Образ Пресвятой Богородицы — «Млекопитательница»

Galaktotrafusa 125 января Православная Церковь чествует один из образов Пресвятой Богородицы – «Млекопитательница».
Иконописный образ «Млекопитательницы» (по гречески Млекопитательница — Галактотрофуса) является одним из древних христианских образов. Осталась фреска в римских катакомбах Прискиллы, где изображена Богородица, кормящая Богомладенца Иисуса Христа. По времени эту фреску относят ко второй половине II века. Позднее данный образ распространился в Египте, а именно в коптской Церкви.


Проф. Н.Кондаков в книге «Иконография Богоматери» пишет: «В разряд оригинальных иконографических мотивов, появлявшихся, как сказано выше, в период V–VII столетий среди сиро-египетских ветвей древнехристианского искусства, входит опыт представления Божией Матери Млекопитательницы, или кормящей грудью Младенца Иисуса. Такого рода изображение в коптской живописи, недавно открытое при раскопках в Саккара и относимое ко времени до завоевания арабского Египта (640–641), представляет Божию Матерь, сидящую внутри пышного кресла и кормящую Младенца, Который обеими руками держится за руку Матери, подающую Ему грудь.

Икона «Млекопитательница», монастырь Хиландар

Икона «Млекопитательница», монастырь Хиландар

Натуралистическая и грубая простота изображения, расточающего, правда, драгоценные камни в виде украшений кресла, а затем и бесформенная юность лица Марии, придают этому изображению более или менее случайный характер, вне слагавшихся современных иконописных типов. Нельзя, однако, не остановиться на одной странной, но характерной детали: Младенец представлен в этом изображении в возрасте по крайней мере трех, четырех лет; эта подробность напоминает, что именно в Египте слагались легендарные сказания о чудесном Его возрастании. В остальном весь тип имеет обычные сирийские черты, усвоенные, как известно, коптским искусством, если не Александрией» (Кондаков Н.П. Иконография Богоматери. Т.1, СПб., – 1914).

Действительно образ «Млекопитателницы» скорее относится к оригинальным иконографическим образам.
По Церковному преданию чудотворная икона Пресвятой Богородицы «Млекопитательница» находилась в Лавре преподобного Саввы Освященного вблизи Иерусалима. Перед своей кончиной прп. Савва оставил указание передать чудотворную икону Пресвятой Богородицы «Млекопитательницу» царственному паломнику по имени Савва из Сербии, который по предсказанию преподобного, должен был посетить Лавру. Было это в 532 году. И только в XIII веке исполнилось это предсказание. Лавру посетил святитель Савва Сербский. Ему была вручена икона Пресвятой Богородицы, которую он перевёз в Хилендарский монастырь.

Хиландар. Сербский монастырь

Хиландар. Сербский монастырь

Интересным является тот факт, что икону эту свт. Савва установил не по левую (северную) сторону от Царских Врат, где принято располагать икону Богородицы, а по правую.
В 1859 году на восточной окраине Тулы был основан единственный в Росси удел Пресвятой Богородицы –Млекопитательницы – это Богородичный Пантелеимонов Щегловский мужской монастырь.

Богородичный Щегловский монастырь в Туле.

Богородичный Щегловский монастырь в Туле.

В этом монастыре хранится чудотворный образ «Млекопитательницы».

Galaktotrafusa

Икона «Млекопитательница» Богородичного Пантелеимонова Щегловского мужского монастыря

На Украине почитаемые образы «Млекопитательницы» находятся в двух монастырях города Одессы: в Свято-Успенском Патриаршем и в Свято-Ильинском монастыре.

Святые образы Пресвятой Богородицы, сколько их? Сколько различных имен, названий. Сколько особо почитаемых, чудотворных. Но, самое главное заключается видимо в том, что к какому образу мы бы ни обращались, взываем мы к Самой Единственной Пречистой, Преблагословенной, Пренепорочной, Приснодеве Марии – Святому Покрову, Заступнице усердной, Одигитрии, Умилению, Нерушимой стене, Неувядаемому цвету, Неопалимой купине, Млекопитательнице, взываем к Владычице нашей, Богородице!
Заступи и помилуй нас Пречистая, через все Твои святые образы молим Тебя!
Неразумны мы и нерадивы в познании слова Божия, и для нас «нужно молоко, а не твердая пища» (Ев. 5:12), потому молим, Милостивая ходатаица наша, укрепи сердца наши в вере православной, утверди стопы на путях праведных, окорми нас Божественным молоком познания истинной веры. Спаси, сохрани и помилуй нас!

Тропарь: Без семене от Божественнаго Духа, волею же Отчею зачала еси Сына Божия, от Отца без матере прежде век суща, нас же ради из Тебе без отца бывша, плотию родила еси и Младенца млеком питала еси, темже не престай молити избавитися от бед душам нашим.

Кондак: Душ наших чувствия очистивше, узрим на иконе таинство преславное, Творца Вселенныя и Господа вышних сил, во объятиих держима и от сосцу Твоею яко Младенца питаема, и, со страхом и радостию покланяющеся Тебе и рождшемуся от Тебе Спасу нашему, воззовем: радуйся, Владычице, жизни нашея Питательнице.

Запись опубликована в рубрике Чтимые образы Пресвятой Богородицы с метками , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.