Продолжительный двунадесятый праздник — Святое Богоявление

Epiphany

Богоявление и Крещение Господне. Киево-Печерская Лавра. Фреска.

19 января по новому стилю Православной Церковью празднуется великий двунадесятый праздник, именуемый – Святое Богоявление и Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа!

Этим праздником завершаются Святки (Святые дни), этот праздник чаще всего ассоциируется с Великим водосвятием.

Праздник великий двунадесятый один, но определяется несколькими названиями. Прежде всего это Святой Богоявление, в древнегреческом варианте Эпифания или Теофания (Тео — Бог, фания- являться, обнаруживать, показывать).

Далее Крещение Господне — событие, во время которого и происходит Богоявление  во всей Троической полноте — Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой. И, наконец, праздник именуется, как Просвещение. Всё это ярко отображают слова праздничного тропаря:

Во Иoрдане крещающуся Тебе Господи, Троическое явися поклонение: Родителев бо глас свидетельствоваше Тебе, возлюбленнаго Тя Сына именуя: и Дух в виде голубине, извествоваше словесе утверждение, явлейся Христе Боже, и мир просвещей слава Тебе.

Но, какова же продолжительность праздника Богоявления? На самом деле праздник  не ограничивается рамками 19 января.

В Святой Православной Церкви есть такие понятии, как предпразднство и попразднство.

Естественно, предпразднство предшествует самому празднику, а попразднство, следует за ним. Как представляем мы себе дни, предшествующие какому-либо светскому празднику и дни, идущие после него? До праздника – предпраздничная суета, походы по магазинам и рынкам, приготовление праздничных блюд, нарядов и пр., и после — тяжесть усталости, и медленное возвращение в привычное русло трудовых будней. Неужто и церковные пред- и по- такого же рода? И зачем Церковь установила эти пред- и по- празднства? Некоторые двунадесятые праздники длятся по 10, а то и 13 дней. И именно продолжительность праздника Богоявления и Крещения Господня составляет 13 дней. Для чего же Церковь придумала эти дни? В чем их предназначение?

Battistero degli Ortodossi

Подкупольная мозаика — «Крещение Господне». Православная баптистерия в Равенне. По кругу изображены фигуры 12-ти апостолов. Образец классической византийской мозаики.

Начинается предпразднство Богоявления за четыре дня до самого праздника, то есть 15 января.

В этот день поётся тропарь предпразднства:

Гото́вися, Завуло́не, и красу́йся, Неффали́ме, Иорда́не реко́, ста́ни, подыми́, взыгра́я, крести́тися гряду́ща Влады́ку. Весели́ся, Ада́ме с прама́терию, не кры́йта себе́, я́коже в раи́ пре́жде, и́бо, на́ги ви́дев вы, яви́ся, да облече́т в пе́рвую оде́жду: Христо́с яви́ся, всю тварь хотя обнови́ти.

Перевод:

Готовься Завулон, и украшайся Неффалим, Иордан-река, стань, прими, ликуя, идущего креститься Владыку. Радуйся, Адам с праматерью, не скрывайтесь, как прежде в раю, ибо увидев вас нагими Он явился, чтобы облечь в прежнюю одежду. Христос явился все творение желая обновить.

Кто такой Завулон, и к чему он должен готовиться? Из Ветхого Завета мы узнаем, что Завулон – шестой и последний сын Иакова от Лии. А в книге Второзаконие о нем говорится: «Возвеселися, Завулоне, во исходе твоем» (Вт.33:18). Прп. Ефрем Сирин поясняет эти слова так: «Сим означается радость языческих народов, которые пришли от неведения к ведению, от заблуждения к высокой истине». (Прп. Ефрем Сирин. Толкование на книгу Второзаконие)

Почему Неффалим украшается (красуйся)? Имя Неффалим мы встречаем в книге Бытие, где говорится, что он был шестым сыном Иакова от служанки Рахили, Валлы. И в той же главе книги Второзаконие есть такие слова о Неффалиме: «Неффалим насыщен благоволением и исполнен благословения Господа: море и юг во владении его» (Вт. 33:23) Эти слова прп. Ефрем Сирин трактует так: «Наффалим изображает собою достигших совершенства по благодати Еммануила, Который есть благоволение Отца небесного. Запад и юг наследит. Наследие на западе есть Христос. О нем взывает Пророк, говоря: воспоите Возшедшему на запади, Господь имя Ему (Пс.67:5). Наследие на юге есть также Христос, разделяющий обители святым в царстве Своем». (Прп. Ефрем Сирин. Толкование на книгу Второзаконие)

И так, исследуя, слово за словом, тропарь предпразднства, перед нами раскрывается тончайшее плетение его полотна из драгоценных нитей Священного Писания, обогащая сознание наше наивысшими смыслами праздника Богоявления. И расступается Иордан, и ликует, принимая Владыку; и готовятся языческие народы распроститься с неведением, и принять истинную веру; и красуется Неффалим – «насыщенный благоволением и исполненный благословением от Господа»; и Адам и Ева могут уже не скрываться, стыдясь своей наготы, как после грехопадения в Раю, ибо пришел Владыка, чтобы одеть их в прежние их одежды.

Epiphany Ivanov

Явление Христа народу (1837—1857). Александр Иванов. Холст, масло. 540 х 750 см.

Идет Христос всех нас обновить, произойдет явление Бога перед людьми, готовимся к Богоявлению. Потому-то и тропарь возвещает: готовься, красуйся, стань, приими, радуйся.

И пение, и чтения предпразднства напоминают нам те древние события и не просто оживляют в нашем сознании их картины, но помогают прочувствовать всей душой, всем сердцем глубочайшие смыслы праздника.

В этом и заключается необходимость подготовительного к празднику периода – предпразднства.

Вот Великие часы, которые в народе были названы Царскими, так как на чтении их должен был присутствовать Византийский император (традиция эта усвоилась затем и в России). В наше не царское время, Церковь утешает себя тем, что на чтении Великих часов присутствует Сам Царь Небесный. Не одиноко ли Ему с нами? С нами, которых нет на чтении этих часов. С нами суетящимися, где-то бегающими всегда по сверхважным делам, и думающими, что часы – это ведь не Литургия, часы можно и пропустить. Ну ладно, понятно, что есть работа, есть множество забот, можно не попасть в храм, но прочитать эти часы, прочитать то, что предлагает Церковь нам, чтобы праздник был частицей нас и чтобы мы были частицей этого праздника. Каждый двунадесятый или великий праздник – это живая жизнь Православной Церкви в ее Кафолическом смысле. И мы, как частица Церкви Православной, должны органично вплетаться в сущность Её праздников, всем своим существом и прежде всего сознанием.

Предпразднство, праздник, попразднство; часы, Всенощное бдение, Литургия, Великий чин освещения воды. Всё это не «мероприятия» по поводу христианского праздника, а симфония Жизни Православной Церкви, вспоминающей и празднующей какие-либо события Её истории. События, которые незримыми лучами пронизывают всё Её существо.

«С нами Бог!», –поет хор на Великом повечерии праздника. С Ним ли мы?

И далее во все дни попразднства, которое для праздника Богоявления длится 7 дней, не включая дня Отдания праздника, будет Церковь петь тропарь празднику, каждый раз вспоминая о том, невиданном Троическом явлении Бога людям.

«Явлейся, Христе Боже, и мир просвещей слава Тебе!»

Просвети и нас, Господи, светом Твоим!

© 2015, mlp.in.ua. Все права защищены. 

Запись опубликована в рубрике Новости с метками , , , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.