Размышления о церковном годе

Итак, начался новый Церковный индикт. Прошел уже и первый его двунадесятый праздник – Рождество Пресвятой Богородицы. Сегодня мы немного поговорим о том, что значит для нас Церковный год.

Каждый год мы празднуем своей день рождения, дни рождения родных и близких, поздравляем коллег. Мы отмечаем юбилеи различных событий и, наконец, встречаем наступление гражданского нового года. Мы отмеряем таким образом вехи земной жизни и как верстовые столбы они мелькают на нашем пути.

14 сентября, начало Церковного года, и если этот день не совпадает с воскресным, то есть выходным днем, то даже для православных людей, он не является каким-то праздничным событием, не отмечается как-то особенно, торжественно. В чем же смысл годовых отсчетов нашей жизни вообще и церковной жизни в частности?

Проповедь свт. Димитрия Ростовского в первый день индикта, начинается с таких слов: «Царь веков, Господь Бог наш, “положил времена и лета в своей власти” (Деян.1:7)».

Вот как объясняет слова о «временах и летах», взятые из апостольских Деяний, святитель Василий Великий: «Одним словом, познание этого Царства не есть познание того, что связано с плотью и кровью…. Времена же и сроки тоже не представляй естественными, но некоторыми этапами в познании, установленными мыслимым Солнцем».

Под «мыслимым Солнцем» преподается здесь Сам Господь, ведь именно Солнцем называет его один из малых пророков Ветхого Завета – пророк Малахия в своей книге: «А для вас, благоговеющие пред именем Моим, взойдет Солнце правды и исцеление в лучах Его, и вы выйдете и взыграете, как тельцы упитанные» (Мал. 4:2).

Как делается всё сразу ясно и просто. Так вот зачем нужны нам эти вехи, эти верстовые столбы, отделяющие один год от другого. Они отмеряют ЭТАПЫ В ПОЗНАНИИ, установленные мыслимым Солнцем, то есть Господом. 

Каждый день дан нам для познания. Познания не того или не столько того, «что связано с плотью и кровью», но прежде всего – познания Истины. Из дней складываются месяцы, из месяцев годы. И вот наступает новый год – гражданский-календарный, или личный, наступающий в день рождения каждого из нас, или день воспоминания какого-либо памятного события, или день начала церковного индикта, чем мы встречаем его, этот наступивший новый год? Какими познаниями и какими плодами этих познаний? Не праздничной суетой, которая часто не оставляет места для общения нашего, суетой, из которой мы снова выйдем с чувством «не поговорили», и не только друг с другом, но и с самим собой – «не поговорили». Не спросили себя – «а что я или мы познали из книги Истины за этот год? С чем пришли к новому этапу жизни?».

Снова вернемся к рассмотрению основной темы, к пониманию того, что же значит для нас, православных христиан, Церковный год. Возьмем сначала определение этого понятия. Может быть сухое, скучное, энциклопедическое и научное определение, но без него тоже не обойтись.

Киево-Печерская Лавра. Художник — Олег Молчанов

Итак, по определению «Церковный год – это цикличная система постов, праздников и рядовых дней, составляющая основу богослужебной жизни Церкви». Система действительно циклическая, то есть повторяющаяся из года в год. Но, далее в определении читаем слова более интересные и важные – «составляющая ОСНОВУ БОГОСЛУЖЕБНОЙ ЖИЗНИ ЦЕРКВИ».

Что же такое богослужебная жизнь Церкви? Само понятие «жизнь» для каждого человека, как венца Творения, неразрывно связано с понятием Бога.  «Я есть путь и истина, и жизнь (Ин. 14:6)», говорит Господь, отвечая Фоме. Церковная жизнь, прежде всего, жизнь богослужебная. Богослужение же, по определению, является «служением Богу, состоящим из чтения и пения молитв, чтения Священного Писания, обрядов, совершаемых по определённому чину (порядку), во главе со священнослужителем». Слова «во главе со священнослужителем» означают, что не только священник совершает богослужение, а мы лишь присутствуем на нём, но при главенствующей роли священника в богослужении, под его руководством все мы участвуем, а вернее, должны и даже обязаны участвовать в богослужении, совершаемом в Церкви. Ведет службу батюшка, и мы должны быть живыми частицами этой службы. И чем больше ЖИЗНИ будет в этом совместном служении, тем больше Божия присутствия будет в нем, тем точнее будет соответствие происходящего определению.  В этом служении и происходит таинственное познание Истины. Через чтения Ветхого и Нового Заветов, стихир и канонов, через песнопения, через проповедь священника за каждым богослужением церковного года раскрываются таинственные смыслы жизни Церкви, а значит и нашей жизни. И подходя каждый год к новому этапу, новому церковному году, как важно для нас оглянуться назад и подумать, – «а что мы познали на прошедшем этапе из того, что установлено для нас мысленным Солнцем?» Познали не с точки зрения формального накопления знания, но для «исцеления в лучах Его».

Данная публикация – лишь вступление к дальнейшему разговору о богослужениях Православной Церкви, о их составе и содержании, о смысле и значении. Понимание этих основ Церковной жизни, как воздух необходимо каждому из нас.

© 2017, mlp.in.ua. Все права защищены. 

Запись опубликована в рубрике Новости с метками , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.