Воскресная проповедь. «...все и во всем Христос»

БиблияСегодня мы слышали замечательные слова апостола в послании к Колоссянам: «А теперь вы отложите все: гнев, ярость, злобу, злоречие, сквернословие уст ваших; не говорите лжи друг другу, совлекшись ветхого человека с делами его и облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его, где нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос» (Кор. 3:8-11)

Апостол Павел, обращаясь к нам, милостью призванным Господином нашим Иисусом Христом на великую Трапезу, напоминает и указывает для чего мы собрались и во имя Кого.

Не вокруг батюшки, не потому, что некуда пойти или нечего делать, не потому, что плохая погода, а для того, чтобы собраться вокруг самого Христа. Здесь Господь говорит с нами, здесь мы снова и снова за каждой Литургией проходим всю Евангельскую историю. Вот так, как сейчас, когда священник обращается с проповедью к прихожанам, люди стараются подойти ближе, чтобы хорошо расслышать его слова. Не так ли мы должны приближаться к Господу, чтобы услышать то, что Он говорит нам. Сторонние люди, не вникающие в суть происходящего, часто говорят верующим православным, посещающим храм, – «Ну, что вы там одно и то же слушаете и смотрите? Что за театр такой?» Не театр, а сама Жизнь. За каждой Литургией, снова и снова мы следуем за Христом через всю Евангельскую историю. Становимся соучастниками Евангелия, сотрапезниками Тайной Вечери. Служится Литургия в этом и в других храмах, но все это одно целое единое во Христе, «ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф.18:20)

Только присмотримся и задумаемся. Вот начинается служба, идет проскомидия. Царские врата закрыты, алтарь занавешен. Там, у жертвенника, священник  вынимает частицы из просфор. Никто этого не видит. И это, как Рождество Христово. Его никто не видел, оно было сокрыто для сторонних глаз, и лишь избранные удостоились узнать о необычайной вести. Кто же эти немногие, кто эти достойные? Простые пастухи да волхвы, которым Господь соблаговолил открыть эту таинственную тайну.  Не ветхозаветному священству, не книжникам и законникам, считающим себя избранными, а званым с перепутий и дорог открылась Тайна нашего спасения.

Служба началась, в алтаре идет проскомидия, в храме собираются люди, покупают свечи, ставят их, переговариваются между собой, как будто еще ничего не происходит. А история Евангельская уже началась, таинство уже совершается, Христос рождается, но об этом будто не знает никто. Как похоже это на давние времена. Не должны ли мы внимать происходящему, сознанием своим, мыслями, чувствами, не отвлекаясь на пустословие и не оскорбляя того таинственного момента, той сокровенной тайны, которая совершается сейчас. Но суета людская и огрубление сердец закрывают нам сильнее катапетасмы (греч. церковной завесы) происходящее.

Служба идет дальше. Уже открыты Царские врата. Совершается малый вход – священник выносит Евангелие – это Господь идет на проповедь. Далее после пения первой части Херувимской следует Великий вход – Святые Дары переносятся с жертвенника на престол. Господь идет на вольные страдания, восходит на Голгофу, ради нашего спасения распинается, приемлет крестные муки и смерть. Священник покрывает дискос и потир возду́хом, что символизирует перенесение тела Спасителя для погребения. Потом царские врата снова закрываются и дальше, следуя за Евангельской историей, мы ждем воскресения. Молимся и сопереживаем прошедшим сквозь время событиям.

Наконец, распахиваются Царские врата, священник вновь выходит с Чашей для причастия, к  которому подходят, готовившиеся к принятию Святых Даров. Христос Воскрес! И Он, воскресший является тем, кто готов был Его встретить. В первую очередь  женам мироносицам, затем (по свидетельству апостольского послания)  Петру. Петру –Кифе. Именно Петру, который трижды отрекся от Спасителя, но и «плакал горько» (Мф. 26:75). И именно ему является далее Христос после Воскресения. Потом одиннадцати апостолам, потом, при стечении других апостолов, и Фоме, укрепляя веру его реальностью происшедшего Воскресения («подай руку твою и вложи в ребра Мои» Ин.20:27). И нам приготовившимся к Его принятию.

Прошло причастие, и снова переносятся Святые Дары на жертвенник – это Вознесение Господне.

И так, каждую литургию мы последовательно и ясно переживаем с вами шаг за шагом всю Евангельскую историю.

Не потому, что нам делать нечего или некуда пойти, не потому, что холодно на улице, а потому, что здесь Сам Господь снова и снова проходит весь Свой земной путь.

Сегодня прозвучала и Евангельская притча о званых и избранных (Лк. 14:16-24). Оглядываясь на нас, стоящих в храме, и каждый на себя, мы можем заметить, что мы и есть те немощные, хромые и увечные, милостью Божьей стоящие здесь. И остается только молить Господа:  «Милостивый Боже, не по грехам нашим, а  по великой милости Твоей, не дай нам оказаться в числе только званых, помоги, удостоиться быть избранными Тобой».

Прот. Александр Новиков,
настоятель храма в честь иконы Пресвятой
Богородицы именуемой «Млекопитательница»

© 2014 — 2015, mlp.in.ua. Все права защищены. 

Запись опубликована в рубрике Воскресная проповедь, Новости. Добавьте в закладки постоянную ссылку.