Преполовение Пятидесятницы

Преполовение Пятидесятницы – праздник, отмеривающий половину пути между Пасхой Господней и Троицей, или Днем сошествия Святого Духа на апостолов. Почему же Церковь почитает эту половину пути?
Преполовение Пятидесятницы – один из малых Господских праздников. По мнению исследователей, возникновение этого праздника относится к концу IV века. Гимнография праздника составлялась на протяжении нескольких веков, начиная с V века – произведения свт. Анатолия Константинопольского, до VII – творения прп. Андрея Критского, VIII – сочинения прп. Иоанна Дамаскина и IX веков  – гимнографические труды прп. Феофана Исповедника.
Одним из центральных моментов каждого богослужения является Евангельское чтение, которое повествует о событии Священной Новозаветной истории, связанном с данным праздником. Чтения эти называются зачалами. Чтения Апостола и Евангелия за богослужениями – древнейшая традиция, восходящая к первым векам становления Церкви, но деление текстов на зачала происходит позже. В разных источниках приводятся разные данные об окончательном формировании зачал, как последовательности Евангельских чтений и чтений Апостола на Церковных службах. Одни говорят, что сформировались зачала к концу V века, другие исследователи приписывают формирование зачал, в дошедшем до нас виде, прп. Иоанну Дамаскину и прп. Феодору Студиту, а это VII-VIII века.  Из этого можно понять, что сначала сложилась сама традиция празднования Преполовения, и лишь потом в процессе литургического её освящения, в процессе развития и формирования Церковных богослужений, возникла эта неразрывная связь между Евангельским отрывком, читаемым на литургии в праздник Преполовения и самим праздником.
Именно это чтение на середине пути от Пасхи Господней к Святой Троице соединяет, казалось бы, события несоединимые.
Начинается Евангельское чтение дня Преполовения следующими словами:
«Но в половине уже праздника вошел Иисус в храм и учил» (Ин. 7:14). Невольно возникает простая аналогия – «половина праздника», «Преполовение». О каком же празднике здесь идет речь? В самом начале седьмой главы Евангелия от апостола Иоанна читаем: «Приближался праздник Иудейский — поставление кущей» (Ин. 7:2). Здесь уместно будет привести слова блж. Феофилакта Болгарского об иудейских праздниках (из толкования на Ин 7:2):
«О праздниках, совершаемых иудеями, нужно заметить следующее. Их было три: один — праздник Пасхи, который они совершали в память выхода из Египта, и он у них был первый (главный). Другой праздник — Пятидесятница, которую они совершали в память избавления от бедствий в пустыне и вступления в землю обетованную. Тогда они в первый раз вкусили хлебных плодов, почему и в праздник сей приносили колосья как начатки. Третий праздник — поставление кущей, который они совершали в благодарность за собрание плодов, по римскому счету в сентябре месяце. Тогда они благодарили Господа за то, что собрали все плоды. Почему и устроили скинии или палатки и веселились, как бы живя на поле. Некоторые говорят, что и некоторые псалмы Давидовы (80 и 83), имеющие надпись: «о точилех», составлены Давидом именно на сей праздник. Тогда они наполняли свои виноградные тиски, собирая виноград, и, благодаря за оный, употребляли эти псалмы и другие, служащие выражением благодарности, например, восьмой псалом. Ибо и в нем пророк упоминает о благах, дарованных человеку Богом. — Праздники сии имели и другое значение. Пасха означала наш переход от неверия к вере, Пятидесятница — вступление в Церковь, как бы в иную землю обетованную, в которой мы также вкушаем хлеб, причащаясь Божественных Тайн. Мы не тотчас вкушаем Хлеба, как уверуем и перейдем от неверия, но должны прежде креститься и удостоиться стояния в церкви вместе с крещеными, и тогда уже причаститься Хлеба. — Поставление кущей означало воскресение, когда соберутся все плоды наших дел, а хижины наши (тела), разрушенные смертью, снова восстанут».

Иконографический образ Преполовения Пятидесятницы — Иисус Христос беседует в храме. Новгород конец XV, начало XVI века

Итак, в преполовение праздника Пятидесятницы мы читаем о том, как в преполовение праздника кущей Господь наш Иисус Христос вошел в храм и учил. Каков был замысел тех, кто установил на день Преполовения именно это Евангельское чтение, трудно сказать. Но, видим то, что здесь незримо переплетается Ветхозаветная история с историей Новозаветной, праздники древние с праздниками христианскими, как неразрывная цепь истории Церкви.
В самих же словах Спасителя в храме звучит и напоминание о законе, данном иудеям через Моисея, и укор в неисполнении этого закона:
«Не дал ли вам Моисей закона? и никто из вас не поступает по закону. За что ищете убить Меня?» (Ин. 7:19).

Говорит Христос и о субботе:
«Если в субботу принимает человек обрезание, чтобы не был нарушен закон Моисеев,- на Меня ли негодуете за то, что Я всего человека исцелил в субботу?» (Ин. 7:23).

 И заповедь дает, одну из многочисленных новозаветных заповедей:
«Не суди́те по наружности, но суди́те судом праведным» (Ин. 7:24)

И вновь учит Господь об Отце, которого и должны по закону знать иудеи, да не знают:
«Тогда Иисус возгласил в храме, уча и говоря: и знаете Меня, и знаете, откуда Я; и Я пришел не Сам от Себя, но истинен Пославший Меня, Которого вы не знаете. Я знаю Его, потому что Я от Него, и Он послал Меня» (Ин. 7:28-29)

И для нас Преполовение Пятидесятницы не просто отсчет половины пути между Пасхой и Троицей, а повод задуматься: поступаем ли мы, не по закону, а по Евангельским заповедям, не чтим ли мы «субботу» более человека, не судим ли «по наружности», и знаем ли Отца, а иными словами стремимся ли к Истине, так как «истинен Пославший Меня».

Есть над чем подумать в день Преполовения Пятидесятницы.


Рекомендуем почитать по теме:
От Пасхи к Троице через Преполовение Пятидесятницы с Евангельскими чтениями

© 2017, mlp.in.ua. Все права защищены. 

Запись опубликована в рубрике Новости с метками , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.