Завершая Великопостные чтения Ветхого Завета

Read VZНа протяжении шести недель Великого поста, каждый день, кроме субботних и воскресных дней, читались книги Ветхого завета. Святое Евангелие и Апостол читаются Церковью во время каждой службы, книги же Ветхого завета гораздо реже, во время чтения паримий, на навечериях больших праздников. И, если наши личные, домашние чтения ограничиваются только чтением зачал по календарю, то получается, что с Ветхим заветом мы дружим только в Великопостные дни и то, с его отдельными книгами — книгой Бытия, книгой пророка Исаии, книгой притчей Соломона.

В своем труде – «В начале было Слово. Сто избранных проповедей» священник Иоанн Павлов пишет (в проповеди – «О необходимости внимательного изучения Священного Писания»):

«Один известный иерарх Русской Церкви говорил, что отношение к Священному Писанию у нас «благоговейно-холодное». Это означает, что мы хотя и признаем великое значение Слова Божия, но мало читаем и плохо знаем его. Это подметили, кстати, и протестанты, которые с иронией говорят, что православные Библию целуют, но не читают. Конечно, такая оценка сильно преувеличена, однако доля правды здесь все же есть: действительно, часто мы недостаточно хорошо знаем Священное Писание».

Сегодня же в завершение Великопостных Ветхозаветных чтений мы предлагаем вашему вниманию отрывки из труда профессора Акима OlesnickyАлексеевича Олесницкого1, богослова 19 века – «Руководственные о Священном Писании сведения, из творений святых отцов и учителей Церкви, извлеченные».

Руководственные о Священном Писании сведения, из творений святых отцов и учителей Церкви извлеченные

Книга Бытия. Первая книга Моисея и вместе первая книга во всем составе свящ. книг есть книга Бытия. «Она называется так потому, что содержит в себе происхождение всего, — и неба, и земли, и людей, и всего вообще видимого, и самое насаждение рая» (Синопсис Афанасия). «Поводом Моисею написать сию книгу послужило следующее: со времени переселения во Египет потомки Авраама, подобно всему остальному миру, стали терять ведение о Боге, удалились от добрых законов, напечатленных в природе, сотворенное из ничего стали почитать вечным, именовали божествами тварей, недавно получивших бытие. Посему-то Бог восхотел чрез Моисея научить истине его заблуждающихся современников, чтобы зло, перешедшее к ним, не распространилось на все веки. И Моисей, после чудес, совершенных им в Египте, после завета, заключенного в пустыне, пишет о сотворенных природах, приведенных в бытие из ничего, давая тем разуметь, что язычники ложно разумеют их богами, пишет о Боге, что Он един, пишет о тайнах Сына, предуказанных в самом творении"… (Ефрем Сирин. Толков. на Быт., в начале). «В частности книга Бытия повествует о шести днях творения, о преступлении Адама и его изгнании из рая, об убиении Авеля его братом Каином, о взятии Еноха на небо, о построении Ноева ковчега, о бывшем при Ное потопе, о построении Вавилонской башни, о разделении языков и рассеянии народов, об исходе Авраама из земли Халдейской. Далее книга Бытия повествует о разрушении Содома, о законоположении обрезания, о клятве, запечатлевшей обетования Божия, данные Аврааму, о рождении Исаака, Иакова и 12 патриархов, о том, как Иосиф продан был братьями своими в Египет и там сперва ввержен был в темницу, а потом поставлен начальником над всем Египтом. Далее говорится о пришествии в Египет Иакова с 75 сыновьями, о благословении им патриархов-сыновей своих и смерти его» (Синопсис Афанасия). Таким образом книга Бытия обнимает историю 3799 лет, то есть целую половину всего времени стояния мiра, начиная от сотворения его до смерти Иакова, и разделяется на 50 глав. «Из всех свящ. книг книга Бытия написана наиболее ясно» (Иероним. Посл. к Павлину. Об изучении Св. Писания), поколику она изображает жизнь до закона, еще недалеко отстоявшую от периода детской простоты. Тем не менее у отцов Церкви можно найти много объяснений и толкований на все подробности содержания книги Бытия. Поименовать в особенности надлежит: десять бесед на Шестоднев св. Василия Великого, объясняющие повествование начальной главы книги Бытия о миротворении и, по выражению Григория Богослова, «приближающие читателя к Творцу и разъясняющие основание вселенной»; сочинение о Шестодневе св. Григория Нисского, служащее дополнением к Шестодневу Василия; 12 слов о рае с разъяснением второй и третьей главы книги Бытия св. Ефрема Сирина; обширное толкование на всю книгу Бытия св. Иоанна Златоуста в 67 беседах, выводящее уроки для жизни христиан из истории патриархов; толкование на кн. Бытия бл. Феодорита, Августина др. Много есть и отдельных бесед св. отцов на разные предметы книги Бытия, напр. об Аврааме и его призвании, об обрезании (Быт.17:10—11), предзнаменовавшем духовное обрезание, нерукотворное, в совлечении тела греховного плоти, в обрезании Христове и погребении Ему крещением (Кол.2:11—12). «Пришествие Сына Божия Бог открыл Моисею, говоря: не оскудеет князь от Иуды и вождь от чресл его, дондеже приидут отложенная ему и той чаяние языков (Быт.49:10). Кто определит время, в которое оскудел князь и вождь во Иуде, тот найдет, что здесь возвещен не другой кто, но Господь наш Иисус Христос… Чтобы грех Адама не был бессмертен, а зло не стало бесконечно и неисцельно, Бог удалил Адама, согрешившего от древа жизни, и вражду положил между змием и женою и ее семенем, пока не придет Семя предопределенное попрать главу змия, которое и родилось от Марии… И Авраам, наученный откровением, что Сын Божий будет человеком среди людей, возжелал видеть тот день, чтобы и самому обнять Христа, и увидел, и возрадовался (Ириней. Против ересей. Кн.3. Гл.23. Кн.4. Гл.7,10).

Книга пророка Исаии. Иисус, сын Сирахов, в своем «восхвалении мужей славных» приносит такую хвалу пророку Исаие: Исаия, пророк велий и верен в видении своем. Во днех его воспятися солнце, и приложи жития цареви (Езекии). Духом велим вмде последняя и утеши ветующия в Сионе. Даже до века показа будущая и сокрованная, прежде неже приити им (Сир.48:25,26). Пророк Исаия был сын Амосов. «Но это не тот Амос, который в числе меньших пророков, ибо и произношение их имен неодинаково (в еврейском чтении их) и означаемое ими не одно и то же. Надлежит заметить, что из пророков одни указывают своих отцов, а другие нет. Может быть умолчали о своих отцах пророки, происходившие от родителей незнатных» (Василий Велю). Пророк же Исаия был не только знатного, но, по преданию, царского рода, ибо считался братом иудейского царя Амасии. Свое пророческое служение Исаия проходил при царях Озии, Иоафаме, Ахазе и Езекии, будучи призван к своему служению в лето, в неже умре Озия царь (6:1), следовательно после пророков ревнителей Илии и Елисея, и свое служение запечатлел мученической смертью. По преданию он был претерт пилою при царе Манассии. Иустин мученик, Тертуллиан, бл. Иероним подтверждают сие извещение свидетельством Евр.11:37: претрени быша и свидетельством 4Цар.21:16: кровь неповинную излия Манассия. Во св. граде Иерусалиме и ныне указывают место мученичества пророка Исаии, в юдоли Иосафата.

«Содержание книги пророка Исаии само собою явственно и понятно. Поелику Исаия жил во времена, когда умножались пороки, то он изображает и великость тех бедствий, какие ожидают Иудею и показывает причину гнева Божия, чтобы привести народ к покаянию. Пророчество начинается словами на Иудею, страну избранную Богом и на город, в котором находилось святилище. Во второй части книги пророк изрекает слово на Вавилон, потом на землю Моавитскую, потом на Дамаск, потом на Египет, потом на пустыню, потом на Тиумею, потом на дебрь Сионскую, потом на Тир, и потом на четвероногих. Далее следуют исторические происшествия, бывшие при царе Езекии (третья часть). После сего (в четвертой части) находятся пророчества, не имеющие никакого надписания, возвещающие бедствия Иерусалиму и Иудее, судьбу находящихся в рассеянии, возвращение их по исполнении суда, а также предсказания о Христе, встречающиеся, впрочем, в каждой его пророческой речи, потому что с каждым историческим сказанием сопряжено нечто и таинственное» (Василий Великий. Толков. на пр.Исаию. Предисловие). «Вследствие различного характера царей, при которых пророчествовал Исаия, его пророческие вещания имеют неодинаковый характер: иногда пророк произносит более угрозы, когда Израиль предается нечестию, а иногда вводит в пророчество слово обетования за добрые дела» (Кирилл Александр. Толков. на пр.Исаию. Предисл.).

В частности пророчества о Христе Синопсис И.Златоуста указывает в следующих главах книги пророка Исаии (Надлежит заметить, что нынешний счет глав, известный только с 13 века, указывается здесь только для большей ясности изложения. В действительности отделы книг показываются у отцов Церкви не счетом глав, но их общим содержанием, начальными и главными в них словами. — Прим.авт.). Во второй главе заключается пророчество О Церкви Христовой; в главах от 7 до 12 пророчество о рождении Христа по плоти от Девы (объясняя пророчество Исаии: се Дева во чреве приимет, Ис.7:14, все отцы Церкви направляют объяснение этого места против иудеев, которые, закосневая в неверии, толковали его о естественном рождении; см. также Предисловие славянской Библии 1751 года, с.11. — Прим.авт.) и о верующих в Него; в главах от 27 до 31 о погублении диавола Иисусом Христом и о вере во Христа; в главе 32-й пророчество о Церкви Христовой, в которой правителем будет Царь праведный; в главах 35 и 36 история Церкви, изображение в буквальном смысле относящееся к Идумее и Иерусалиму, но в таинственном смысле знаменующее опустошение и рассеяние иудеев и процветание Церкви Христовой; в главе 40 излагается пророчество об Иоанне Предтече; в главах 53, 54 и 55 пророчество о страдании Иисуса Христа, смерти, воскресении и прославлении Его, о призывании к принятию Евангелия и о множестве верующих в Него; в главах 60, 61, 62 пророчество о Христе и Апостолах, о славе и процветании Церкви Его; в заключении книги осуждение неверующих в будущую жизнь» (Синопсис Злат.). Вообще книга пророка Исаии, по словам бл. Иеронима, есть «не столько пророчество, сколько Евангелие» (Посл. к Павлину. Об изучении Св. Писания). «Исаия, говорит св. Кирилл Алекс., есть вместе пророк и Апостол; его пророческие изречения имеют ясность евангельской проповеди» (Кирилл Алекс. На Исаию. Предисл.). В новозаветных писаниях имя Исаии пророка как предвозвестника новозаветных событий упоминается более 20 раз. Одно место из книги пр. Исаии прочел Господь Иисус Христос в синагоге, во время богослужения (Лк.4:15—20). И ныне в церковных чтениях (паримиях) часто читаются книги Исаии и прочитывается вся.

Частные объяснения книги пророка Исаии читатель найдет, прежде всего, в Евангелиях, потом в многочисленных отеческих толкованиях, каковы: Василия Великого Толкование на Исаию; Иоанна Златоуста Толкования на Исаию, и его же шесть бесед на пр. Исаию; обширное толкование на пророка Исаию, в пяти книгах, Кирилла Алекс.; не менее обширное толкование на Исаию бл. Иеронима; также толкования бл. Феодорита, Ефрема Сирина и других отцов и учителей Церкви.

Книга Притчей. «Притчи суть изречения мудрых, как бы загадки, которые сами по себе представляют одно, но дают разуметь еще нечто другое. Так в Евангелии Иоанна ученики Господни, после того, как Он, оставив сокровенный образ речи, начал беседовать с ними открыто, говорят Ему: се ныне не обинуяся глаголеши, а притчи никоея не глаголеши (Ин.16:29); следовательно под притчею разумеется не ясный, но сокровенный ход речи. Поелику же и в сей книге таких изречений много, то Соломон и надписал ее: Притчи. Самое же название притча (в греческом: паримиа) произошло оттого, что подобные изречения выставлялись написанными на путях, для вразумления и исправления проходящих (паримиа по древнему объяснению сего слова значит придорожное, т.е. полезное наставление, встреченное на пути). Писались же они при дороге для того, чтобы люди мимоходом испытывали написанное и получали наставление. Поэтому иные определяют притчу так: притча есть придорожное изречение, переносящее мысль от чего-либо одного ко многому. По своему же внутреннему содержанию находящиеся здесь притчи излагают разного рода учение, а именно: 1) познание премудрости и наказания; 2) разумение словес мудрости; 3) извития словес; 4) уразумение правды истинной; 5) исправление суда; 6) познание притчи; 7) изречения мудрых; 8) загадки и темные слова (Притч.1:2—6)»

   «1) Притчи дают познание премудрости и учения. Так как язычники утверждают, что они имеют мудрость, и еретики говорят, что они имеют знание, то Соломон и показывает, в чем состоит истинная мудрость и истинное знание. Услышав его Божественные изречения, всякий мудрый премудре будет.

   2) В кн. Притчей заключается разумение словес мудрости, то есть приобретение познания о едином истинном боге. Что касается язычников, то одни из них богом называли вещество, а другие уподобили его идолам; находятся в заблуждении также и еретики касательно истинного Бога. Против них-то Соломон и излагает истинное понятие о Боге, говорит о его неизреченности: 25:2, о промысле: 15:3,21; 22:2; 23:13, о правосудии: 15:8,25. О миротворении говорит не просто, но утверждает, что Господь все сотворил Словом Своим и премудростию, так как свойство истинного Бога составляет то наипаче, что Он есть Отец Сына. Егда готовяше небо, с Ним бех, и егда отлучаше престол Свой на ветрех и егда крепки творяше вышие облаки, бех при Нем устоя. Аз бех, о нейже радовашеся, на всяк же день веселяхся пред лицеем Его (8:26,27,30).

   3) Далее в книге Притчей заключаются извития словес, то есть такие изречения книги, в которых исследователь, вращая их умом, открывает и находит сокровенный в них смысл. Таковы например следующие изречения: спасется от зноя сын разумный, ветропленен же бывает на жатве сын беззаконный (10:5); или: прилежи о злацех, сущих на поли, и пожнеши траву (17:25), и сему подобные.

   4) Притчи называются уразумением истинной правды. Такие притчи предлагаются потому, что некоторые исказили слово: правда. Одни называют правдою возвращать то, что кто-либо получил на сохранение, а другие называют правдою воздавать добром за добро, злом за зло. Но такие определения не точны и не верны. Посему-то Соломон учит истинной правде и полагает ее в том, чтобы отдавать каждому то, что ему приличествует. И именно, прежде всего: чти господа от праведных трудов твоих (3:9); потом: чти царя, и родителям надлежащий воздавай долг, всем — подобающее. Это один вид правды. Другой состоит в том, чтобы подчиняться разуму и не уклоняться в неумеренность, да тя не постигнет совет злый, о, оставляющий учение юности (2:16,17). Кто так устрояет себя и соблюдает свойственную каждой стороне души деятельность здравою и невредимою, тот достиг разумения истинной правды.

   5) Притчи Соломона учат исправлять суд. Это значит судить праведно по закону Божию, как написано: отверзай уста твои слову Божию и суди вся здраво (31:8); рассуждай убога и немощна (ст.9). Это суд произносимый открыто. Но есть еще суд сокровенный, по которому судящий других с тою же строгостию должен судить и истязывать самого себя, налагая запрещение на себя, когда возгорается гнев, обуздывая себя, когда заяинается страсть, возбуждая разум, когда он засыпает. Кто же бывает строгим судией самому себе, тот научится исправлять суд и не услышит от другого: научая инаго, себе ли не учиши?

   6) Далее, в сей книге содержатся притчи в собственном смысле, каковыми в Новом Завете называются уподобления, например в словах господа: чесому уподоблю Царствие Божии или коей притчи приложу е? (Мк.4:30). Такие притчи суть следующие: якоже исходищее снега в жатву зноя пользует, тако вестник верен пославших его (Притч.25:13) и другие.

   7) Содержание книги Притчей называется еще изречениями мудрых. Так называются не хитросплетенные слова, обольщающие видом правдоподобия, но точные, как бы дознанные самими говорящими и выражающие как бы приговоры, произносимые ими. Таковы, например, следующие: сердцу веселящуся лице цветет, в печалех же сущу сетует. Сердце правое ищет чувства, уста же ненаказанных уразумеют злая (15:13—14). Обыкновенно люди определяют дела по последствиям, премудрый же открывает причины действий, чтобы, зная причины зол, человек остерегался их, и представляет как бы краткий очерк движения души. Таково, например, изречение: ненависть воздвигает распрю, всех же нелюбопрительных покрывает любовь (13:4). Или: остроязычный без совета творит (14:17). Все эти изречения более указывают на нравственную сторону, на причину действий. Если ты исследуешь каждое изречение книги, ты найдешь, что оно сказано и написано для того, чтобы слушающие, познавая причины зол и благ, избегали худого, а творили доброе.

   8) Наконец в сей книге есть гадания и темные слова. Это — изречения, сказанные так глубокомысленно, что читающий их сначала скорбит, как будто они ничего не выражают, и только тщательно вникнув, открывает их смысл. Таковы, например: пиявмца име три дочери, любовию возлюблены, и три сия не насытишася ея, и четвертая не удовлися рещи: довольно (30:15). Таково содержание книги Притчей» (Синопсисы Златоуста и Афанасия).

   О цели книги Притчей св. Григорий Нисский говорит: «как трудящиеся в телесных упражнениях в училище готовятся чрез сие к понесению больших тудов в действительных борьбах, так и приточное учение кажется мне неким упражнением, обучающим души наши и делающими их гибкими в духовных подвигах» (Григорий Нисский. Точное истолков.на Екк1:1). Поэтому и св. отцы в своих собственных обращениях к ученикам излагали наставления по подобию притчей Соломона. Таковы краткие изречения св. Антония Вел, Макария Вел., препод. Аввы Исаии. Св. Ефрем одну из своих бесед наименовал: «Подражание притчам (Соломона)». Подобными же подражаниями притчам Соломона и Премудрости Соломона, явившиеся еще в ветхозаветные времена. О том значении, какое книге притчей всегда придавала христианская Церковь, можно судить из того, что именем книги притчей или паримий на церковном языке стали называться все вообще церковные чтения из Ветхого Завета, кроме псалмов. После псалмов Церковь чаще других ветхозаветных книг предлагает для чтения книгу Притчей, особенно в дни св. Четыредесятницы, так как, по приведенному свидетельству св. Григория и других отцов, учением книги Притчей сообщается духовная гибкость в подвигах святой жизни. В дни поста и покаяния больше чем когда-либо человек сознает себя странником, не имеющим пребывающего града, а книга Притчей или, по греческому названию ее, паримий, заключает в себе, как объясняют древние толкователи, именно дорожные напутствия странникам.

Источник: http://azbyka.ru/


1 Олесницкий Аким Алексеевич (1842—1907) — русский православный богослов, палестиновед и гебраист (гебраистика — совокупность филологических дисциплин, занимающихся изучением древнееврейского языка (иврита) и письменности), профессор кафедры библейской археологии Киевской Духовной академии.

© 2020, mlp.in.ua. Все права защищены. 

Запись опубликована в рубрике Новости с метками , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.