«Терпкий глоток» слова. Священник Сергий Бегиян

19_11_15_1

Игорь Грабарь. Портрет М.И.Грабаря сына художника. 1935

О чтении как пути к Церкви и чтении в церкви

Рэй Бредбери, Клиффорд Саймак, Роберт Хайнлайн. Вам знакомы эти имена? Когда-то они были знакомы миллионам мальчишек и подростков. Во время оно, когда по телевизору показывали только три канала и в будние дни до обеда там велись какие-то загадочные технические работы. В то время обладатель видеомагнитофона выглядел безумным богачом, а у слова «заграница» был некий терпкий привкус таинственной восточной приправы.

В то далекое время я учился в начальной и средней школе и вместо сказок и детских рассказов читал подряд все, что попадалось в родительской библиотеке: Герберта Уэллса, Александра Беляева, Мориса Дрюона, Кира Булычева, Майна Рида, Конана Дойла, Александра Дюма, Агату Кристи и так далее. В конце концов отцовская библиотека истощилась, и я стал регулярно путешествовать в городскую библиотеку.

Помню, никак не мог достать «Вино из одуванчиков» Рэя Бредбери. Потом оказалось, что книга есть в читальном зале. Дело было летом, в школу ходить не надо – и я каждый день, как на работу, приходил в читальный зал. Добираться до библиотеки мне было далековато, так как я жил на окраине города. Час туда, час обратно, часа четыре там, пока не проголодаешься. Роман не маленький, ушло на него около недели. И вот сейчас я вспоминаю эту неделю – и не помню, ни как добирался туда, ни как обратно, – помню только светлое чувство от чтения замечательного романа и ласковое солнце в окне библиотеки.

Первый опыт сразу дал понять теорию книжного церковного труда: сделай над собой усилие – и получишь благодать

С классикой я познакомился в полноте уже в юности. Сначала – Шекспир и Петрарка, потом Пушкин, Гоголь, Достоевский. И уже после в мою жизнь вошла Библия со своими Моисеем, Исаией, Песнью Песней и так далее. Тогда еще житейское море бросало меня туда и сюда без надежного руководства священника. Поэтому я просто начал вгрызаться в корпус книг Священного Писания, начиная с Бытия. Сначала было интересно, легко и приятно, но потом я дошел до книг Чисел, Царств, до пророков, в которых мало что мог понять, еще не зная содержания Евангелия. Тогда я себе дал установку: легко читается – буду читать, сколько влезет; тяжело – хотя бы 10 страниц. Так, рывками, за несколько месяцев я осилил все. Конечно, потом я еще не раз возвращался к этим текстам, но первый опыт общения сразу дал понять теорию книжного церковного труда: сделай над собой усилие – и получишь благодать. Впоследствии оказалось, что это вообще универсальная христианская концепция.

Помню один забавный случай в книжном магазине. Туда, в комиссионный отдел, я стал после воцерковления относить все книги, которые уже не вязались с моим новым мировоззрением. Как-то вошел парень с огромным баулом книг. Начал вытаскивать их, чтобы сдать в комиссионку. Это была куча сочинений Стивена Кинга, горы всевозможных боевиков, детективов и фантастики. Последней он достал Библию, но ее не стал сдавать, а оставил и с ней в руках уже ушел. Видимо, взял с собой, чтобы почитать в дороге. Это был первый раз, когда я наглядно увидел исполнение евангельских строк: «Подобно Царство Небесное купцу, ищущему хороших жемчужин, который, найдя одну драгоценную жемчужину, пошел и продал всё, что имел, и купил ее» (Мф. 13: 45–46). Я поступал точно так же, только раньше не замечал этого.

Святых отцов я узнал и полюбил несколько позже: преподобного Иоанна Дамаскина, авву Дорофея, святителя Игнатия (Брянчанинова), старца Паисия и других. А еще, конечно же, «Лавсаик», Патерик, жития святых…

Так я на самом себе испытал слова апостола: «Прежде душевное, а потом духовное» (1 Кор. 15: 46). Душевность, или, можно сказать, в какой-то мере интеллигентность, должна стать необходимым мостиком от человека плотского к человеку духовному. Она может сослужить хорошую службу, если ведет человека к непрерывному поиску, прежде всего в самом себе.

19_11_15_2

Михаил Нестеров. Под Благовест. 1895

С годами мое чтение становилось более избирательным и духовным, – это действие исключительно Божественного Промысла. И это делает особо значимой роль родителей в эстетическом воспитании ребенка. Папа с мамой должны стать проводниками и руководителями для детей в чтении, выборе кинофильмов, телепередач, музыки, чтобы предостерегать их от дурных вкусов и развивать в чадах чувство прекрасного. Если есть это чувство, то от него очень просто возвести мысленные очи к «Краснейшему, паче сынов человеческих».

Без чтения оставаться в храме сознательно вряд ли возможно. В течение года в церкви прочитывались более 10 святоотеческих книг, не считая Священного Писания. Даже какой-нибудь неграмотный крестьянин  мог восполнить свои пробелы в догматике и аскетике, просто посещая воскресное всенощное бдение и внимательно слушая поучения. Особенно это касалось монахов. Например, преподобный Силуан Афонский, который в силу своего происхождения был человеком малограмотным, стал широко эрудированным монахом благодаря тому, что внимательно слушал поучения, читаемые во время богослужений. К сожалению, в наше время традиция чтения поучений на утрени упразднилась полностью.

Прийти в церковь можно и без чтения – от каких-нибудь скорбей или особых житейских обстоятельств. Можно родиться в православной семье и в силу этого с рождения участвовать в таинствах. Но оставаться в храме сознательно, возрастать духовно без чтения – вряд ли возможно.

Читать нужно все, что рекомендует Церковь. Не нужно читать лишь книг заведомо еретических или отвергаемых Церковью. Единственное условие – желательно читать литературу по согласованию с духовником, чтобы случайно в первом классе не начать решать дифференциалы. А в остальном… Соблазняет вас какой-то момент, который невозможно проверить по другим источникам, не вмещается в вашу меру деяние святого угодника, не можешь его принять – ну хоть не отвергай, не хули Духа Святого. Кто знает, пройдет неделя или месяц, ты прочтешь это же место – и оно тебя много утешит и приведет в умиление.

19_11_15_3

Фото арх. Фаддея (Роженюка)

Итак, если хочешь двигаться, не зарастать мхом, как брошенное колесо, то ежедневно читай что-нибудь духовное. Нет сил – читай хоть по странице. Тяжело написано – приложи труд и усилие. Могу сказать из личного опыта: читаешь тяжелый богословский текст и вроде бы ничего не находишь полезного для души или ума, преодолеешь так страниц 50, а на 51-й Господь даст за терпение и труд такое утешительное слово, что желаешь еще более прочитать, чтобы найти такое же. Не будет чтения – уголек веры начнет сереть и покрываться пеплом, и не успеешь глазом моргнуть, как окажешься в духовной спячке. И снова взять себя в руки будет ой как тяжело.

Священник Сергий Бегиян
17 ноября 2015 года
(публикуется с сокращениями, полная версия статьи на сайте: http://www.pravoslavie.ru/jurnal/87780.htm)

© 2015, mlp.in.ua. Все права защищены. 

Запись опубликована в рубрике Новости с метками , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.