8 декабря – исполняется сорок дней со дня кончины Аркадия Геннадиевича Шакирова. В память о нем мы хотим предложить нашим читателям краткие, практически тезисные фрагменты из конспекта его последней лекции, которая состоялась 23 октября 2016 года. Вернее, мы предлагаем лишь вступительную её часть, лишь преамбулу к разговору о книге Притчей Соломона. Почему только вступительные слова, почему только подготовку к слушанию лекций, которые должны были продолжить нить Ветхозаветных чтений со святоотеческим толкованием?
У каждого труда должна быть цель, главная, основная цель, определяющая весь смысл трудов. Без неё все усилия, вся затрата времени, сил, все действия становятся пустыми, механическими. И лишь эта главная цель задает вектор всем задачам, которые мы ставим перед собой, делает живыми все наши дела, причем в том случае, когда цель эта высока, когда полна духовного смысла. Мы можем бесконечно углубляться в чтение книг, но без главного вектора, занятие наше пустое и бессмысленное. Вот этому вектору, этой цели, самой главной цели в жизни каждого христианина и посвящал свои труды приснопамятный Аркадий Геннадиевич. После сознательного принятия Святого Крещения целью его жизни, а равно и целью его трудов, занятий, которые он вел, было стремление к Господу через познание веры, истинной, живой православной веры. Об этом он мог говорить неустанно, этим стремился наполнить души слушателей курсов по изучению Священных Книг Священного Писания. Об этом и вступительная часть последней его лекции, которую мы предлагаем вам.
(Текст взят из конспектов слушателей курсов по изучению Священного Писания в святоотеческом толковании).
Поговорим с вами о двух верах: о вере от слуха и о вере от дел. Обе эти веры составляют веру живую.
Святитель Игнатий (Брянчанинов) сказал: «Отчего мы не имеем веры? Оттого, что не принимали, не хотели принять никакого труда к изучению христианства, к стяжанию веры от слуха, которою доставляется ясное теоретическое познание христианства, к стяжанию веры от дел, доставляющей деятельное познание христианства».
Нужен труд по изучению христианства для стяжания веры от слуха. Как написано в послании апостола Павла к Римлянам: «Итак вера от слышания, а слышание от слова Божия» (Рим. 10:17)
Такой верой достигается благословие – первое крыло Познания христианства.
Вспомним, что под благословием мы с вами понимаем благое учение или учение о том, что есть истинное благо для человека.
Чайка с одним крылом не летит. И у христиан есть два крыла – это благословие и благочестие.
Благословие – вера от слуха, а благочестие – вера от дел. «Но скажет кто-нибудь: «ты имеешь веру, а я имею дела»: покажи мне веру твою без дел твоих, а я покажу тебе веру мою из дел моих», – пишет апостол Иаков в своем послании.
В целях противодействия гордым помыслам, следует противостоять мирской жизни.
Цель истинного познания Бога – возлюбить Его.
Чего Господь требует от нас? Что Богоугодно? – Познание Божьей веры.
Что мерзость перед Богом? Молитва человека, который не желает познавать теорию, познавать веру, с любовью познавать Бога.
От двух познаний возводится Салим[1] лично Богом, когда человек, засвидетельствует искренность желания познания Бога.
Процесс познания отличается от результата. Можно прекрасно разбираться в богословии, но не любить Бога. Важен сам процесс, стремление к познанию с любовью, а не формальный результат формального познания. Это можно сравнить со знаниями, получаемыми в институте – важно количество, и еще более качество получаемых знаний, а не просто объем поглощенной информации.
Почему важен этот процесс для Бога? – Он смотрит на сердце.
Как человек свидетельствует желание познать – теоретически и практически, и это составляет усердие человека к духовному.
Бог возводит это усердие к таинственному, существенному познанию.
Прп. Паисий Величковский писал: «вера православная без добрых дел мертва есть, и дела добрые без веры православной мертвы суть».
Итак, два крыла, которые поднимают к небу – это благословие и благочестие.
Благословие → вера от слуха → теория
Благочестие → вера от дел → практика.
Прп. Серафим Саровский наставлял: «дела веры суть: любовь, мир, долготерпение, милость, смирение, несение креста и жизнь по духу. Только такая вера вменяется в правду. Истинная вера не может быть без дел: кто истинно верует, тот непременно имеет и дела».
В Евангелии читаем, что Господь говорит ученикам своим: «если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: «перейди отсюда туда», и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас» (Мф. 17:20). Апостол Павел поясняет в первом послании к Коринфянам: «Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, — то я ничто» (1 Кор. 13:2).
Под верой понимаем религиозное чувство, как деятельный аспект веры, под любовью понимаем дела веры.
[1] Так по всеобщему мнению, называлось место, впоследствии названное Иерусалимом (Пс 75:3).