В Церковном календаре два раза в году встречается такое словосочетание, как «Вселенская родительская суббота». Первый раз – в субботу мясопустной седмицы перед Неделей «О Страшном суде», второй раз – в субботу перед праздником Святой Троицы.
Задумаемся над словами – «Вселенская родительская суббота». Есть просто родительские субботы, их насчитывается четыре – во 2, 3 и 4 седмицы Великого поста и Димитриевская родительская суббота. Объясняют определение этих суббот, как родительских тем, что прежде всего мы молимся об упокоении душ наших родителей, самых близких людей, конечно, и здесь Церковь призывает молиться и обо всех «от века усопших». Но почему же две родительские субботы именуются еще и Вселенскими?
Слово «вселенский» в гражданском толковом словаре С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой определяется, как – «то же что и всемирный». При этом словарь уточняет, что слово это устаревшее и имеющее высокий смысл.
Церковно-славянский словарь, объясняющий значения «устаревших» слов и, открывающий нам их высокий смысл, дает иное представление о слове – «Вселенский – имеющий значение для всех мест, времён и народов».
Первая Вселенская суббота, как было сказано, приходится на субботу перед воспоминанием «Страшного суда», вторая – перед Днем Святой Троицы. В первом случае, вспоминая о суде Божьем, перед которым предстанут все и живые, и «от века усопшие», мы поминаем всех почивших, и в этом вселенскость родительской субботы. Во втором случае, мы снова и снова всей Церковью переживаем событие сошествия Святого Духа на апостолов, переживаем событие рождения Новозаветной Церкви, Церкви Вселенской, и перед этим событием в субботу, молясь об усопших, мы снова вспоминаем всех – во «всех местах, временах и народах», чтобы радость о Святой Троице разделила и та часть Вселенской Церкви, которая покинула этот видимый мир.
Все мы потомки прародителей – Адама и Евы. От них тянется к каждому из нас длиннейшая цепочка прапрапра… Мы, чаще всего, не знаем имен наших предков даже, если заглянем глубже трех-четырех поколений, не говоря уже о тысячелетиях. Но во Вселенские родительские субботы непостижимо и таинственно, молясь об ушедших от нас матерях и отцах, дедушках и бабушках, и пра…, и прапра…, кого знаем по именам, мы, соединяясь молитвенно со всей Церковью православной, вспоминаем всех в этой, кажущейся бесконечной, цепочке наших предков, а вместе с ними и их родственников, и всё прародительское древо от сотворения мира. Непостижимы и таинственны слова – «Вселенская родительская суббота».
Накануне суббот, в которые совершается заупокойное богослужение, на литургии «возносятся нарочитые моления об усопших» (свт. Афанасий (Сахаров)), в пятницу на всенощной, совершается парастас – от греческого слова «ходатайство» – это последование великой панихиды по всем усопшим православным христианам, которое от обычной панихиды отличается тем, что на нем поются непорочны.
«Непорочны – литературный термин для обозначения одной из кафизм Псалтири (17-й) или, иными словами, 118-го псалма, целиком составляющего эту кафизму. Псалом начинается словами «Блаженны непорочные в путь, ходящие в законе Господни…» (Киприан Керн. Литургика. Гимнография и эортология)
Вот что пишет святитель Афанасий (Сахаров) о 17 кафисме и 118 псалме: «Обычно этот псалом у нас считается по преимуществу заупокойным. Такой взгляд на него неправильный, неверный. Устав церковный рассматривает непорочны — эту величественную библейскую песнь в честь закона, спасающего человека в жизни и по смерти, – как кафизму торжественную, праздничную, по преимуществу воскресную.
<…>
В качестве торжественной воскресной кафизмы непорочны вносятся и в заупокойные последования, при поминовении скончавшихся в надежде ВОСКРЕСЕНИЯ И ЖИЗНИ, и как бы в подтверждение этой надежды и в утешение скорбящим о разлуке, которая должна окончиться воскресением. И самое содержание псалма 118 не о смерти напоминает, а к жизни обращает мысль. Об ужасах смерти нет речи в нем. В нем, наоборот, многократные просьбы: живи мя, даруй мне жизнь, подкрепляемые исповеданием, что и до сих пор Господь чрез слово свое оживляет мя, и потому переходящие в твердую уверенность, что я — всякий верный закону — жив буду, жив буду для вечности, жива будет душа моя».
И в продолжение темы еще несколько интересных слов свт. Афанасия (Сахарова), открывающих нам несколько иное, отличающееся от обычного, бытующего у нас, представления о заупокойных службах.
«Торжественность заупокойных последований
Заупокойные последования, если не могут быть относимы к числу радостных последований, то, во всяком случае, в большинстве своем это суть не заурядные, вседневные, будничные последования, а последования торжественные.
Церковь, изукрасившая свое богослужение, особенно праздничное, различным образом: и «пестротными» песнопениями, и разнообразными напевами, и многочисленными знаменательными священными действиями и обрядами, обрядила и заупокойное богослужение, по-праздничному убрала его. Заупокойные моления, поминовение усопших — это скорбь только для живых. Для Церкви же это торжество, как и для умерших — радость.
Цвет облачения при заупокойных Богослужениях
При заупокойных богослужениях в древней Руси употреблялись обычно облачения «смирных» цветов, т. е. не ярких, не кричащих, более или менее темных, но отнюдь не черных. Наоборот, иногда даже употреблялись облачения белого цвета.
В настоящее время при заупокойных богослужениях по большей части употребляются облачения шаблонного желтого цвета, а по местам и черного. Но гораздо более соответствует церковному взгляду на смерть, церковному отношению к усопшим и церковному пониманию заупокойных молений распространяющееся в последнее время обыкновение совершать заупокойные последования в белых Воскресных облачениях, что соответствует поминовению тех, кои почили в надежде ВОСКРЕСЕНИЯ. Сверх того, светлый, белый цвет скорее, чем черный, успокоит, если уже не утешит, скорбящих и горюющих». (Святитель Афанасий (Сахаров) «О поминовении усопших по уставу Православной Церкви»)
Читать по теме: Вселенская родительская (мясопустная) суббота