Время и вечность. Блаженная Ксения Петербургская

06_02_16_1 Есть такое слово – агиография. Это отдельное направление в церковной литературе, содержащее описание жизни святых. Слово это происходит от греческих слов – hagios – святой и grapho – пишу, описываю.

«При единстве манеры изложения агиографические сказания были разнообразны по жанрам: жития святых, мартирии, повествовавшие о гонениях и пытках мучеников, хождения, чудеса, видения, сказания о чудотворных иконах.

Жития и мартирии разделялись, в свою очередь на повествовательные и панегирические. Первые описывали жизнь и деяния святого, вторые содержали похвальные слова в его честь.

По мере развития житийного жанра был выработан определенный канон повествования. Житийный канон складывается из предисловия и краткого послесловия агиографа, обрамляющих собственно повествование, включающее в себя следующие вехи: похвала родине и родителям святого, чудесное предвозвещение его появления на свет, проявление святости в детском и юношеском возрасте, искушения, решительный поворот на путь духовного спасения, кончина и посмертные чудеса.

Произведения агиографических жанров являются, таким образом, словесными иконами святых, их подвигов и чудесных явлений благодати Божией»1.

Каждый человек проходит на земле свой жизненный путь. Есть люди незаметные, не прославившиеся в свое время, есть люди знаменитые, многим известные. В последствии о них пишут историки, исследователи творчества, литературо- и музыковеды и пр., и пр. Но описания их жизни не называют житием. Хотя слово «житие» – это то же, что «жизнь», только на славянском языке. Сложилось так, что для отличия обычной человеческой жизни от жизни святых, стали употреблять это мелодичное и одновременно архаичное, для современного слуха, слово – «житие».

Наша повседневная жизнь вписана в, определенные Господом, временные рамки. Она часто суетна, тороплива, шумлива, многозаботна, а точнее многопопечительна. И если и откладываем мы попечения свои, то чаще всего, когда об этом нам напоминает хор: «вся́кое ны́не жите́йское отложи́м попече́ние», да и то, к сожалению, не всегда. Наша жизнь втиснута во время и пространство, и из этих рамок мы редко заглядываем в вечность. Хотя вечность может быть рядом с нами.

«Царствие Божие внутрь вас есть», – сказал Господь (Лк. 17:21) А, где Царствие Божие, там и вечность.

Бурлит, шумит время, а вечность тиха, она не торопится, она всегда и везде. И святые, как светильники Царствия Божьего, здесь на земле часто тихи и неприметны. И даже, когда Сам Господь поставляет их, как светильники Свои, на самое видное среди людей место (архиепископы, епископы или иное служение, неизбежно заметное для всех), то и тут для сторонних глаз во многом они остаются тайной. И именно та часть их жизни, которая и сделает их жизнь житием, и составит впоследствии самые сокровенные страницы этого жития, будет чаще всего мало кому известна или неизвестна вовсе.

Агиография, как Церковная наука и вид Церковного литературного творчества, следует определенным канонам. Да и верно это. В житии отражается всё, что нам необходимо знать о святом, а именно то, как, какими трудами и подвигами, прославлен был Господь через него.

И не то, как выглядела трехлетняя («Трилетствующая») Богородица нам важно, а важно событие, которое свершилось в этом Её возрасте и которое празднует Церковь – Введение во храм. И так во многих других случаях.

Но иногда бывает интересно проследить некую связь между временем и вечностью, между жизнью и житием. Проследить, чтобы окунуться в эпоху, когда жил святой, чтобы вспомнить исторические события, вспомнить имена известных личностей того времени, их деятельность, их труды, чтобы воссоздать в сознании своем дыхание атмосферы того времени (именно времени) и увидеть, как пренебрегая его жесткими рамками, его нецерковными канонами, неторопливо и неспешно совершался путь святого, путь полпреда вечности.

06_02_16_12

Ангел Петербурга. Александр Простев.

6 декабря Русская Православная Церковь чтит память блаженной Ксении Петербургской. Житие её достаточно лаконично и скупо. Существует множество описаний свидетельств о чудесах блж. Ксении. Но, попытаемся ненадолго окунуться в то время, пройти по улицам Петербурга 18-го века, попытаемся, насколько сможем, вдохнуть его атмосферу и на мгновение хотя бы представить путь блаженной в том городе и в ту эпоху.

Родилась блаженная Ксения Петербургская предположительно между 1719 — 1730 годами. Петербургу было тогда всего 16 или 27 лет. Город основан в мае 1703 года Петром I. Город очень молод, но развивается быстро, сам царь руководит этим процессом и все возможные средства брошены на то, чтобы «Ногою твердой стать при море», да еще «На зло надменному соседу». Начиная с крепости Санкт-Питер-Бурх на Заячьем острове, разрастается город по берегам Невы, осушаются болота в её дельте, командуют иностранные инженеры, трудится «работный люд», возводятся здания города. По всей стране запрещено каменное строительство, а в Питер везут «каменный налог».

За короткое время на берегах Невы рождается не просто город, а уникальный зодческий комплекс. В годы предположительного появления на свет Ксении здесь, у северных берегов, появляется город-порт Кронштадт и строится Свято-Троицкий Александро-Невский мужской монастырь, Зимний и Летний дворцы Петра I, Адмиралтейская и Галерная верфи, Петропавловский собор и многое, многое другое. С 1712 года город провозглашается столицей России. После издания указа о создании генерального плана строительства Петербурга начинает застраиваться Васильевский остров, как центральная часть города, начинается строительство пригородных дворцов – Петергофа, Екатерингофа, Ораниенбаума.

06_02_16_2

Вид Александро-Невского монастыря (проект Доменико Трезини)

В 1721 году Россия становится империей, и последний царь всея Руси – Петр I Алексеевич становится первым русским императором.

В 1725 году основана Петербургская академия наук.

Но, здесь же и природные стихии, как будто сопротивляются, препятствуют строительству молодого града. Здесь и наводнения, и пожары, которые рушат, уничтожают недавно появившиеся постройки.

Принимаются различные меры – сносятся деревянные строения, возводятся дамбы. Город продолжает расти. Развиваются в нем наука, искусство, образование. И всё же, это еще далеко не тот город, которой всплывает сейчас в сознании каждого при слове – Петербург. Деревянные мостовые, порой грязь по колено. Город только рождается, только крепнет.

Сменяются правители России. В 1725 году после смерти Петра I, престол занимает Екатерина I Алексеевна, за ней в 1727 – Петр II Алексеевич, затем в 1730 году – Анна I Иоанновна. Потом последует короткое правление (1740 – 1741) Иоанна VI Антоновича, затем на трон взойдет Елизавета Петровна (1741 – 1761), следом полугодичное правление Петра III Федоровича, далее дворцовый переворот и чуть более, чем тридцати четырех летнее правление Екатерины II Алексеевны (1762 – 1796), затем Павла I Петровича (1796 – 1801), далее заговор и убийство, и начало правления Александра I Павловича. Здесь перечислены императоры, правившие Россией в годы жизни, а точнее жития блаженной Ксении. Сменялись императоры, стили правления, сменялись эпохи. Менялась мода, вкусы, увлечения. Продолжал строиться город на берегах Невы.

06_02_16_3

Вид Невского проспекта в сторону Адмиралтейства. 1753, Михаил Иванович Махаев.

Мало, а практически ничего не известно о семье Ксении блаженной. Некоторые агиографы добавляют к описанию уточнение – «родилась в благочестивой семье». Известно только имя отца блаженной – Григорий, и, скорее всего, источником информации в данном случае является всего лишь её отчество – Ксения Григорьевна.

06_02_16_10

На месте, где когда-то стоял дом Ксениии Петербургской. Александр Простев

Житие повествует нам о том, что, по достижении совершеннолетия, Ксения сочеталась браком с придворным певчим, полковником Андреем Федоровичем Петровым. Довольно странное словосочетание – «певчий и полковник». Иногда пишут в такой формулировке: «Замуж она вышла за военного Андрея Федоровича Петрова, который дослужился в конце концов до полковника». И, тем не менее возникает недоумение – как мог придворный певчий, то есть лицо гражданское, иметь воинский чин полковника. В настоящее время на интернет-форумах, где собираются люди небезразличные к житию святых, ломают копья по этому вопросу. Мы же отложим эту тему до возможности более детального её изучения.

Неожиданно в 26-летнем возрасте Ксения Григорьевна становится вдовой. Мы знаем, что после смерти Андрея Федоровича, она принимает его имя и его одеяние; говорит всем, что умерла на самом деле Ксения Григорьевна, а Андрей Федорович жив.

06_02_16_9

Андрей Феодорович. Блаженная Ксения в костюме умершего мужа. Александр Простев

Она раздает всё свое имение и выходит, на путь, который и станет её житийным путём. Здесь начинается её подвиг – тяжкий подвиг юродства Христа ради. Почему так поступила молодая вдова неведомо. Любила ли она бесконечно своего суженного, и кончина его определила выбор Ксении, или выбор этот таился и раньше в глубине её души, неизвестно.  Ходила блаженная Ксения по улицам Петербурга, по, так называемой, Петербургской стороне, в одной и той же одежде в любое время года. Иногда пишут, что это был мундир супруга, иногда, что юбка и блуза цветов его обмундирования. Какой это был мундир, как он выглядел, интересно, но важно ли?

А город растет, развивается. Шумит эпоха просвещения, блистает изысканностью рококо, пенится пышностью и причудливостью барокко, развивается классицизм в литературе, поэзии, живописи.

В 1757 году в Санкт-Петербурге учреждается Императорская Академия художеств.

Пишут свои светские и духовные оды Гавриил Романович Державин и Михаил Васильевич Ломоносов, пишет Михаил Матвеевич Херасков свой знаменитый гимн «Коль славен наш Господь в Сионе», а Дмитрий Степанович Бортнянский позже сочинит к нему музыку — это будет первый неофициальный гимн Российской империи. Пишет Тредиаковский Василий Кириллович «Похвалу Ижерской земле и царствующему граду Санкт-Петербургу»:
«Преславный град, что Петр наш основал
И на красе построил толь полезно,
Уж древним всем он ныне равен стал,
И обитать в нём всякому любезно»
(1752 г.).

06_02_16_42

А.П. Антропов (1716—1795) Ретроспективный портрет Петра I, 1770 г.; портрет императрицы Елизаветы Петровны; портрет Екатерины II, 1766; портрет казачьего генерала Краснощёкова Ф.И., 1761

Вот появляются на свет одни из первых светских портретов Алексея Петровича Антропова, вот пишут свои знаменитые портреты ученики Петербургской Академии художеств: красуются изяществом «Смолянки» Дмитрия Григорьевича Левицкого.

06_02_16_71

Левицкий Д.Г. Портерты Смолянок: портрет Е.И.Нелидовой ,1773 г.; портрет Алымовой Г.И.,1776 г.;портрет Молчановой Е.И.,1776 г.; портрет Борщовой Н.С.,1776 г.


06_02_16_81

Рокотов Ф.С. (1735 — 1808). Портрет Александры Петровны Струйской, 1772

Вот «с портрета Рокотова… смотрит Струйская»2.

Где-то идут войны, где-то заключается мир. Где-то бунтует Емельян Пугачев.

Дамы пудрят парики и приклеивают «мушки». Течет река жизни.

А Ксения бродит по холодному городу, по Петербургской стороне, бродит рядом с храмом апостола Матфея. Молится в поле за городом по ночам или носит кирпичи на верхние ярусы строящегося храма на Смоленском кладбище. Над ней порой смеются, порой её гонят, мальчишки бросают с насмешками камни в неё. Лишь раз не выдержала блаженная, по свидетельствам очевидцев, их издевок, лишь раз видели её в гневе. Все другие воспоминания овеяны образом кротости и смирения. Она принята в домах знакомых, которых иногда посещает, но определенного места у блаженной нет. И вспоминаются здесь слова Господа: «лисицы имеют норы и птицы небесные — гнезда, а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову» (Мф.8:20). А еще: «отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мф. 16:24). Бредет Ксения по улицам Петербурга – это вечность идет по северной столице, это светильник светит людям, способным увидеть его.

06_02_16_11

Блаженная Ксения и церковь Апостола Матфея. Александр Простев.

Посвящают поэты стихи своим возлюбленным, пишут оды императрицам, пишут и духовные оды. Слог изыскан в галантном веке, возвышен. Пишут портретисты торжественные портреты царственных особ и придворных фрейлин, запечатлевают для истории черты прекрасных дам. Но ни одного стихотворения или портрета известной тогда в Петербурге блаженной не осталось. Во всяком случае, нет о том свидетельств историков или агиографов.

Приблизительно через 22 года после блаженной кончины Ксении Петербургской А.С. Пушкин напишет такие строки:

«Город пышный, город бедный,
Дух неволи, стройный вид,
Свод небес зелёно-бледный,
Скука, холод и гранит»,
а далее
«Все же мне вас жаль немножко,
Потому что здесь порой
Ходит маленькая ножка,
Вьется локон золотой»
(1828).

Эти последние слова посвящены Анне Алексеевне Олениной, дочери президента петербургской Академии художеств, и они сугубо личные.

Нет стихов о ножках так неустанно бродивших по Петербургу, нет о завитых в локоны пронзительным петербургским ветром, выбившихся из-под платка прядях волос. Но поклониться этим ножкам потянется на Смоленское кладбище нескончаемый поток людей не только из Петербурга, но и с разных концов земли русской.

Не прочитайте в строках этих какого-то противопоставления. Может и среди тех прекрасных дам, запечатленных на портретах или в стихах, есть неизвестные пока никому святые. Здесь же речь идет о другом.

06_02_16_15

Блаженная Ксения Петербургская. Александр Простев.

Потом, уже в двадцатом и двадцать первом веке напишут стихи и песни незатейливые народные поэты-барды и живописцы запечатлеют на своих полотнах странички блаженного жития.

Жизнь быстротечна, житие же – начало пути в вечность. Жизнь шумит и суетится, житие тихо несет свой свет. Это вечность идет по дорогам и улицам времени.

И о нас грешных и суетных, метущихся в этой жизни моли Бога, блаженная мати Ксения.


1Православное общество «Азбука веры» : http://azbyka.ru/agiografiya

2 Стихотворение «Портрет» Николая Заболоцкого

© 2020, mlp.in.ua. Все права защищены. 

Запись опубликована в рубрике Жития святых, Новости с метками , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.