Во Святую и Великую Пятницу, в ознаменование глубокой скорби и сокрушения о грехах наших, которые возвели на крест Единородного Сына Божия, Святая Церковь установила не совершать никакой литургии как торжественного богослужения (за исключением совпадения с этим днем праздника Благовещения). Но «о втором часе дне» (то есть в 8 часов утра) совершается последование «Часов Святаго и Великаго Пятка». Составление этого чина приписывается святому Кириллу, архиепископу Александрийскому (V век), который, скорее всего, лишь изложил его «согласно с преданием апостольским»[1]. Подтверждением этому может служить то, что сведения об этом последовании были найдены в памятнике еще четвертого века, известном как «Паломничество Этерии»: «От шестого часа до девятого не происходит ничего, кроме чтения в следующем порядке: сперва читается из псалмов, где говорится о страданиях Господа, читаются места из Посланий или из Деяний апостольских, где они говорят о страданиях Господа, также и из Евангелий места, где Он страдает; потом читается из пророков, где они говорят, что Господь будет страдать. И так постоянно в таком порядке происходят чтения и поются песни для того, чтобы показать всему народу что не произошло ничего, что не было бы предречено, и не предречено ничего, что не исполнилось бы всецело. С чтениями постоянно чередуются молитвы, которые приспособлены ко дню»[2]. Ввиду такой важности этого богослужения издревле в Греческой Церкви, а затем и в Русской на нем обычно присутствовали цари, почему само последование и получило именование «Царских часов».
Часы вообще представляют собой службу, которая предназначена для богослужебного прославления священных времен и сроков, соединенных с делом нашего спасения. С литургической точки зрения Часы Великого Пятка составляют одно целое с вечерней этого дня, которая уже является вечерней на Великую Субботу, что подчеркивает непрерывность событий священной истории в соответствии с повествованием Евангелия. Так, на первом часе молитвенно воспоминается осуждение Спасителя и предание Его Пилату. На третьем – мучения Господни в претории римского прокуратора; на шестом – распятие Иисуса Христа посреди двух разбойников и крестные страдания Его; на девятом – смерть Спасителя, чудесные события, ее сопровождавшие, и поражение смерти вечной. Внимательное и вдумчивое рассматривание последования Часов Великого Пятка может принести большую пользу, так как оно, как и все другие службы Страстной седмицы, раскрывает нам смысл спасительных страданий Господа нашего Иисуса Христа.
На первом часе воспоминаются преимущественно события гефсиманской ночи: взятие Спасителя, рассеяние учеников и отречение апостола Петра. После обычного на первом часе псалма (Пс.5) читаются два псалма, содержащих пророчество о тщетном восстании князей земных на Господа и на Христа Его (Пс.2, 2) и о крестных страданиях Спасителя (Пс. 21). Страдания Богочеловека изображены так ярко, что это не может не поразить: Вси видящии Мя поругаша Ми ся, глаголаше устнами, покиваша главою: упова на Господа, да избавит Его, да спасет Его, яко хощет Его[3] (Пс.21, 8–9); Яко обыдоша Мя пси мнози, сонм лукавых одержаша Мя, ископаша руце Мои и нозе Мои, изчетоша вся кости Моя: тии же смотриша и презреша Мя. Разделиша ризы Моя себе, и о одежди Моей меташа жребий [4]. Следующие стихи (20–22) имеют уже другой характер: Ты же, Господи, не удали помощь Твою от мене, на заступление мое вонми. Избави от оружия душу мою, и из руки песии единородную мою. Спаси мя от уст львовых, и от рог единорожь смирение мое[5]. Далее говорится уже о славе Господней, последующей за Его уничижением: Помянутся и обратятся ко Господу вси концы земли, и поклонятся пред Ним вся отечествия язык. Яко Господне есть Царствие и Той обладает языки[6]. Предвозвещается о Святой Христовой Церкви, которая призовет всех людей, не имеющих богатства боговедения и благочестия: От Тебе похвала моя, в церкви велицей исповемся Тебе, молитвы моя воздам пред боящимися Его. Ядят убозии, и насытятся, и восхвалят Господа взыскающии Его, жива будут сердца их в век века[7]. Это пророчество о таинственной трапезе животворящего Тела и Крови Христовой. Вслед за псалмами читается тропарь: «Распеншуся Тебе, Христе, погибе мучительство, попрана бысть сила вражия: ниже бо ангел, ниже человек, но Сам Господи спасл еси нас, слава Тебе»[8], в котором подчеркивается Божество Спасителя.
В паремии первого часа мы слышим пророчество Захарии о предании Спасителя на страдания и смерть за тридцать сребренников (см.: Зах.11, 10–13). Апостольским чтением Церковь прославляет силу Креста: Братие, мне же да не будет хвалитися, токмо о Кресте Господа нашего Иисуса Христа, имже мне мир распяся, и аз миру. О Христе бо Иисусе ни обрезание что может, ни необрезание, но нова тварь. И елицы правилом сим жительствуют, мир на них и милость, и на Израили Божии (Гал.6, 14–16). А Евангелие повествует нам о предании Спасителя на суд Пилату, о страданиях, смерти и снятии Господа со креста (см.: Мф.27, 1–56).
В трогательных песнопениях третьего часа Церковь то укоряет неблагодарных иудеев, то воспоминает отвержение и раскаяние Петра, то изображает удивление небесных воинств, взирающих на страдания Творца, то передает нам последние слова Самого Спасителя.
В псалмах этого часа содержится пророчество о неправедном суде над Иисусом Христом: Воставше на Мя свидетеле неправеднии, яже не ведях, вопрошаху Мя. Воздаша Ми лукавая воз благая, и безчадие души Моей[9] (Пс.34, 11–12) и о гибели предателя (см.: Пс. 108). Прокимен изображает величайшую покорность Бога Сына Отцу Небесному: «Яко Аз на раны готов, и болезнь моя предо мною есть выну»[10]. В паремии чтением пророка Исаии изображается Тот величайший праведник, Который идет на вольную смерть безропотно и беспрекословно: Плещы Мои вдах на раны и ланите Мои на заушения, лица же Моего не отвратих от студа заплеваний, и Господь помощник Ми бысть; сего ради не усрамихся, но положих лице Свое аки твердый камень и разумех, яко не постыждуся[11] (Ис. 50, 6–7). Чтением Апостола Церковь раскрывает тайну смерти Богочеловека, показывая ее причину и плоды: Христос сущым нам немощным, по времени за нечестивых умре. Едва бо за праведника кто умрет <…> Составляет же Свою любовь к нам Бог, яко еще грешником сущым нам Христос за ны умре. Много убо паче, оправдани бывше ныне Кровию Его, спасемся Им от гнева. Аще бо врази бывше, примирихомся Богу смертию Сына Его, множае пача примирившеся спасемся в животе Его[12] (Рим.5, 6–10). В Евангелии от Марка, как и на первом часе, повествуется о предании, страдании и смерти Господа славы.
Изображая дело нашего спасения, совершенное Сыном Божиим, Церковь, как чадолюбивая мать, не оставляет нас без научения и предлагает нравственные уроки, уча нас видеть в богослужении не только молитвенное воспоминание евангельской истории, но и полезное для нашего личного спасения. Так, в тропарях этого часа снова слышна тема покаяния, нашего личного покаяния, должного возогреваться примером апостола Петра: «Страха ради иудейскаго, друг твой и ближний Петр отвержеся Тебе Господи, и рыдая сице вопияше: слез моих не премолчи, рех бо сохранити веру щедре, и не сохраних: и наше покаяние такожде приими, и помилуй нас»[13].
На шестом часе Святая Церковь останавливает наш взор на изображении состояния души вознесенного на Крест и изнемогающего на нем под тяжестью наших грехов Божественного Страдальца. В псалмах этого часа (см.: Пс.53и139) снова слышатся пророчества о крестных страданиях Спасителя и снова звучит последующая им слава. Потрясают своей силой слова «ветхозаветного евангелиста» – пророка Исаии, изобразившего за 800 лет страдания Христовы так ярко, как будто он сам стоял у креста: …Несть вида Ему, ниже славы; и видехом Его, и не имяше вида, ни доброты, но вид Его безчестен, умален паче всех сынов человеческих [14](Ис.53, 2–3). Более того, пророк говорит и о том, что страдания Господни – ради нас, из-за наших грехов и ради нашего спасения: Сей грехи нашя носит, и о нас болезнует <…> Той же язвен бысть за грехи нашя и мучен бысть за беззакония наша, наказание мира нашего на Нем, язвою Его мы исцелехом <…> во смирении Его суд Его взятся, род же Его кто исповесть; яко вземлется от земли живот Его, ради беззаконий людей Моих ведеся на смерть <…> и со беззаконными вменися, и Той грехи многих вознесе, и за беззакония их предан бысть [15](Ис. 53, 4–5, 8, 12). Заканчивается ветхозаветное чтение пророчеством о многочисленности спасенных страданиями Агнца Божия Его последователей: Возвеселися, неплоды нераждающая, возгласи и возопий, нечревоболевшая, яко многа чада пустыя паче, нежели имущия мужа[16] (Ис.54, 1), которое можно понимать как предуказание на Христову Церковь.
В апостольском чтении говорится, что Сын Божий воплотился, да смертию упразднит имущаго державу смерти, сиречь диавола; и избавит сих, елицы страхом смерти чрез все житие повинни беша работе <…> да милостив будет и верен первосвященник в тех, яже к Богу, во еже очистити грехи людския. В немже бо пострада, Сам искушен быв, может и искушаемым помощи[17] (Евр. 2, 14–18).
Евангельское повествование (см.: Лк.23, 32–49) снова описывает распятие, страдания и смерть Спасителя, но в этом повествовании мы видим раскаяние – раскаяние благоразумного разбойника, раскаяние сотника и раскаяние народа, «сшедшегося на это зрелище». Здесь мы слышим слова Спасителя, произнесенные Им с креста: Отче, отпусти им, не ведят бо что творят (Лк.23, 34). Господь учит нас этим любви – любви не только к нашим ближним, но даже к врагам. Церковные песнопения обращают наше внимание на это Божие всепрощение, противопоставляя его человеческой злобе и жестокости: «Приидите христоноснии людие, видим, что совеща Иуда предатель, со священники беззаконными, на Спаса нашего: днесь повинна смерти, Безсмертнаго Слова сотвориша, и Пилату предавше, на месте лобнем распяша. И сия стражда вопияше Спас наш, глаголя: остави им, Отче, грех сей, да разумеют языцы из мертвых Мое воскресение»[18].
Следующее назидание предлагается нам в молитве шестого часа, составленной святителем Василием Великим. В ней еще раз говорится о том, что Господь пострадал ради нашего спасения, и нам остается только воспринять это спасение: «Боже и Господи сил, и всея твари Содетелю, яже за милосердие безприкладныя милости Твоея, Единороднаго Сына Твоего, Господа нашего Иисуса Христа низпославый на спасение рода нашего: и Честным Его Крестом рукописание грех наших растерзавый, и победивый тем начала и власти тьмы, Сам Владыко Человеколюбче <…> любовию Твоею уязви души наша…»[19]. Эта молитва читается не только в составе Часов Великого Пятка, но на протяжении всего церковного года, всегда напоминая нам о том, что Господь сделал для нас.
На девятом часе псалмами изображаются действия распинателей, которыедали, – говорит пророк от лица Господа, – в снедь Мою желчь, и в жажду Мою напоиша Мя оцта[20] (Пс.68, 22), и предсмертная молитва Спасителя (см.: Пс. 69). Пророчество Иеремиево[21], кроме страданий Христовых, символически предрекает отмщение за смерть Праведника. Чтение Апостола говорит о том, что теперь верующие во Христа получили дерзновение входити во Святая Кровию Иисус Христовою, путем новым и живым, егоже обновил есть нам завесою, сиречь плотию Своею[22] (Евр.10, 19–20). Евангельское повествование от Иоанна еще раз подробно описывает Крестный подвиг Сына Божия. Заканчивается последование часов Великого Пятка чтением молитвы девятого часа, исключительной по глубине и содержанию: «Владыко Господи Иисусе Христе Боже наш <…> На животворящем древе вися, благоразумному разбойнику, иже в рай путесотворил еси вход, и смертию смерть разрушил еси, очисти нас, грешных и недостойных раб Твоих <…> остави нам грехи нашя <…> да <…> в вечный покой достигнем, идеже есть всех веселящихся жилище…». Слова этой молитвы напоминают нам, зачем воплощался Бог Слово, и подчеркивают, что именно в спасении, именно в восприятии того, что сделал для нас Господь, и заключается смысл нашей жизни.
Таким образом, последование часов Великого Пятка учит нас тому, что «все, предреченное пророками о страданиях Господа, оказывается <…> совершившимся» ради нашего спасения. Столь подробный разбор этой части богослужения Страстной седмицы показывает нам, какую великую премудрость Божию, хранящуюся Духом Святым в Церкви Христовой, содержит любая его часть, на первый взгляд пусть и не столь значимая. Отсюда необходимо сделать вывод о том, насколько внимательно должен относиться православный христианин к церковному богослужению, поистине являющемуся сокровищницей Церковной.
Вечерня Великой Пятницы
Снятие со креста и погребение пречистого и живоносного тела Господа нашего Иисуса Христа Иосифом и Никодимом последовало, по указанию евангелиста, уже позде бывшу (Мк.15, 42). Поэтому и вечернее богослужение установлено совершать в этот день «о десятом часе дня», то есть в четыре часа пополудни. Оно прославляет и ублажает страдания, смерть и погребение Спасителя. В первые века христианства Святая и Великая Пятница называлась Пасхой Распятия или Пасхой крестной, по слову апостола Павла: ибо Пасха наша за ны пожрен бысть Христос (1 Кор.5, 7). Лишь со II века начала отделяться от этой Пасхи Пасха Воскресения, Пасха общего торжества и радости.
На вечернем богослужении Церковь вспоминает уже совершившиеся и прославившие Господа спасительные Его страдания и смерть. Первые же песнопения вечерни переносят нас к событиям, происходившим на Голгофе. «Страшное и преславное таинство днесь действуемо зрится: Неосязаемый удержавается; вяжется разрешаяй Адама от клятвы; испытуяй сердца и утробы неправедно испытуется: в темнице затворяется, Иже бездну Затворивый; Пилату предстоит, Емуже трепетом предстоят Небесные силы; заушается рукою создания Создатель; на древо осуждается Судяй живым и мертвым; во гробе заключается Разоритель ада»[23].
Стихиры на Господи воззвах содержат две основные мысли: прославление крестных страданий Спасителя как величайшего и в своем существе непостижимого чуда и изображение страданий Божией Матери, Которою уготованы для верующих драгоценное тело и животворящая Кровь Господа. На примере Богоматери Святая Церковь преподает нам очень важный урок: «Подобно тому, как Бог Отец посылает невещественного Сына и Слово, рожденное Им без матери, для спасения на землю, так и Мать Богочеловека отдает на заклание единородного и единственного Сына Своего первенца, рожденного Ею без отца. Бог Отец дает пример полной противоположности грешникам, готовым погубить весь мир, чтобы дать детям своим грешное и преходящее плотское “счастье”. По примеру Бога Отца, всевышнего Владыки, поступает и осененная Его славой Божия Матерь: Она отдает на распятие и в снедь верным возлюбленного Сына Своего – в противоположность другим матерям, готовым для грешного плотского счастья детей своих отдавать им на жестокое растерзание и съедение плоть и кровь “чужих”. Для Бога и Божией Матери нет чужих. Через сказанное со креста слово: Жено, се, сын Твой и Се, Мати твоя (Ин.19, 26–27) – усыновлено Ею все верующее в Нее человечество»[24].
На входе с Евангелием возглашается прокимен: Разделиша ризы моя себе, и о одежди моей меташа жребий (Пс.21, 19) со стихом: Боже, Боже мой, вонми ми, вскую оставил мя еси?[25] (Пс.21, 2). Последний предсмертный возглас Сына Божия, умиравшего на кресте, пронзает наше сердце нестерпимой болью: Боже, Боже Мой, вонми Ми, вскую оставил Мя еси. Сын Божий был оставлен Своим Небесным Отцом. Богооставленность Его полна великого трагизма. Все это должно напоминать нам, как страдал и что перенес Господь ради нас. Эти муки должен был пройти каждый человек, каждый из нас, но Спаситель все мучение и всю смерть взял на Себя – ради всех нас, ради меня. Можем ли мы сознательно грешить после того, что сделал Бог ради нас, можем ли мы сознательно нарушать постановления Божии и противиться Его святой воле? Конечно же нет!..
На паремиях восстают перед нами ветхозаветные праведники: Моисей, молящийся за преступный народ израильский, как прообраз Великого Ходатая за весь род человеческий (см.: Исх.33, 11–23), и Иов, после лишений и страданий своих увенчанный великими милостями Божиими и прообразующий Божественного Страдальца, страданиями восшедшего в славу Свою и возвратившего нас к Богу (см.: Иов. 42, 12–16). В третьем чтении из Ветхого Завета пророк Исаия, снова описывая страдания Христовы, говорит уже и о Его прославлении: Тако глаголет Господь: <…> се, уразумеет Отрок Мой и вознесется и прославится зело. Якоже ужаснутся о Тебе мнози <…> Тако удивятся языцы мнози о Нем, и заградят царие уста своя. Яко, имже не возвестися о Нем, узрят, и иже не слышаша, уразумеют[26] (Ис. 52, 4, 13–15).
После пророчески прообразовательного прокимна: «Положиша Мя в рове преисподнем, в темных и сени смертней»[27], также взятого из жизни ветхозаветного праведника Иосифа Прекрасного, читается апостольское слово о Кресте как силе и славе христиан: Мы же проповедуем Христа распята, иудеем убо соблазн, еллином же безумие; самем же званным иудеем же и еллином Христа, Божию силу и Божию премудрость[28] (1 Кор. 1, 23–24). Смысл этого чтения заключается в признании ничтожества мирской, сугубо человеческой мудрости перед распятым Богочеловеком, «Божией силой и Божией премудростью».
Далее читается Евангелие, составленное из повествований разных евангелистов, в котором повторяется и сосредотачивается все важнейшее, что сказано в Евангелии о страданиях и смерти Господа Спасителя. Это евангельское чтение принято слушать с зажженными свечами. В следующей за ним стихире изображается Иосиф Аримафейский, снимающий пречистое тело Господне с креста. И непосредственно за этим раздается стих: Господь воцарися, в лепоту облечеся[29]. Господь воцаряется, и «ад всесмехливый» (следующая стихира) при виде Его ужасается: затворы его сокрушаются, гробы отверзаются и мертвые восстают радуясь. Этому таинственному снисхождению Господа во ад и прославлению Его и посвящены 2-я и 3-я стихиры. Получив таким образом назидание, верующие призываются вновь следовать за Спасителем, распятым, но страшным для сил ада.
Последняя стихира от горних высот и из адской преисподней приводит нас снова ко гробу нашего Спасителя. Святая Церковь как бы мысленно переносит нас в то время и в то место, где происходили эти священные события нашего спасения – на Голгофу и в сад Иосифа Аримафейского, подготавливая нас пением умилительной стихиры: «Тебе одеющагося светом яко ризою, снем Иосиф с древа с Никодимом, и видев мертва нага непогребена, благосердный плач восприим, рыдая глаголаше: увы мне Сладчайший Иисусе, Егоже вмале солнце на кресте висима узревшее мраком облагашеся, и земля страхом колебашеся, и раздирашеся церковная завеса: но се ныне вижу Тя, мене ради волею подъемша смерть. Како погребу Тя Боже мой, или какою плащаницею обвию; коима ли рукама прикоснуся нетленному Твоему телу, или кия песни воспою Твоему исходу Щедре; величаю страсти Твоя, песнословлю и погребение твое со воскресением, зовый: Господи, слава Тебе»[30].
В этих стихирах, заканчивающих Великий Пяток и начинающих Великую Субботу, уже слышны и события наступающего дня: пребывание Христа плотью во гробе, душой же во аде и победа над ним: «Егда во гробе плотски хотя заключился еси, иже естеством Божества пребываяй неописанный, и неопределенный, смерти заключил еси сокровища, и адова вся истощил еси, Христе, царствия; тогда и субботу сию Божественнаго благословения и славы, и Твоея светлости сподобил еси».
По окончании этих песнопений, перед выносом Плащаницы, изображающим снятие умершего Богочеловека со креста и положение Его во гроб, поется или читается предсмертная песнь праведного Симеона Богоприимца, предрекшего Пречистой Богоматери и тот страшный час, когда душу Ее «пройдет оружие».
После этого при пении тропаря «Благообразный Иосиф» священнослужители, сопровождаемые мирянами (изображающими Иосифа с Никодимом), поднимают Плащаницу с Престола и выносят ее на средину церкви. Во время выноса Плащаницы хор поет тропарь: «Благообразный Иосиф с древа снем Пречистое Тело Твое, плащаницею чистою обвив, и вонями во гробе нове покрыв, положи»[31],[32]. По окончании этого песнопения совершается целование Плащаницы, вокруг которой уже зрится веяние ангельских крыл: «Мироносицам женам при гробе представ ангел вопияше: мира мертвым суть прилична, Христос же истления явися чуждь»[33].
Господь положен во гроб. Место казни опустело. Ученики, кроме возлюбленного Иоанна, рассеялись в страхе. И сейчас, как бы восполняя то, о чем умолчало евангельское повествование, Церковь на малом повечерии, которое принято совершать сразу же после вечерни, предлагает своим чадам канон «О распятии Господни, и на плач Пресвятыя Богородицы», творение Симеона Логофета. Богочеловек Иисус Христос во время Своих внутренних страданий скорбел так глубоко, что явился ангел для укрепления Его (см.: Лк.22, 43). Владыка жизни и смерти говорил ученикам Своим: Прискорбна есть душа Моя до смерти (Мф. 26, 38). Жены, сопровождавшие Господа на Голгофу, так горько плакали и рыдали, что страждущий Господь утешал их:Дщери иерусалимски, не плачитеся о Мне, обаче себе плачите и чад ваших(Лк. 23, 28). Могла ли Пресвятая Дева Мария оставаться равнодушною и спокойною, взирая на невыразимо ужасные мучения Своего Сына? В это страшное время во всей силе исполнилось над Нею пророчество Праведного Симеона Богоприимца, произнесенное им еще во дни младенчества Ее Божественного Сына: и Тебе же Самой душу пройдет оружие (Лк. 2, 35) – оружие неизреченной скорби и печали. Эту глубочайшую скорбь и плач Божией Матери и выразил Симеон Логофет в каноне повечерия Великой Пятницы. В тропарях этого канона Святая Церковь влагает в пречистые уста Богоматери скорбные слова, которые могли исходить только из глубины уязвленного материнского сердца при виде Сына и Бога, «к заколению влекома», а потом – «мертва и бездыханна»: «Камо идеши, Чадо, чесо ради скорое течение совершаеши? Еда другий брак паки есть в Кане?.. иду ли с Тобою, Чадо, или паче пожду Тебе? Даждь ми слово, Слове, не молча мимоиди Мене чисту соблюдый Мя: Ты бо еси Сын и Бог Мой».
«Вижду Тя ныне, возлюбленное Мое Чадо и любимое, на кресте висяща, и уязвляюся горько сердцем», ибо «Ныне Моего чаяния, радости и веселия, Сына Моего и Господа лишена бых. Увы Мне, болезную сердцем».
В Евангелии мало сказано о страданиях Божией Матери при кресте. При кресте Иисуса стояли Матерь Его и сестра Матери Его, Мария Клеопова, и Мария Магдалина (Ин. 19, 25). И все. Только по словам усыновления любимому ученику, которому поручалась Богородица: Жено, се, сын Твой (Ин.19, 26), видно, какую скорбь Богородица терпела, лишавшаяся со Своим Сыном всего. Большего сказать евангелист, всецело поглощенный центральным образом Христа, не мог. Но и в том, что им сказано, скрыта глубина страдания Приснодевы.
Божия Матерь хотя и видела Сына Своего умершим на кресте и по-человечески терзалась, но, как когда-то в Кане Галилейской, верила в Божественность Своего Сына: «Душевную Мою язву ныне исцели, Чадо Мое, Пречистая вопияше слезящи: воскресни, и утоли Мою болезнь и печаль, можеши бо Владыко, елико хощеши, и твориши, аще и погреблся еси волею». И в самом конце канона, который весь является монологом Божией Матери, слышится ответ Ее Божественного Сына: «О како утаилася Тебе есть бездна щедрот, Матери в тайне изрече Господь; тварь бо Мою хотя спасти, изволих умрети. Но и воскресну, и Тебе возвеличу, яко Бог небесе и земли». Услышав «в тайне» этот ответ, Приснодева восклицает: «Воспою милосерде Твое Человеколюбче: и покланяюся богатству милости Твоея Владыко: создание бо Твое хотя спасти, смерть подъял еси, рече Пречистая, но воскресением Твоим Спасе, помилуй всех нас». Этой таинственной беседой Сына и Матери заканчивается канон. Заканчивается и повечерие, а вместе с ним и богослужения Великого Пятка.
Автор: священник Геннадий Орлов
Источник: http://azbyka.ru/
[1] Скабалланович М. Толковый типикон. Киев, 1910. С. 159.
[2] Цит. по: Протоиерей А. Никольский. Указ. соч. С. 100–101.
[3] «Все видящие Меня ругаются надо Мною, говорят устами, кивают головой: “Он надеялся на Господа, так пусть Он избавит Его, пусть спасет, если Он угоден Ему”».
[4] «Ибо псов множество окружило Меня (подобно, как бешеная собака не признает хозяина), скопище нечестивцев обступило Меня. (Мучители) пересчитали все кости Мои, а народ смотрел и возненавидел Меня. Разделили одежды Мои между собой по жребию».
[5] «Но Ты, Господи, не лиши Меня помощи Твоей, поспеши заступиться за Меня. Избавь от меча жизнь Мою и от псов — единственную Мою. Спаси от пасти львов и от рогов единорогов Меня, униженного». (Единорог — символ силы и свирепости —свящ. Г. О.)
[6] «Вспомнят и обратятся к Господу все концы земли, и поклонятся пред Ним все племена язычников, ибо Господне есть Царство, и Он владычествует народами».
[7] «О Тебе похвала моя, в Церкви Христовой торжественно прославлю Тебя; молитвы мои вознесу перед боящимися Его. Пусть едят (Тело и Кровь Христовы) убогие (то есть не имеющие богатства боговедения и благочестия — свящ. Г. О.) и насытятся, и восхвалят Господа ищущие Его, и оживотворятся сердца их для будущей вечной жизни».
[8] «Когда Ты, Христос, распялся, погибло господство, попрана была сила врага. Не человек и даже не ангел, но Ты Сам, Господи, спас нас, слава Тебе!».
[9] «Восстали на Меня лжесвидетели: чего Я не знаю — о том допрашивают Меня. Отплатили Мне злом за добро и сиротством душе Моей».
[10] «Я готов к мукам и о предстоящих Мне страданиях знал всегда».
[11] «Я предал хребет Мой бьющим и ланиты Мои — поражающим; лица Моего не закрывал от поругания и оплевания. И Господь Бог помогает Мне: поэтому Я не стыжусь, поэтому Я держу лицо Мое как кремень, и знаю, что не останусь в стыде».
[12] «Христос, когда мы еще были немощны, в определенное время умер за нечестивых, ибо едва ли кто умрет за праведника (…) Но Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками. Посему тем более ныне, будучи оправданы Кровью Его, спасемся Им от гнева. Ибо если, будучи врагами, мы примирились с Богом смертью Сына Его, то тем более, примирившись, спасемся жизнью Его».
[13] «Из-за страха перед иудеями ближайший друг Твой Петр отрекся от Тебя и рыдая взывал: “Слез моих не оставь без внимания, ибо я обещал сохранить веру в Тебя, Щедрый, и не сохранил”. И наше покаяние так же прими и спаси нас».
[14] «Нет в Нем ни вида, ни величия. И мы видели Его, и не было в Нем ни приятной наружности, ни привлекательности, но Он был презрен и унижен более всех людей».
[15] «Он взял на Себя наши грехи и вместо нас страдает (…) Он был изранен за грехи наши, мучим за беззакония наши. Наказание мира нашего (было) на Нем, и ранами Его мы исцелились (…) В унижении явлена любовь Его к людям; происхождения же Его никто не знал, так что взята от народа (Его) жизнь Его. За преступления народа Моего идет на смерть (…) и к злодеям причтен, и понес на себе грехи многих, и за преступления их казнен был».
[16] «Возвеселись, неплодная, нерождающая, воскликни и возгласи, не мучившаяся родами, потому что у оставленной гораздо больше детей, нежели у имеющей мужа».
[17] «Чтобы смертью лишить силы имеющего власть губить души, то есть диавола, и избавить тех, которые от страха смерти на протяжении всей жизни были подвержены рабству (…) чтобы быть милостивым и верным Первосвященником перед Богом для очищения грехов народа. Ибо, как Сам Он пострадал, был искушен, то может и искушаемым помочь».
[18] «Приходи, христоносный народ, посмотрим, в какое соглашение вошел Иуда-предатель с преступными священниками против Спасителя нашего: сегодня они признали достойным смерти Бессмертное Слово и, предавши (Его) Пилату, распяли на лобном месте. И, претерпевая это, Спаситель наш громко воскликнул: “Отец, прости им грех этот, чтобы язычники познали Воскресение Мое из мертвых!”».
[19] «Бог и Господь (небесных) сил и Создатель всей твари, ради милосердия и неизменной милости Твоей, Единственного Сына Твоего, Господа нашего Иисуса Христа пославший на спасение рода человеческого, и Честным Его Крестом список грехов наших разорвавший, и победивший тем самым бесов; Сам, Владыка Человеколюбец (…) воспламени любовью к Тебе души наши».
[20] «И дали Мне в пищу желчь, и в жажде Моей напоили Меня уксусом».
[21] То же, что читается на 1-м часе в Великий Четверг.
[22] «Дерзновение входить во святилище посредством Крови Иисуса Христа, путем новым и живым, который Он вновь открыл нам через завесу, то есть Плоть Свою».
[23] «Страшная и невероятная тайна сегодня видимо совершается: Неосязаемый задерживается, связывается Освобождающий Адама от проклятия, Испытующий сердца и сокровенные мысли подвергается неправедному допросу, в темнице замыкается Замкнувший бездну ада, Пилату предстоит Тот, Кому с трепетом предстоят Небесные Силы, Создатель истязается рукой создания (Своего), к распятию приговаривается Судящий живых и мертвых, во гроб полагается Победитель ада».
[24] Ильин В. Н. Указ. соч. С. 66.
[25] «…Боже Мой, услышь Меня! Почему Ты Меня оставил?».
[26] «Так говорит Господь: “Вот, раб Мой будет благоуспешен, и возвысится, и возвеличится”. (…) Так многие народы приведет Он в изумление; цари закроют пред Ним уста свои, ибо они увидят то, о чем не было говорено им, и узнают то, чего не слыхали».
[27] «Поместили Меня в глубины ада, с людьми, осужденными на муки».
[28] «А мы проповедуем Христа распятого, для иудеев соблазн, а для язычников безумие, для самих же призванных, иудеев и язычников, Христа — Божию силу и Божию премудрость».
[29] «Царствует Господь, облечен великолепием».
[30] Тебя, одевающегося светом, как одеждою, Иосиф с Никодимом, сняв с Креста и видя мертвым, нагим, непогребенным, в глубоком сострадании заплакал и рыдая говорил: “Горе мне, дражайший Иисусе! Солнце не смогло долго смотреть на Тебя, висящего на Кресте, и вскоре померкло, и земля от страха задрожала, и разодралась церковная завеса. Но вот теперь я вижу Тебя добровольно ради меня принявшим смерть. Как я буду погребать Тебя, Боже мой? Какой плащаницей обовью? Какими руками прикоснусь к Твоему нетленному телу? Какие песни буду петь я на кончину Твою, Милосердный? Я прославляю страдания Твои и воспеваю погребение Твое (вместе) с Воскресением, восклицая: Господи, слава Тебе!”».
[31] «Именитый Иосиф, сняв с Креста пречистое Твое Тело, обвив (Его) чистой плащаницей и умастив благовониями, положил в новом гробе».
[32] Тропарь “Благообразный Иосиф” произносится тайно священником в алтаре после великого входа на каждой литургии святителя Иоанна Златоуста и Василия Великого, так как великий вход означает Крестный вход Спасителя, а поставление Даров на престоле и покрытие их воздухом — погребение Его».
[33] «Ангел, представ у гроба женам-мироносицам, возгласил: “Миро (подобает) приносить мертвым, но Христос оказался чуждым тления”».