От Пасхи к Троице через Преполовение Пятидесятницы с Евангельскими чтениями

PrepolovenieМежду Пасхой Господней и Днем Святой Троицы пролегает путь в пятьдесят дней. Через сорок дней после Воскресения Господня мы празднуем Вознесение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, а через десять дней после Вознесения – День Святой Троицы.

Святое Евангелие повествует нам о том, что в течение сорока дней после Воскресения, Господь являлся своим ученикам. И в эти сорок дней, кроме иных Евангельский чтений мы еще и еще раз слышим невероятно трепетные слова об этих встречах учеников и воскресшего Христа.

Во Вторник Светлой седмицы мы вспоминаем путешествие во Эммаус и снова слышим слова, – «о, несмысленные и медлительные сердцем, чтобы веровать всему, что предсказывали пророки!» (Лк. 24:25), и понимаем, что эти слова о нас, что это мы «несмысленные и медлительные сердцем».

Emmaus

Путешествие во Эммаус. Триптих. Фреска 14 в. Монастырь Грачаницы, Сербия

И дальше, с замиранием несмысленного, но жаждущего смысла сердца, читаем: «И когда Он возлежал с ними, то, взяв хлеб, благословил, преломил и подал им. Тогда открылись у них глаза, и они узнали Его. Но Он стал невидим для них. И они сказали друг другу: не горело ли в нас сердце наше, когда Он говорил нам на дороге и когда изъяснял нам Писание?» (Лк. 24: 30-32) И здесь понимаем, что эти слова о нас. Не горит ли порой и наше сердце при слышании Евангельских слов, слов Писания, но отвлекаясь чуть от них, мы снова устремляемся в свои мысли, заботы и благодатные порывы сердца утихают, заглушаются суетностью мира. А сколько таких моментов, когда мы не понимаем, не чувствуем, что Господь рядом с нами был, и лишь потом осознаем – «не горело ли в нас сердце наше, когда Он говорил нам…?».

Приходит Антипасха или Фомино воскресение и мы вспоминаем явление Спасителя десяти ученикам: «В тот же первый день недели вечером, когда двери дома, где собирались ученики Его, были заперты из опасения от Иудеев, пришел Иисус, и стал посреди, и говорит им: мир вам! ... Иисус же сказал им вторично: мир вам! как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас» (Ин. 20: 19, 21)

И вспоминаем последующее явление Господа, но уже одиннадцати ученикам, с Фомой. Вспоминаем Фомино уверование: «После восьми дней опять были в доме ученики Его, и Фома с ними. Пришел Иисус, когда двери были заперты, стал посреди них и сказал: мир вам! Потом говорит Фоме: подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим. Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой! Иисус говорит ему: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие» (Ин. 20: 26 — 29) И теплится в нас тихая радость и надежда, – может и это о нас  — «невидевшие и уверовавшие».

Вот на утрени понедельника 4-ой по Пасхе седмицы читаем мы о явлении Спасителя ученикам на озере Тивериадском. Точнее, читаем о беседе за трапезой. Той знаменитой беседе Спасителя с Петром. «Когда же они обедали, Иисус говорит Симону Петру: Симон Ионин! любишь ли ты Меня больше, нежели они? Петр говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси агнцев Моих» (Ин. 21:15)

Pasi-ovec-Moih

«Пётр, паси овец Моих». Фреска монастыря Високи Дечаны, Сербия

В эти же дни, начиная с Пасхальной Всенощной читаются и отрывки из книги Деяний святых апостолов, как бы забегая вперед, дальше, предвосхищая последующие события Священной истории, те события, которые будут происходить уже после Вознесения Господня и после Дня Сошествия Духа Святого на апостолов. Но, все они связаны между собой неразрывно, и все они снова и снова возвращают нас во времена 1 века, века апостольского.

Есть на этом пути, между Пасхой Господней и Днем Святой Троицы, день Преполовения Пятидесятницы. Причем празднование Преполовения длится восемь дней (в нынешнем году с 25 мая по 1 июня — Отдание праздника Преполовения).

Преполовение – середина пути, 25 дней после Пасхи. В эти восемь дней Евангельские чтения напоминают нам о беседах Иисуса Христа с иудеями, о проповедях Его, произносимых в храме, об ответах Его на вопросы иудеев, уже искавших убить Его. Читается часть 7-ой главы и почти полностью 8-ая глава Евангелия от святого апостола Иоанна.

Здесь мы слышим немало слов Спасителя, свидетельствующих об Отце и об истинности Его (Спасителя) слов:

«Мое учение — не Мое, но Пославшего Меня» (Ин. 7:16) «Говорящий сам от себя ищет славы себе; а Кто ищет славы Пославшему Его, Тот истинен, и нет неправды в Нем». (Ин. 7:18)

Эти последние слова святитель Кирилл Александрийский объясняет так:

«Кто ищет не Божьего, но своего, тот неистинен и несправедлив. Он неистинен как клевещущий на закон и привносящий в него собственные желания. Он и несправедлив как отвергающий праведный суд Законодателя и выше Господнего ставит свое. Следовательно, справедлив и истинен Христос как не подлежащий ни одному из названных обвинений».

Читаем и эти памятные слова:

«Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни» (Ин. 8:12)

Святитель Григорий Богослов говорит в Слове 30, о Богословии и о Боге Сыне:

«Он именуется … Светом (Ин. 8:12), как светлость душ, очищенных в уме и жизни. Ибо если неведение и грех — тьма, то ведение и жизнь Божественная — свет»

И святитель Иоанн Златоуст объясняет:

«Сам Христос, послушай, что говорит о Себе: «Я свет миру» (Ин. 8:12). Для того (и апостол) назвал Его сиянием, чтобы показать, что и там сказано то же самое, т.е., что (Сын от Отца) как свет от света. Впрочем, не только это здесь показывается, но и то, что Он просветил наши души. Словом: сияние (апостол) выражает равенство по существу и близость к Отцу.

И действительно, мы сыны света, т.е. слова евангельского, глаголанного устами Божиими: «Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни» (Ин. 8:12). То слово есть слово света, которое, если мы уверуем в него, делает нас сынами света. Поэтому и Спаситель говорит: «Доколе свет с вами, веруйте в свет, да будете сынами света» (Ин. 12:36). Ведь что для тела этот чувственный свет, то самое для души свет духовный – слово Божие; и что ночью – тьма, то самое для душ, заблуждающихся неведение. Поэтому и блаженный Давид о таковых пишет: «Не знают, не разумеют, во тьме ходят» (Пс. 81:5).»

Вот говорит Господь к иудеям, помыслившим о том, что Он может сам себя убить – «вы от нижних, Я от вышних; вы от мира сего, Я не от сего мира. Потому Я и сказал вам, что вы умрете во грехах ваших; ибо если не уверуете, что это Я, то умрете во грехах ваших». (Ин. 8:23-24)

Святитель Иоанн Златоуст объясняет слова Господа так:

«Что же Христос? Опровергая предположение их и показывая, что такое дело есть грех, говорит: вы от нижних есте (ст. 23). А это значит: нет ничего удивительного, что так думаете вы, люди плотские и не помышляющие ни о чем духовном. Но Я ничего такого не сделаю: Аз от вышних есмь; вы от мира сего есте (ст. 23). Здесь опять говорит о мирских и плотских помыслах. Отсюда видно, что и слова: Аз несмь от мира сего означают не то, будто бы Он не принял плоти, но что Он далек от их лукавства. В самом деле, Он и об учениках говорит, что они не суть от мира, и, однако ж, они имели плоть. Таким образом, как Павел, говоря: вы несте во плоти (Рим. 8:9), не бестелесными называет их (римлян), так и Он, когда говорит об учениках, что они не от мира, свидетельствует этим не о другом чем, как только об их любомудрии»

Besedi s iudeyami v Hrame

Христос, проповедующий в Храме. Иконография Преполовения Пятидесятницы. Фреска монастыря Высоки Дечаны, Сербия

«Тогда сказали Ему: кто же Ты? Иисус сказал им: от начала Сущий, как и говорю вам. Много имею говорить и судить о вас; но Пославший Меня есть истинен, и что Я слышал от Него, то и говорю миру. Не поняли, что Он говорил им об Отце.» (Ин. 8:25-27)

Толкование святителя Иоанна Златоуста этих слов говорит нам:

«Какое безумие! После столь продолжительного времени, после знамений и учения, они еще спрашивают: «кто же Ты?» Что же Христос? «от начала Сущий, как и говорю вам» (Ин. 8:25). А это значит вот что: вы недостойны даже слушать слова Мои, не только знать, кто Я, потому что вы все говорите с намерением искусить Меня и ни мало не внимаете словам Моим. Во всем этом Я мог бы теперь же обличить вас (это именно значат слова Его: «много имею говорить и судить о вас»), и не только обличить, но и наказать; «но Пославший Меня», т. е. Отец, не хочет этого. «Ибо Я пришел не судить мир, но спасти мир» (Ин. 12:47). «Ибо не послал Бог Сына Своего, – сказано, – чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него» (Ин. 3:17).»

Читаем в дни Преполовения и эти слова, сказанные уверовавшим в Него иудеям – «если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики, и позна́ете истину, и истина сделает вас свободными» (Ин. 8:31)

По толкованию святителя Иоанна Златоуста эти слова означают следующее:

«Этим Он показал, что Он знает тайны их сердца, знает, что они, хотя и уверовали, но не были твердыми в вере. При этом Он обещает им нечто великое, именно – что они будут Его учениками. Так как некоторые прежде отпали от Него, то, намекая на них, Он говорит: «если пребудете»; ведь и те слушали и уверовали, но отпали, потому, что не были твердыми в вере. В самом деле, «многие из учеников Его отошли от Него и уже не ходили с Ним» (Ин. 6:66)»

И снова обращается к иудеям – «Почему вы не понимаете речи Моей? Потому что не можете слышать сло́ва Моего» (Ин. 8:43)

Святитель Кирилл Александрийский пишет об этих словах:

«Знал, говорит, Я, что «не можете» понимать «Мою беседу» или учение. Но скажу вам причину этого и объясню, что препятствует тут. «Не можете Мое слышать слово», причем словом «не можете» обличает их бессилие в совершенном благе, по причине подвластности их своим страстям. Ведь преданность удовольствиям расслабляет ум и, необузданным влечением к пороку сообщая бессилие сердцу, делает его вялым и несмелым в совершении добродетели. Итак, наперед обессилев от порочных влечений и угнетаемые собственными страстями, говорит, «Мое слушать не можете слово», ибо «правы пути Господни, – по написанному, – и праведники пойдут по ним, а нечестивцы изнемогут в них» (Ос. 14:10)»

И перед самым отданием праздника Преполовения Пятидесятницы читаем из восьмой главы Евангелия от апостола Иоанна следующие слова – «Истинно, истинно говорю вам: кто соблюдет слово Мое, тот не увидит смерти вовек» (Ин. 8:51)

Святитель Иоанн Златоуст объясняет их так:

«Здесь Он говорит не об одной только вере, но и о чистой жизни. Выше Он сказал: имать живот вечный (Ин. 5:24); а здесь говорит: смерти не имать видети, указывая вместе и на то, что они <иудеи> ничего не могут Ему сделать. Если не умрет тот, кто соблюдает слово Его, то тем более Сам Он».

«Иисус сказал им: истинно, истинно говорю вам: прежде нежели был Авраам, Я есмь» (Ин. 8:58)

Толкование святителя Кирилла Александрийского говорит нам следующее об этих словах Господа:

«…не с временами Авраама состязается и не утверждает некоторого малого преимущества Своего над временами Авраама, но поскольку Он выше всякого времени и превосходит число всякого века, то и говорит, что Он существует прежде Авраама, высказывая действительную истину. Весьма точно и прекрасно об Аврааме употребляет «был» (γενέσϑαι), а о Себе Самом: «есмь» (εἰμί), показывая, что Аврааму, как происшедшему из не-сущего (ἐξ οὐϰ ὄντων γενομένῳ), конечно, следует подвергаться тлению, а Ему, как всегда сущему (ἀεὶ ὄντι), никоим образом не свойственно обращение в небытие. Итак, Он больше и выше Авраама: больше – как вечный, а выше, потому что не разрушается, как тот»

«Тогда взяли каменья, чтобы бросить на Него; но Иисус скрылся и вышел из храма, пройдя посреди них, и пошел далее» (Ин. 8:59)

Святитель Кирилл Александрийский так объясняет эти заключительные слова восьмой главы:

«Пылка и безрассудна была попытка иудеев. Но без времени она не перешла в дело, ибо еще не пришел срок для страдания. Христос скрывает Себя не так, что искал убежища под стенами или что-нибудь другое выставил для защиты Своего тела, но силою Своего Божества соделал Себя невидимым для искавших Его. И не удовольствовался тем, что скрылся, но и выходит из храма, начертывая нам здесь как бы образ некий духовных предметов. Ведь любящим Его Он всегда явен, согласно изречению: «Блаженны чистые сердцем, потому что они Бога узрят» (Мф. 5:8). А от обыкших богоборствовать Он уходит и никакому нечестивцу не является, – не считает приятным каким-либо образом быть вместе и обращаться с преследующими Его, напротив, уходит от них и отстраняется, как бы совлекая с Себя все благодушие и оставляя лишенными Своей благодати тех, от кого зло постраждет, насколько это касается желания причинить Ему вред и намерений нечестивцев, хотя все их Христос и являет тщетными, неизреченною силою уничтожая нечестивую дерзость погрешающих против Него»

Еще и еще раз напоминают нам чтения Евангельские о пути Господнем, о Его вечных Словах, о проповеди Его, об Учении Его, об Истине. Снова и снова не просто возвращают они нас в те времена, обращают мысли наши к тем событиям, но переживая их всем сердцем своим, и мы вместе с апостолами идем от Пасхи Господней к Вознесению Его, и далее ко Дню Святой Троицы, через дни Преполовения Пятидесятницы.

И если в нашей нынешней суете мы будем отмерять этот путь вдумчивыми Евангельскими чтениями и внимательным слушанием Церковных песнопений, то наш жизненный путь будет измеряться не просто чередованиями постов, праздников, сплошных седмиц и снова постов, и снова праздников, а осознанным движением к Господу, наполненным живым дыханием Церкви Православной, Церкви Вселенской соединяющей всех во Христе.

Запись опубликована в рубрике Новости, Святоотеческие толкования на Священное писание с метками , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.