О богослужении (первая часть)

В предыдущей публикации мы говорили о церковном годе и едва затронули тему богослужебной жизни Церкви. Сегодня мы продолжим этот разговор.

И прежде всего постараемся понять, что же такое богослужение. Слово как будто простое и понятное – служение Богу.

Всю жизнь человека можно рассматривать с точки зрения служения Единому в Троице Божеству, и примеры такого богослужения мы находим, в житиях святых угодников Божьих. В контексте Церковной жизни мы намереваемся говорить о Церковном служении Господу, о богослужении, происходящем в храме.

Православные энциклопедические словари говорят о том, что богослужение возникло после создания человека, что в раю оно заключалось в непосредственном общении Адама и Евы с Богом и что после грехопадения эта прямая связь человека и Бога была утрачена. Здесь затрагивается очень важная тема служения Богу и общения с Ним, то есть богообщения.

В чем заключалось служение первых людей Богу в раю, трудно сказать и не дают на это точного ответа Отцы Церкви. Где-то пишут, что в благодарении Богу, где-то, что именно в общении с Ним. Кто знает? Священное писание об этом умалчивает.

Но происходит грехопадение, нарушается первая в истории человечества заповедь и стыдятся Адам и жена его Господа, и скрываются от Лица Его. Господь зовет Адама, – «где ты?». Стыдится Адам, и Ева стыдится явиться пред Лицем Бога.

Изгнание Адама и Евы из Рая. Фреска притвора Трапезного храма Свято-Троицкой Сергиевой Лавры

Потерян рай, а вместе с ним и блаженство. Но не за благоуханием чудного сада, не за красотой пейзажа, не за прекрасным пением птиц плач Адама и жены его. Утрачено райское общение человека и Господа Бога, утрачена радость быть перед глазами Его без стыда.

Понеся эту утрату человек острее чувствует потребность в служении Господу, а само служение обретает иной смысл.

И вот уже первые дети человеческие – Авель и Каин приносят жертву от плодов трудов своих. Где и когда было установление принесение жертвы мы не знаем? Но далее читаем: «И сказал Господь [Бог]Каину: почему ты огорчился?» (Быт. 4:6), «И сказал [Господь]: что ты сделал?» (Быт. 4:10).

Каин и Авель. Художник — Клавдий Лебедев (1852—1916). Из архивов ЦАК МДА.

Для писаний Ветхого Завета слова – «сказал Господь» не редкость.  Но, внимательно задумаемся над тем, что происходит: человек убийца, первый убийца в роду человеческом и ему говорит Господь, Он беседует с ним. Если эти слова мы дерзнем перенести в наше время, не возникнет ли у нас чувства полного несоответствия, невозможности происходящего реально. Если кто-то из нас произнесет слова: «мне вчера сказал Господь», то странное подумают об этом человеке и справедливо подумают. А для времен ветхозаветных это не странно, даже в ситуации с человеком убийцей.

Безусловно, что общение это уже далеко не райское. Из рая человек извержен, он впадает в следующие грехи, но Господь говорит с ним, а значит продолжается богообщение.

Человек старается служить Господу – кто-то делает угодное Ему, кто-то нет, но Господь не оставляет человека и общается с ним. Форма другая, нет явного, как в раю присутствия Божия, но Господь говорит с людьми. Говорит соответственно ситуации, где мягко, где жестко, где наставляет, где осуждает и наказывает.

Праотец Сиф. Икона из праотеческого чина иконостаса. Земли Галича Костромского. (икона северного письма). Вторая четверть XVIIIв.

Далее Священное писание открывает нам еще интересный аспект. В этой же 4-ой главе книги «Бытия», в самом её конце мы знакомимся сначала с именами потомков Каина, а затем повествуется об иной ветви, происходящей от Адама и Евы, о рождении Сифа. Тут мы встречаем замечательные по духовной насыщенности слова завершающие 4-ую главу: «У Сифа также родился сын, и он нарек ему имя: Енос; тогда начали призывать имя Господа [Бога]» (Быт. 4:26). Вот как поясняет эти слова святитель Иоанн Златоуст: «Смотри, как люди мало-помалу уже приучаются в именах детей своих выражать благодарность (Богу). И сей, говорит, т. е. Сиф, родивши сына, дал ему имя Энос. Потом божественное Писание, желая нам изъяснить значение сего имени, прибавляет: сей «упова призывати имя Господа Бога». С него-то уже блаженный пророк намерен начать родословие, предавая забвению Каина и его потомков до Ламеха. Так как Каин своею злою волею унизил данное ему от природы первенство, т. е. право первородства, то и сам он и его потомство исключается из (родословного) списка; а Сиф, правотою воли, приобретает то, чего не имел от природы, на него переходит право первородства, если не по природе, то за направление воли, и дети его удостаиваются быть включенными в родословие. И как этот Энос назван (так) за то, что призывал имя Господа Бога, так и ведущие от него свой род удостаиваются этого же наименования» (Беседы на книгу Бытия». Беседа XX)

У святителя Филарета (Дроздова), где он сопоставляет разные переводы книги Бытия, находим некоторое уточнение касательно богослужения: «С еврейского некоторые переводят сие место так: тогда началось призывание имени Господа. И говорят, что во время Эноса с умножением благочестивого племени установлено общественное и открытое богослужение, коего действия совершались прежде каждым семейством и лицем частно и без соглашения с другими».

Но, даже не вдаваясь в исторические тонкости и особенности различных переводов Библии, очевидно¸ что весь путь человечества после того, как захлопнулись врата рая и до получения пророком Моисеем скрижалей закона, путь стремления служить Ему, а значит, путь богослужения. Далеко не все шли этим путем, уклоняясь в идолопоклонство, но те избранные, которые не забывали о Едином Божестве, не переставали умолять о милости Его, о прощении, о спасении. Молитвы их исходили из душ страждущих, ищущих возвращения в родной дом.

И эти молитвы были их богослужением, без «уставных требований» и «богослужебных указаний» стенали души праведников, искали рая.

Два процесса происходят тогда на земле – с одной стороны умножаются беззакония, с другой крепнет сила духа праведников. И увидел Господь праведным пред собою «в роде сем» Ноя. И строит Ной ковчег по заповеди Божьей, и смывает потоп с лица земли всё греховное, и переворачивается страница, будто с нового, чистого листа начинается следующая глава истории рода человеческого.  Отступают воды потопа, выходит Ной и все с ним из ковчега, «И устроил Ной жертвенник Господу; и взял из всякого скота чистого и из всех птиц чистых и принес во всесожжение на жертвеннике» (Быт. 8:20). Вновь продолжается богослужение с принесением жертвы. Принимает Господь жертву праведника и вот уже радуга – знамение завета между Богом и человеком переливается всеми цветами своими над землей.

Ноев ковчег и радуга завета. Фреска Никольского православного храма в Амстердаме

Но и новые, чистые страницы истории тут же замарываются грехами людей. Вновь в стремлении «стать как боги», совершаются следующие злодеяния, осуществляются дерзкие замыслы – строится Вавилонская башня. Не допускает этого Господь и рассеивает языки по земле (Быт. 11:9).

Вот Авраам выходит из земли своей и направляется в землю, которую указал ему Господь – «и создал там <на пути> жертвенник Господу и призвал имя Господа [явившегося ему]» (Быт. 12:8). Призывается имя Господне, происходит богослужение, отвечает Бог обетованием, значит не прерывается богообщение. Новый завет полагает Господь теперь уже с Авраамом: «Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое» (Быт. 12:2), «и благословятся в тебе все племена земные» (Быт. 12:3). 

Праотец Авраам

Святитель Иоанн Златоуст дает такое истолкование этих слов: «Вот еще и другой дар! Все, говорит, племена земные будут стараться о том, чтобы благословиться именем твоим, и лучшую славу свою будут поставлять в том, чтобы носить имя твое.

Слышали вы, возлюбленные, какие повеления Господь дал халдеянину, старцу, который не знал и закона, не читал и пророков, и не получил никакого другого наставления? Видите, как важны эти повеления? Какая высокая и доблестная душа требовалась для исполнения их?» ((Беседы на книгу Бытия)

А еще в Священном Писании есть замечательные слова о хождении перед Богом. Вот Иаков, благословляет сыновей Иосифа, говоря такие слова – «Бог, пред Которым ходили отцы мои Авраам и Исаак, Бог, пасущий меня с тех пор, как я существую, до сего дня, Ангел, избавляющий меня от всякого зла, да благословит отроков сих; да будет на них наречено имя мое и имя отцов моих Авраама и Исаака, и да возрастут они во множество посреди земли» (Быт. 48:15-16). 

Благословение Манассии и Ефрема — сынов Иосифа. Уэст Бенджамин (1738—1820)

Не в этом ли хождении перед Богом и есть суть ветхозаветного богослужения? И Господь отвечает праведникам богообщением, полагая заветы Свои.

Но обетования Божьи, заветы Его не сковывали свободной воли человека, а значит, что и «великий народ» вновь уклонялся на пути неправедные. Немалую роль играло влияние язычников, чему особенно способствовало общение народа Божьего с иноверцами в плену египетском, где от «хождения перед Богом» представители благословенного народа уходили в безумные танцы перед идолами. Здесь нарастает кульминация Ветхозаветной история и Господь снова выводит Свой народ, спасая его не столько от рабства земного, но гораздо более от рабства духовного. Приближаются времена служения Богу по закону, начертанному на Скрижалях.

(Продолжение следует)

© 2017, mlp.in.ua. Все права защищены. 

Запись опубликована в рубрике Новости с метками , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.