.

Сколь ни предивное чудо совершилось в наши дни милостивым посещением Творца всякого блага Господа и Бога нашего Иисуса Христа и родившей его Пресвятой и Преблагословенной Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии пречудною и чудотворною иконою в преславном граде Казани, но как смогу я, недостойный, и недостойные уста имея, рассказать таковое?

Но надеясь на неизреченные щедроты Сына Божия и на молитвы родившей его, скажу словами учителя вселенной: «Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, Отец щедрот и Бог всяческого утешения, утешающий нас во всякой скорби нашей и благословивший нас благословением духовным».

Ибо сначала излил он на нас вмале праведный гнев свой за беззакония наши, очищая многие грехи наши, и несколько дней мы пребывали в печали. Но потом, по благодати Божией, о скорби забыли и, по неизреченному человеколюбию Божию к нам, несказанной радости удостоились благодаря явлению иконы Божией Матери и ее Превечного Младенца Господа нашего Иисуса Христа.

И повсюду прокатилась как гром, во все концы российской земли, <весть> о Божием милостивом посещении нас — о явлении иконы Богородицы и неизреченных чудесах, обильно источаемых приходящим к ней с верою.

Я же, недостойный, будучи очевидцем того, как и какими чудесными благодеяниями явили Бог и Богородица свой чудотворный образ из недр земных <о чем расскажу дальше>, умедлил написать об этом — то ли от недостатка разума, то ли от нерадения и душегубительной лености, то ли от страха своего недостоинства, ведь опутан я узами моих грехов, и не пристало мне касаться таковых преславных вещей, но только помнить о своих беззакониях и просить отпущения бесчисленных моих согрешений.

Но поскольку желание влечет меня и страх принуждает рассказывать, а грехи мои, как тяжкое бремя, гнетут меня, то что же мне делать? Дерзну ли начать? Что же: говорить или запретить себе из-за окаянства моего? или снова внимать восходящему на сердце мое блаженством о Всепетой и Богоприятной Богородице и Приснодеве Марии?

KazanscayaНо ты сама помоги мне, о Преблагословенная, Заступница Усердная, Матерь Бога Вышнего: да будет воля родившегося от тебя Христа Бога нашего, да просветится у меня, недостойного, помраченный ум мой тобою, о Всенепорочная! Ибо ты о всех молишь Сына своего, Христа Бога нашего, — и мне, пишущему, помоги, ведь ты всех направляешь к спасению, под державный твой покров прибегающих!

Много раз я вспоминал <об этом>, иногда же и слезы проливал, разумея свое недостоинство; но, однако, и то пришло мне на ум, что неправедно Божии тайны и неизреченные многомилостивые дарования погружать во глубину забвения, притом что многим из этих источников целебных я сам был свидетель; и о том, что видел и слышал о пречудной твоей иконе, о Всепетая, даруй мне рассказать и написать, и всех нас заступи, Госпожа Царица!

Хоть и недостоин я принести тебе даже малую похвалу от подобающих тебе великих, но все же сподоби меня, Владычица, прославить тебя за твои неизреченные благодеяния, как сподобила меня, о Всеблаженная, недостойного и грешного, первым из всех священнослужителей прикоснуться скверными моими руками к пречистому твоему образу и чудотворной иконе <твоей> и Сына твоего, Христа Бога нашего! Ведь если и все достойны, но я недостоин; но только был преисполнен желания прикоснуться к пречистому и чудотворному твоему образу, Владычица, и превечного твоего младенца Спасителя Христа!

Ныне же вопрошу снова: что скажу или что возглашу великоименитой Деве, или лучше сказать «многоименитой», <во многих образах> предсказанной пророками? Пятнадцать лет прошло со времени явления чудотворной иконы Богородицы, а чудесные исцеления непрестанно совершаются, не оскудевая, и все душевные страсти и телесные недуги из людей немедленно изгоняются! И это снова призывает меня к торжеству и говорить понуждает. И подобает мне написать об этом, да не буду осужден, как сокрывший талант господина своего.

Поскольку же человеческий род привык духовную память святых праздновать с похвалами, тем более и Пресвятой и Преславной Царице, Пречистой Богородице и Приснодеве Марии, пристало праздновать по-царски! Ее неизмеримо более других должны мы почитать любовью, ибо она есть божественный покров рабам своим, и прибегать к этому тихому и доброму пристанищу — покрову Девы, скорой помощницы, готовому и теплому спасению; и, как высшей всех, подобает ей и высшую всех созданий похвалу принести, достойную Царицы и Владычицы, родившей Царя и Владыку всех!

Ибо благодаря ей праматерь от проклятия освободилась, и Адам избавился от вечных уз, и Бог с нами примирился! И утвердилась тогда лестница Иакова, ибо Бог восхотел сойти по ней и сотворить людям путь на небо, и люди с ангелами обрели единение. И больше не борется Бог с Иаковом, как прежде, в давние времена, ибо Творец Иакова сошел на землю, желая обрести потерянную драхму и принести ее Отцу. Поэтому и пророки тогда возрадовались, видя свершение своих пророчеств! Тогда и Давид, увидев правнучку, родившуюся от рода своего, взыграл духом, ударяя в гусли и говоря: «Слушай, дщерь, и виждь, и приклони ухо твое!» Поэтому тогда не только пророки, но и все небесные силы и земные творения торжествовали вместе.

И ныне опять наступил новый праздник Владычицы нашей Богородицы — ее чтимой иконы «Одигитрии», крепкой помощницы; да пусть узнают все, что не только тогда, когда она пребывала на земле, предстательствовала за нас перед своим Творцом и Сыном, но и по преславном своем преставлении из земных <обителей> в небесные непрестанно посещает нас своею милостью!

А потому, закончив начало повести, перейдем к самому повествованию; и расскажем обо всем так, как подаст Святой Дух, но прежде похвалим ваше усердие теплое. Ибо такая у вас устремленность к Церкви, и особенно вера и молитвы к чудотворной иконе Богородицы, какая может быть только у ребенка к матери, или у жаждущего к источнику, или у корабля к пристанищу. В такой же мере и нас вдохновляет усердие ваше, что и хотим теперь показать.

Бог наказывает нас за грехи наши и милостиво направляет на нас праведный гнев свой: иногда голодом, иногда нашествием иноплеменников, иногда мором и междоусобными войнами, иногда пожарами и прочими житейскими напастьми, и посылает нам беды, и скорби, и лютые болезни — для того, чтобы побудить ленивых и жестоких к добру и направить на путь спасения. 06 этом и пророк Давид говорит, обращаясь ко Господу: «Браздами и уздою стянешь челюсти их, не приближающихся к Тебе и многими ранами». И в другом псалме говорит: «Если оставят закон Мой и в судьбах Моих не пойдут, если установления Мои осквернят и заповедей Моих не сохранят, посещу жезлом беззакония их, и ранами — неправды их, милости же Моей не отниму от них». И апостол <говорит>: «Господь, кого любит, того и наказывает; бьет всякого сына, которого принимает. Если остаетесь без наказания, то вы дети прелюбодеяния, а не сыновья».

А поскольку мы люди послушные злу, и с трудом устремляемся к добродетели, и мало печемся о спасении наших душ, попускает Владыка наш Господь напасти и беды, и скорби, и лютые недуги, пока не обратимся к нему и не станем всемерно заботиться о нашем спасении. <Вот> и это случилось с нами праведным судом Божиим; а было это так.

23 июня 7087 <1579> года, в царствование благочестивого и христолюбивого благоверного государя царя и великого князя Ивана Васильевича, самодержца всея Руси, и при его благородных царевичах — князе Иване Ивановиче и князе Федоре Ивановиче <который ныне, Божию благодатию, государь царь и самодержец всея Руси>, и при святейшем митрополите Антонии Московском и всея Руси, и при архиепископе Казанском Иеремии, в день памяти святой мученицы Агриппины случился в новопросвещенном граде Казани пожар, в двадцать шестой год по взятии его, чему мы сами были достоверные свидетели. Загорелось в полуденное время близ церкви святого Николы, называемого Тульским, во дворе царского воина Даниила Онучина. И лишь малая часть посада сохранилась и та половина города, что возле соборной церкви, и двор архиепископа. Большую же часть посада, и все торговые места, и обитель боголепного Преображения Спаса в городе, и двор великого князя — увы, все то огонь-всеядец поглотил, пожег и полностью уничтожил.

Христолюбивые же люди не отступили от веры, но познали свои согрешения и обратились к покаянию, и начали созидать церкви Божии и дома свои. И, милостью Божиею, просвещалось то место иноверное и новокрещенное святыми церквами и божественным учением.

Было же в городе много людей иноверных, и верований множество. И стала у них истинная православная вера предметом толков и насмешек; целебного же источника <истины> тогда еще не было в городе. Иноплеменники же уничижали нас, одержимые в своих сердцах неверием, не ведая ни Божией милости, ни силы Божией, потому что видели они, окаянные, Божие милосердие к нам — его милостивое наказание, которым Он, как чадолюбивый отец, милуя, наказал нас за наши согрешения, очищая грехи наши.

Человеколюбец Бог, видя терпение и веру людей своих и насмешки и поношения со стороны окружающих иноверцев, не терпя оскорбления и поношения святых икон, и для того чтобы не говорили язычники: «Где Бог их, в которого они веруют?» — и чтобы затворились уста, говорящие неправду, и исчезла и более не вспоминалась иудейская и магометанская дерзость и напрасное их злоречие, и чтобы искоренилось зловредное еретическое учение и утвердилась и просияла истинная православная христианская вера греческого закона, просвещенная правым учением Господа нашего Иисуса Христа и святых его учеников и апостолов, и богоносных отцов и всех святых, утвердивших православную веру и научивших веровать «во Отца и Сына и Святого Духа» — Неразделимую Троицу, предстательством и молением Заступницы нашей, Царицы и Владычицы Богородицы и Приснодевы Марии, и ее неотступным предстоянием перед Сыном ее и Богом нашим, — показал нам ныне, в последние эти времена, по благодати Божией, пресветлое и праведное солнце, отверз райские врата затворенного Эдема и явил из земли пресветлую икону, источник неисчерпаемый, сокрытую в земле его человеколюбным промыслом чудотворную икону своей Матери, а нашей Царицы, Владычицы Богородицы и Приснодевы Марии, — честной ее образ «Одигитрии» и свой человеколюбивый лик. И вот, откуда излил Он праведный гнев свой за наши прегрешения, оттуда <от места того — рукой подать> и лучи показал, светящиеся благодатным светом, и явил источник исцелений. Явилась же икона Богородицы следующим образом.

Не открыла Владычица образа своего ни святителю города, ни властвующему начальнику, ни знатному человеку, ни богатому, ни мудрому старцу, а явила честное свое сокровище, неисчерпаемый источник <исцелений> приходящим с верою, чудесный свой образ дочери простого стрельца, искусного в ратном деле, девочке десяти лет от роду, по имени Матрена; этой-то девочке и явилась чудесная и преславная икона Богородицы в том же году и в том месяце, в котором случился пожар.

И вот стала являться той девочке, имя которой мы назвали выше, пресветлая икона Божией Матери: и велела ей пойти в город и рассказать архиепископу и воеводам про икону Богородицы, которую она видела, чтобы они пошли и извлекли образ Пречистой Богородицы из земных недр; и указала ей место, где впоследствии обрели честное сокровище драгоценного бисера — пречудную икону Богородицы. Но девочка, будучи мала и неразумна, боялась рассказывать <о своем видении> и поведала о нем только своей матери, а мать не обратила внимания на ее слова. И после того неоднократно являлась ей та пресветлая и чудная икона и повелевала ей, не сомневаясь, рассказать <людям> о своем видении. И девочка вновь и вновь рассказывала своей матери о явлении той чудесной божественной иконы и просила ее, не колеблясь, рассказать <людям> об этом видении.

И вот однажды та девочка, имя которой мы упомянули выше, спала во время полуденное — и вдруг оказалась посреди своего двора, в котором жила, и в ту же минуту явилась ей чудесная и пресветлая икона Богородицы в страшном огненном виде, сияя огненными лучами, такими яркими и страшными, что девочке показалось, что она сгорит от этих исходящих от иконы ярких лучей. И раздался от иконы грозный голос, обращенный к девочке: «Если ты не передашь моих слов и не пойдешь извлечь мой образ из земных недр, то явлюсь я на другой улице или в другом городе; ты же будешь болеть, пока не умрешь в страданиях!»

Девочка, испугавшись этого ужасного видения, упала на землю и долгое время лежала на земле словно мертвая. А потом возопила громким голосом к своей матери, чтобы шла к архиепископу и правителям того города и рассказала о чудесной и пресветлой иконе Преблагословенной Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии; и поведала матери все сказанные ей слова, которые она слышала от пресветлой иконы, и место ей указала.

Мать же ее поспешила в город к воеводам: и поставила перед ними дочь и велела, чтобы она сама рассказала, что с ней случилось. И девочка рассказала им слово в слово все, что слышала от пречудной и предивной иконы Богородицы, и место то указала. Но они не поверили ее рассказу о пречудной иконе Богородицы и не придали ему значения.

Мать же её, прослезившись, взяла дочь и пошла к архиепископу, и поведала ему те же слова, и назвала указанное ей место, чтобы он повелел извлечь <из земли> святую икону Богородицы. Но архиепископ не послушал ее речей и отослал ни с чем. Приход их был в седьмой час дня; обрели же тот дивный пресветлый образ Богородицы в двенадцатый час — в том же году, когда случился пожар, 8 июля, в день памяти святого великомученика Прокопия. А было это так.

Пошла та женщина к своему дому, рассказывая всем людям о чудесной иконе: о видении, которое было ее дочери. Люди же удивлялись ее словам и отходили, не внимая смыслу сказанного. Тогда она, взяв лопату, пришла к указанному месту и стала копать, <и трудилась> долгое время, но не нашла того, что искала. Вскоре и другие стали копать и раскопали все место, но ничего не нашли.

Obretenie-iconi-Kazanscoy

Явление Казанской иконы Божьей Матери, 2016. Художнк — Словохотов Кирилл

Девочка же, о которой мы рассказывали выше, стала копать в том месте, где была печь, а вслед за ней — и другие. И когда выкопали немногим более двух локтей — о, чудо — явилась чудотворная икона Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, почитаемый образ «Одигитрии» вместе с Превечным Младенцем, Господом и Богом нашим Иисусом Христом! Была обернута эта чудная икона рукавом однорядки ветхого сукна вишневого цвета. Сам же образ сиял дивным светом, как будто был недавно написан <свежими> красками. Грязь же не коснулась этого чудного образа, чему мы сами были свидетели.

И взяла девочка образ Пречистой Богородицы со страхом и трепетом и радостью и установила его на том месте, <где обрела>. Люди же, находившиеся там, возопили <от радости> и стали рассказывать повсюду о явлении той божественной иконы. И вскоре собралось бесчисленное множество благочестивого люда, вопиющего со слезами: «Владычица, спаси нас!»

И послали весть к архиепископу и правителям города о том, что обрели святую икону Богородицы. Архиепископ же повелел немедля звонить в колокол и пошел крестным ходом со всем освященным собором и воеводами и множеством народа на то место, где обрели чудную икону Пречистой Богородицы. И увидел образ Пречистой, дивно светящийся, точно внове написанный, и сильно дивился, ибо подобного образа нигде не видел; и укорял себя за неверие свое, преисполненный страха и радости; и со слезами молился, прося милости и прощения за свое согрешение.

Pochitanie-KazanscoyТак же и воеводы со слезами просили прощения за то, что согрешили неверием и нерадением перед чудотворным образом Пречистой. И народ со всего города стекался <посмотреть> на то дивное божественное чудо, радуясь со слезами и радостной душой воссылая хвалу Богу и Богородице за обретение такого драгоценного и бесценного сокровища.

Я же тогда служил в чине священника у святого Николы, именуемого Гостиным; и сколь ни был каменносердечен, но все же прослезился, и припал к образу Богородицы, и к Превечному Младенцу Спасителю Христу, и к самой чудотворной иконе, а потом поклонился архиепископу и испросил его благословения: да повелит мне взять пречудную икону Богородицы. Архиепископ же благословил меня и повелел мне взять <икону>.

Я же, хотя и недостоин, со страхом и радостью прикоснулся к чудотворному образу и взял его с шеста, который был воткнут на том месте, где находилась в земле эта святая и чудотворная икона. И по повелению архиепископа пошел с <чудотворной> иконой и с другими святыми иконами и честными крестами в находившуюся там поблизости церковь святого Николы, называемого Тульский. И отслужили там молебен, а затем архиепископ со всем освященным собором, и старейшины города, и все множество православного народа вместе с женами и детьми пошли в город крестным ходом. И бесчисленное множество народа устремлялось к новоявленной чудотворной иконе, тесня друг друга, а иные, ступая по головам других, прикасались теменем к чудотворному образу. По повелению архиепископа шел я медленно с чудотворною иконою из-за <большого стечения> людей, и, несмотря на такое множество народа, не отклонился ни вправо ни влево, ведь нес я пречудную и чудотворную икону Носящего все творение и Пречистой его Матери. И в тот же миг образ Пречистой Богородицы явил чудо.

Чудо 1-е

Человеку по имени Иосиф, живущему подаянием, который был незрячим в течение трех лет <о чем он сам поведал>, Владычица даровала прозреть. Но враг, противящийся спасению людей, совратил его вскоре забыть щедрого врача, давшего ему исцеление, — Пречистую Богородицу. Вместо того чтобы сотворить молитву и воздать благодарение, он снова принялся просить деньги, к чему так привык. И утратил веру, и отяжелел леностью, и не получил до конца спасения, но из-за своего неразумия едва путь различал перед собою.

Люди же, увидев то чудо, еще больше укрепились в вере к образу Пречистой. И затем внесли чудотворный образ Пречистой Богородицы в соборную церковь честного и славного Благовещения Пресвятой Богородицы. И там, в соборной церкви, Владычица показала <второе чудо>.

Чудо 2-е

Некоему человеку по имени Никита, не видевшему свет, Богородица даровала прозреть. Припал он к ее чудотворному образу с теплою верою — и получил исцеление, благодаря и славя Бога и Пречистую Богородицу.

Люди же по окончании молебна разошлись по домам своим, в страхе и трепете и великой радости. А наутро архиепископ служил Божественную литургию, и все люди, приходя в соборную церковь к чудотворному образу, приносили дары: один — злато, другой — серебро, и кто что имел, каждый по возможности. И стала являть Пречистая Богородица чудеса свои.

А девочку Матрену, о которой мы рассказывали выше, вместе с матерью ее почли архиепископ, и воеводы, и весь народ.

С чудотворной же иконы сделали список, и написали о ее преславном явлении и о бывших от нее чудесах, и послали в царствующий град Москву самодержавному государю царю и великому князю Ивану Васильевичу, самодержцу всея Руси, и его сыновьям — царевичу князю Ивану Ивановичу и царевичу князю Федору Ивановичу <который ныне, Божией благодатию, государь царь и великий князь, самодержец всея Руси>. И когда увидели христолюбивые цари чудную икону Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, <образ> чтимой ее «Одигитрии», то сильно удивлялись, ибо подобного образа нигде не видели.

И повелели благоверный государь царь и великий князь и его сыновья поставить церковь на месте том, где была явлена чудотворная икона. И повелел <государь> устроить девичий монастырь: построить келии, и оградить монастырь оградой, и дать довольную милостыню священному собору и игуменье из своей царской казны, и 40 сестрам <установить> годовое содержание, — что и было исполнено. Построили деревянную церковь во имя Пресвятой Богородицы, честного ее образа «Одигитрии», и поставили ограду вокруг монастыря.

Bogorodichniy-monastir

Богородицкий девичий монастырь. Первой монахиней, а впоследствии игуменьей монастыря стала Матрона Онучина (принявшая имя Марфа). Гравюра Э. Турнерелли (нач. XIX века.)

Честную же и чудотворную икону Пресвятой Богородицы перенесли в монастырь: архиепископ и бояре со всем народом проводили ее с честью крестным ходом и молебным пением. Вышеупомянутую же девочку Матрену постригли в том же монастыре и нарекли в монашестве именем Мавра. Спустя некоторое время постриглась и мать той девочки.

Построили и другую церковь — теплую, с трапезною — во имя Рождества Пречистой Богородицы. И стала Богородица являть чудеса свои.

Чудо 3-е

Некий человек из города Свияжска страдал жестокой болезнью и приведен был с женою своею к пречистому и чудотворному образу, и молился Богородице с теплою верою — и не остался неуслышанным: получил исцеление и, радуясь, возвратился в дом свой.

Чудо 4-е

Однажды принесла мать в церковь своего слепого младенца. Стояла она перед образом Богородицы и со слезами молилась о прозрении ребенка. И вдруг ребенок стал водить руками по лицу своей матери. Весь же народ тогда молился образу Пречистой, архиепископ же стоял на месте своем и смотрел на младенца, и увидел, что ребенок касается руками матери своей. И велел принести красное яблоко и показать ребенку. Ребенок же и яблоко начал хватать, и все убедились воочию, что ребенок прозрел, и прославили Христа Бога и его Пречистую Матерь, Владычицу нашу Богородицу, творящих дивные чудеса.

Чудо 5-е

У некоего сына боярского по имени Ивашка <так его называли>, по прозвищу Кузьминский, была жена, больная ногами; настолько сильной была ее болезнь, что ноги у нее были совершенно недвижимы, и что бы она ни делала, ничего не помогало, но становилось только хуже. И тогда она велела отнести себя к чудотворному образу Пречистой Богородицы; и, отслужив молебен, просила милости со слезами и с великою верою, — и вдруг получила исцеление, и возвратилась в дом свой с радостью.

Чудо 6-е

А это случилось в деревне сына боярского Василия Рагозина: жене одного поселянина явилась Святая Богородица и велела ей идти к образу Пречистой в Казани, и <велела> передать мужу, чтобы и он шел помолиться чудотворному образу. Но та не послушала слов Ее и мужу ничего не сказала. Тогда явилась ей сама Владычица во второй раз: и в тот же миг взяла некая Божественная сила руку ее и ударила по лицу ее, и рука ее усохла. И пришла женщина в город, и рассказала архиепископу обо всем, что случилось с ней по порядку. И пришла к чудотворному образу — и получила исцеление, и тотчас «стала рука ее здорова, как и другая», и возвратилась в дом свой, радуясь.

Чудо 7-е

Некий человек в городе Казани, именем Исаак, по прозвищу Бык, сын некоей благочестивой и богобоязненной вдовы по имени Улита, просвирни церкви верховных апостолов Петра и Павла на посаде, пребывал в расслаблении два с половиною года. О болезни его знали все живущие вокруг: о том, что он немощен ногами и до пояса <недвижим>.

И попросил он свою мать пойти к чудотворному образу Пречистой Богородицы отслужить молебен. А сам, лежа у себя в доме на кровати, стал плакать перед образом Пресвятой Богородицы и со слезами просить, чтобы и ему самому увидеть чудотворный ее образ. И в ту же минуту почувствовал некоторое облегчение и, милостью Богородицы, вдруг сам встал на ноги, и начал осторожно ступать. И, взяв два посоха и опираясь на них, направился в монастырь к чудотворному и всемилостивому образу Богородицы.

О, велики чудеса твои, Богородица! В то время, когда мать со слезами молилась о сыне, он сам неожиданно пришел в монастырь! Мать увидела его и крайне изумилась, а когда пришла в себя, то сама убедилась в том, во что столь трудно было поверить. И усилили они слезные мольбы к Богородице о полном его исцелении, и даровано было ему окончательно выздороветь. И воздали они благодарение и хвалу Господу Богу и Пречистой Богородице в тот день, 30 апреля, и возвратились в дом свой, славя Бога, творящего дивные и преславные чудеса.

Чудо 8-е

Жена некоего пришельца из Полоцка, попа Григория, именем Елена, жила в селе Тагашеве <так называлось то место> и три года страдала глазами. И от такой долгой болезни совсем потеряла зрение, так что ничего уже не видела. И услыхала о многих и преславных чудесах, являемых от иконы Пречистой Богородицы в городе Казани, и пошла в город к чудотворному образу просить милости. И не дойдя до Казани семи верст, внезапно прозрела: и показалось ей, будто она никогда и не болела. И, придя в монастырь к чудотворному образу, воздала хвалу Господу Богу и Пречистой Богородице.

Чудо 9-е

Поведал нам инок Иосиф, который теперь ключник кладовых в обители Пречистой, а тогда жил в Троицком монастыре в Казани.

Случилось так, что из-за болезни глаз он совершенно перестал видеть, и тогда дал обет отслужить молебен Пресвятой Богородице. И когда в воскресенье пришли священники с чудотворным образом Пречистой Богородицы служить молебен в соборной церкви честного и славного ее Благовещения, Иосиф во время молебного пения прилежно молился у чудотворного образа, но не получил исцеления и ушел в скорби. И прилег он от слабости, и забылся сном. И видит в тонком сне икону Святой Богородицы, и слышит от иконы голос, повелевающий <ему>: «Встань и иди в обитель Пречистой, и отслужи молебен, и утри лицо свое пеленою, и получишь исцеление».

Он же, встав скоро, попросил отвести себя в монастырь Пречистой Богородицы. И отпел молебен, и попросил окропить себя святой водой, и утерся пеленой от образа Пречистой. И в ту же минуту оставила его болезнь: и увидел он свет, и восславил Бога и Пречистую Богородицу.

Чудо 10-е

Некий человек по имени Козьма Окулов из города Лаишева пребывал в помрачении ума. Родные советовали ему идти в Казань в монастырь к Пречистой Богородице. Он же, придя в себя, стал молиться Пречистой Богородице об исцелении. И помощью Пресвятой Богородицы почувствовал облегчение. И, исполняя данное им <тогда> обещание, пришел в монастырь, и сподобился видеть образ Пречистой, и отпел молебное пение — и получил полное исцеление. И выздоровел, и возвратился в дом свой, радуясь и славя Бога и Пречистую Богородицу.

Чудо 11-е

У некоего казанца по имени Антон, по прозвищу Кашевар, была жена именем Пелагея; и не видела она около сорока дней. Услышав о многих и преславных чудесах от чудотворного образа Пресвятой Богородицы, пошла она в воскресный день в монастырь Пречистой, и, исполненная веры, не обманулась в своей надежде, но получила исцеление.

Когда по окончании соборного молебна вышли священники с чудотворной иконой Богородицы, та женщина, сойдя с паперти церковной, встретила икону Пречистой — и в ту же минуту прозрела. И возвратилась в дом свой, радуясь, благодаря и славя Бога и Пречистую Богородицу.

Чудо 12-е

Некий человек по имени Трофим Ларионов, Холмогорского уезда, Листра-островской волости, находясь в городе Самаре, заболел: одолела его сильная лихорадка, а потом и глазам его стало худо. Он же, услышав о неизреченном милосердии Пречистой Богородицы, о том, что подает она нескудеющие исцеления от чудотворной своей иконы просящим у нее с верою, стал молиться Пресвятой Богородице об исцелении.

И вдруг видит во сне икону Пречистой Богородицы, стоящую у него в изголовье, и слышит голос от этой чудотворной иконы <назвавший его по имени>: «Иди в город Казань к моему образу, и там получишь исцеление». Он же, проснувшись, почувствовал немалое облегчение от лихорадки, и глазам его стало легче, чем было прежде.

И пришел он в город Казань в монастырь Пречистой Богородицы во время Святой литургии, и стал безутешно плакать перед образом Пречистой и молить ее с верою: «Дай мне, о Владычица, то, что мне обещала, по милосердию твоему; ведь немалый путь прошел к Тебе!» И во мгновение получил исцеление от обеих болезней: и глаза его прозрели, и телу вернулось здоровье.

И прославил он Бога и Пречистую Богородицу, рассказывая всем людям о дивном и преславном <чуде> от иконы Пречистой, о ее милосердии и о скором своем исцелении.

Чудо 13-е

В городе Свияжске при церкви святого великого чудотворца Николая, называемого Жилецкий, был священник по имени Иван, и была у него жена именем Домна. Соседка ее, по наущению дьявола, — то ли из добрых чувств, то ли имея злой умысел, — напоила ее до беспамятства, до такой беды, что она, возвращаясь домой, осрамила и себя, и мужа, так что и платок потеряла, и шла с непокрытой головой. И многие люди смеялись над ней, другие же скорбели о таком ее сраме, потому что муж ее был человек достойный, ненавидевший пьянство и не общавшийся со злом, каким мы все знали его. Самого же священника тогда не было в городе, но был он в отлучке по какому-то делу.

Когда же утром следующего дня жена его услыхала, какая с ней случилась беда, то впала в отчаяние и от страха или от стыда тяжело заболела, и сделалась одержимой злым бесом. Болезнь же ее была очень тяжелой; каждый день и ночь до десяти раз и более случалась с ней лютая эта напасть, когда она скрежетала зубами, испускала <изо рта> пену, суставы ее страшно трещали, — о чем рассказал нам сам священник Иван. И продолжались такие ее тяжкие мучения около тридцати пяти недель.

Священник же тот Иван беспрестанно молил Бога и Пречистую Богородицу об исцелении жены своей, и призывал на помощь святых угодников Божиих, и не один раз возил жену в Казань к чудотворному образу Пречистой Богородицы, но не получал утешения.

Седьмого же февраля 7101 <1593> года он снова привез жену свою в монастырь к Пречистой Богородице и со многими слезами молил Бога о ее исцелении. Одиннадцатого же февраля игумении монастыря Марии был голос во сне, чтобы велела она прикладывать беснующуюся к чудотворному образу, когда бес станет ее мучить. Игумения Мария тотчас распорядилась, чтобы так и поступили. И когда бес стал ее мучить, взяли беснующуюся и приложили к чудотворному образу Пресвятой Богородицы — и в ту же минуту избавилась она от лютого беса и получила исцеление. И воздали они многие хвалы и благодарения Богу и Пречистой Богородице, и пошли в дом свой, славя Бога.

Чудо 14-е

Жил в городе Казани некий человек по имени Дмитрий, по прозвищу Тоскутей, ремеслом скорняк; и была у него жена именем Домна. И случилась с ней тяжкая болезнь: скрючило у нее руки и ноги. И столько страданий доставляла ей эта болезнь, что видевшие ее от жалости плакали. Дочь ее, девочка по имени Неонила, страдала этим же недугом и переносила такие же мучения, как и ее мать. В болезни своей взывали они со слезами к Пречистой Богородице, молясь о своем исцелении. И продолжалась у них эта болезнь целый месяц.

Дмитрий же, взяв жену свою, отвез ее в монастырь, в церковь явления честного и чудотворного образа Пресвятой Владычицы Богородицы. И стала жена его со слезами молить Пречистую Богородицу об исцелении, так что и не знавшие ее плакали и рыдали. Дмитрий же отправился домой, желая и дочь привезти к чудотворному образу Богородицы.

А <дома> ждала его нечаянная радость: когда вошел он в дом, то увидел, что дочь его здорова и более не страдает от болезни. И, благодаря Бога и Пречистую Богородицу, поспешил он к жене — рассказать ей об исцелении дочери. Случилось же это в то время, когда на Литургии читали Святое Евангелие.

И во время того же самого чтения Святого Благовествования избавилась от недуга и жена его — и выздоровела, будто никогда и не болела. О чудо! как пострадали мать и дочь в одно и то же время от жестокой болезни, по действию дьявола, так в одно и то же время и исцеление получили от пречудной и чудотворной иконы Богородицы!

Дмитрий же и все люди, увидев предивное и скорое исцеление Пречистой Богородицей жены и дочери его, воздали сугубое благодарение Богу и Пресвятой Богородице.

Расспрашивали и жену его: как это случилось, что один и тот же недуг поразил ее и дочь в одно и то же время? Она же подробно рассказала, <как это произошло>. Была она у одного из соседей на обеде и, когда спустя некоторое время возвращалась домой, нашла на дороге маленький узелок — и подняла его, и принесла домой. Дома же развязала тот узелок и нашла в нем серебряную монету и два ореха. Один орех она съела сама, а другой дала дочери — оттого они обе и пострадали.

Чудо 15-е

Некоего человека по имени Афанасий Ерофеев, родом из Ярославля, привели в воскресный день в соборную церковь честного Благовещения Пречистой Богородицы. Несколько человек с большим трудом ввели его в церковь, ибо он бесновался и вырывался изо всех сил, никого не видя и ничего не говоря.

И принесли тогда, как обычно, в соборную церковь чудотворную икону Богородицы. И поставили одержимого перед местным образом честного и славного Благовещения Пречистой Богородицы и перед этою чудотворною иконою. Он же ничего не видел и ни слова не говорил.

После пения молебнов взял я святую воду и окропил его. И взгляд его прояснился, и стал он понемногу приходить в себя. И увидел образ Пресвятой Богородицы и вымолвил: «Пречистая!» — и тогда <подвели> его приложиться к чудотворному образу Богородицы и к другим святым иконам. И вскоре начал он говорить.

По окончании молебна понесли чудотворную икону в монастырь. Мы же, по обычаю, проводили святую и чудотворную икону Богородицы, а тому Афанасию повелели возвратиться в соборную церковь на Божественную литургию. Когда же начали читать Святое Евангелие, этот вышеназванный Афанасий совершенно исцелел по молитвам Пресвятой Владычицы нашей Богородицы, которые она приносит о всех нас Сыну своему, Христу Богу нашему.

Мы же спрашивали его, что с ним случилось: как и отчего началась у него эта болезнь? Он же рассказал: «Увидел я ночью, как пришли многие толпы бесов...» — и стали грозить ему муками, и внушали ему в помыслах, будто возносят его ввысь, а потом низвергают вниз, и <много> другого зла над ним совершили.

Длилась же его болезнь две недели. И, милостью Божией и молитвами Пречистой Богородицы, возвратился он домой исцеленным, радуясь и благодаря Бога и Пречистую Богородицу.

Чудо 16-е

Жил со мной в одной келии инок Арсений, называемый Высоким, который потом был архимандритом Спасо-Преображенского монастыря. И вот однажды разболелась у него нога; одни считали эту болезнь подагрой, другие называли ее как-то иначе. Мы же, ничего в этом не понимая, не знали названия этой болезни; но так сильно она у него болела, что он и здоровой ногой едва мог ступать, когда возникала необходимость; и из келии, кроме великой нужды, не выходил вовсе из-за этой болезни.

А в это время пришло к нам повеление от самодержавного государя всея Руси, царя и великого князя Федора Ивановича, благословить и поставить вышеупомянутого Арсения архимандритом Казанского Спасо-Преображенского монастыря по просьбе иноков той обители. Поставить же его тогда было невозможно из-за сильной его болезни.

Наступил праздник Преполовения <Пятидесятницы>, в который святая и апостольская Церковь установила праздничный обычай повсеместно исходить с литиею и совершать молебны. И еще не успел я выйти из келии в церковь, как пришли, по обычаю, священники с чудотворной иконой. Вышеупомянутый же Арсений смотрел в оконце келии и со слезами молился Богородице об исцелении. И вдруг заплакал он навзрыд и стал благодарить Бога и Пречистую Богородицу, и рассказал о своем исцелении: «Только произнес я молитву и прослезился, как в тот же миг Богородица явила на мне свое милосердие!» И после этого он сам пошел из келии в соборную церковь. И пришел в церковь, и пел молебен, воссылая благодарение Богу и Пречистой Богородице за свое исцеление.

Неисчислимое множество исцелений подается от образа Пречистой Богородицы приходящим с верою. Но кто сможет подробно и стройно описать <все> чудеса Богородицы? Я же дерзнул написать только малое от великого, и многое упустил, ибо как широта земли и глубина моря, так и чудеса Богородицы неисчислимы. Написал же я это для того, чтобы не были они забыты в последующие времена.

Благочестивому же и самодержавному государю царю и великому князю всея Руси Федору Ивановичу все это было известно с самого начала, с тех пор как явился этот целебный источник — чудотворная икона Пресвятой Владычицы нашей Богородицы. И слышал я из его царских уст слова теплой веры и духовного горения, обращенные ко мне, рабу его и богомольцу, в то время, когда велел он поставить меня, Божиим изволением, в сан митрополита: «Слышали мы о милостивом и неизреченном человеколюбии Божии и Пречистой Богородицы к нам: о том, как явила Богородица пречудную и чудотворную свою икону в отчине нашей Казани, простирая на нас милость свою, и как подает неизреченные исцеления приходящим к ней с верою. Хочу же, сказал он, восполнить недостающее», — что и было исполнено по его царскому повелению.

14 апреля 7102 <1594> года, в неделю святых жен-мироносиц, в день памяти святого Мартина папы Римского, заложен был предивный храм в честь Пречистой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, в память честного и славного явления ее чудотворного образа Одигитрии. А в одном из приделов — престол честного и славного Успения Богородицы, а в другом — престол в честь святого благоверного великого князя Александра Невского, во иноках Алексея, нового чудотворца.

Была же освящена эта святая церковь вместе с приделами 27 октября 7103 <1594> года, в воскресенье, в день памяти святого мученика Нестора. И деисус большой был обложен серебром в том же году. И повелел благочестивый государь царь и великий князь Федор Иванович, самодержец всея Руси, украсить церковь святыми местными иконами, и книгами, и ризами, и прочей церковной утварью, — что и было исполнено.

Саму же пречудную и чудотворную икону Пречистой Богородицы предивно украсил золотом и драгоценными камнями и крупным жемчугом хранитель царских сокровищ Деменша Иванович Черемисинов.

В обители же живут 64 монахини. Хлеб и деньги и все необходимое идет им из царской казны.

Мы же, благодатью Божией и Пречистой Богородицы, хвалимся и веселимся чудотворным ее образом и воспеваем победную песнь Сотворившему дивные чудеса в Троице славимому Богу — Отцу и Сыну и Святому Духу, — и Пресвятой Богородице, ныне и присно и во веки веков! Аминь.

 

© 2017, mlp.in.ua. Все права защищены. 

Запись опубликована в рубрике Чтимые образы Пресвятой Богородицы с метками , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.