Освящение воды

Освящение воды

Водосвятие или водоосвящение — церковный обряд, который восходит к глубокой христианской древности. Крест троекратно погружается в воду, призывается благословение Божье, всё это сопровождается соответственным  молитвословием и пением.

Святая Православная Церковь различает великое водосвятие и малое водосвятие. Великое водосвятие совершается в навечерие праздника Крещения и после окончания обедни, в самый день Богоявления. Обыкновенно освещение воды совершается в реке, источнике или, за их неимением, в самом храме. Малое водосвятие совершается во всякое время и везде по желанию верующих. Перед водосвятием обычно совершается молебен.

Согласно апостольским Постановлениям установление водоосвящения приписывается евангелисту Матфею. Как свидетельствует Бароний (132 год), древний обычай совершать малое освящение воды, который существует ещё с апостольских времен, утвержден как церковный чин Александром, епископом Римским. Вальсамоном, патриархом Антиохийским (XII в.) в толковании на 65 правило Трулльского Собора было упомянуто малое водоосвящение как древний обычай и объяснено, что отцами этого Собора было постановлено совершение малого водоосвящения в начале каждого месяца в противодействие суеверным языческим обычаям, которые долгое время держались среди христиан.

Вода, которая освещена в навечерие праздника и в сам праздник Богоявления, носит название великая агиасма, то есть великая святыня. Через наитие Святого Духа она восприяла в себе великую чудодейственную Божественную силу. Поэтому вода эта имеет значимое и обширное употребление у верующих. Ею христианами окропляются дома в навечерие и в праздник Богоявления;  она с великим благоговением употребляется во всякое время, до принятия пищи и заботливо хранится в течение года. Святой водой кропятся и знаменуются во здравие души и тела. Эту воду Святая Церковь употребляет при освящении Мира, при освящении антиминсов и при освящении артоса в день Пасхи. Эту же богоявленскую воду вместе с антидором (т. е. с остатком просфоры, из которой изъята часть для Святого Агнца), Церковью определено давать вместо причащения Святых Таин Тела и Крови Христовой тем, кто отлучен от причащения Святых Таин или не подготовил себя к их принятию. Наконец, она употребляется Церковью при освящении разных веществ, которые чем-либо осквернены.

Вода, которая освящена по чину малого водоосвящения, носит название малая агиасма. Употребление ее еще обширнее великой агиасмы. Она употребляется Церковью при совершении разного рода чинопоследований и освятительных молитв, как то — освящение храмов, домов и всего, служащего к поддержанию нашей телесной жизни, то есть пищи и пития. Для укрепления и ободрения верующих на предлежащие им труды и подвиги  совершается кропление. Малое водоосвящение совершают в тяжелые времена бедствий. Через это Церковь преподаёт нам благодать, которая избавляет от всяких бед, скорбей и болезней. В дни храмовых праздников, перед литургией, также совершается малое водосвятие. Оно знаменует собой возобновление неоскудевающей благодати, которая была сообщена храму при его освящении,

Мы добавляем святую воду в пищу, окропляем ею дом и вновь купленные вещи, помазываем ею больных, с благоговением пьем натощак, будучи здоровыми. Все это мы делаем помня, что рядом с нами Бог. И это заставляет нас смотреть на святую воду не только как на нашу личную защиту, на оружие, но и как на средство, взращивающее в нас любовь к Богу, приближающее нас к нашим родным и близким, соединяющее всех нас в едином стремлении быть ближе к Богу.

© 2012, mlp.in.ua. Все права защищены. 

Запись опубликована в рубрике Новости с метками , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.