Воскресная проповедь. Неделя перед Рождеством

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!rodoslovie

Сегодня Неделя перед Рождеством, мы слышали с вами Евангельское чтение, которое обычно пропускают многие, даже те, кто постоянно читает Евангелие. Почему пропускают? Видимо, потому, что нет в начале этого отрывка какого-то сюжета, происходящих событий, притчи. В первой главе Евангелия от Матфея просто перечисляются имена. «Авраам родил Исаака; Исаак родил Иакова…» и т.д. Эти имена, словно бусинки на ниточку, нанизываются одно за другим, смутно напоминая сюжеты из Ветхого Завета, а для нас главное то, что родился Сам Христос. Увлеченные именно этим Событием, мы быстро проносимся по списку имен.

Многие, из перечисленных в сегодняшнем Евангелие имен, мы не помним. Вспоминаем Авраама, Исаака и Иакова, знаем Давида, Соломона, можем даже Езекию помянуть и уж совсем вряд ли Вооза, а остальные для нас так и совсем не очень вспоминаемы. Не очень внимательно мы это читаем и из памяти нашей вырываются имена этих людей. Знаем только то, что они были именно теми, через кого сложилось родословие Иисуса Христа. Святитель Иоанн Златоуст в толковании на Матфея назвал родословную Вратами, которыми открывается Царский дворец, куда должны мы войти в с полным благочинием и трепетом. Начиная с Авраама, мы с каждым шагом приближения ко Христу узнаем для себя какое-то особенное событие. К этому нас подготавливает и сегодняшнее чтение из апостола Павла, и снова с Авраама начинается отрывок. Что восхищает Апостола, вера и принятие воли Божьей Авраамом. Мы видим, что вера была у Авраама великая, и этой верой Авраам спасся.

Найдя два таких указания от Апостола и от Евангелиста, в один день, восхищаясь этим, получаем возможность размыслить над одним очень интересным фактом, над которым мы практически обычно даже не задумываемся. Как часто употребляется в церковной жизни словосочетание, которому уже не придают особого значения. Пишем его в записочках, говорим о себе так, но не отдаем отчет, что же стои́т за этими словами. Мы сами себя называем – «Рабы Божии». Почему мы так себя называем? Сегодняшнее Евангелие это нам раскрывает. Если раб это человек лишенный собственной воли, и у него есть только воля его господина, то мы, называя себя рабами Божьими, признаем, что должны творить дела Божьи, а свои отсекать. Таковы ли мы? Сравним себя с теми, чьи имена открыли нам дорогу к Царю Царей. Раб Божий – это великое звание, которое еще заслужить нужно. Сколькие подвязались на этом пути, верою и делами пытаясь подтвердить то, что так легко срывается с нашего языка. Святые угодники Божии пребывали, в скитаниях, пещерах, принимая со смирением поношения и саму смерть за Христа, уходили от мира в пустыни, чтобы отсечь собственную волю и принять волю Божию. Всю жизнь свою они трудились, чтобы назваться, наконец, рабами Божьими. Сегодня апостол Павел нам указует, что Авраама был раб Божий. Почему? А потому, что Господь повелел ему принести единственного своего сына в жертву и он ничтоже сумняшеся, взял Исаака и повел его приносить в жертву – исполнять волю Божью, так как был до конца уверенным, что коль Господь так сказал, значит так и нужно, ибо он верил Господу, что Господь даровал ему сына, а теперь волен его и забрать. Вот это и есть – раб Божий.

Рабство у этого Господина, не постыдное унижение, а честь и слава дающее нам нечто доселе не виданное. То, что все упомянутые в родословной не могли получить сами, и лишь во Христе открылось и пришло. Чему же учит нас Христос, что открывает Христос нового? Как называет Он нас? Рабами ли? Нет. Большее. Какое рабство является самым высшим из всех рабств, и какое рабство не отягощает человека, а наоборот окрыляет его? Это любовь. Как можно соединить эти два слова, рабство и любовь? Да если из первого взять отсечение собственной воли и добавить добровольное действие, служение, то выйдет второе, любовь. Здесь позволю себе маленькое отступление. Наверное, каждый из вас был в жизни влюблён, и, наверное, вам хотелось делать всё чего ни пожелает предмет вашей любви, потому, что любовь стремится к проявлению себя в делах на радость любимым. Но, здесь я говорю о любви земной, а Спаситель наш Иисус Христос открывает нам не временную плотскую любовь, а любовь иную, любовь сыновью, призывая нас называть Бога, не Господином своим, а Отцом. Сыновнее чувство проявляется в том, что сын служит отцу не из страха наказания за неслужение, не за деньги, а потому, что сын любит отца и отец любит сына. А если речь идет не о земном, а о Небесном Отце? Это новое состояние открыл нам Христос. И мы уже не под законом, когда мы должны были быть рабами, страха ради, но мы уже дети, мы уже усыновлены, мы уже из любви отсекаем свою волю и творим волю Божью.

Можем ли мы назвать себя рабами Божьими? Бывает, что человек подписывается горделиво – «раб Божий такой-то», а копни его, чего он раб – грехов своих раб, страстей своих раб. Это звание – «раб Божий» нужно заслужить. Сделать усилие и вспомнить для начала в минуты испытаний, а вспомнив еще и сделать усилие над собой, а сделав усилие, делами доказать свою веру и любовь. Ох, как же трудно служить не за страх, а за совесть. Даже сын может быть не послушлив отцу земному, дерзким и своевольным, противящимся ему, и как бы одно имя родства их не связывало, это еще не делает их одним целым.

Нося имя Христианина, и называясь рабом Божьим, мы опускаем взгляд, когда звучат такие имена, как Авраам, Исаак, Иаков, Давид, Езекия. Сегодня для нас открывается не просто родословная Иисуса Христа, а происхождение наше и подчинение Богу с сыновними чувствами, с отсечением своей собственной воли и признанием Господа Бога своим Отцом в попытке служить Ему. Вся ветхозаветная история, вся родословная Спасителя – это попытка служить Богу. Это и падения, и восстания, и в то же время – это есть та лествица, по которой сам Господь сходит к роду человеческому, чтобы научить нас, что теперь мы дети Небесного Отца и что Он усыновил нас во Иисусе Христе. Мы с вами дети не по рождению, а по усыновлению. Милость с нами уже произошла, и эта милость и позволяет нам говорить каждый день – «Отче наш, иже еси на Небесех».

Родословная Иисуса Христа касается каждого из нас, ибо если Господь наш Отец, то это и наша родословная. И знание Священного Писания, знание тех историй, которые заключены в Нем – это учение для нас, как нам эту жизнь пройти, как нам научиться служить Господу Богу, как нам действительно стать не только рабами, но и сыновьями Небесного Бога Отца.

Прочитанное о родословии Христа напоминает нам и о тех трех мерах, которые были наполнены и оставлены, чтобы взойти (Мф. 13:33), чтобы мы думали, как нам ПОТРУДИТЬСЯ, как нам ПРИБЛИЗИТЬСЯ, как нам ПОДГОТОВИТЬСЯ, чтобы принять Господа нашего Иисуса Христа.

Недаром читается это Евангелие перед Рождеством Христовым. Ей гряди, Господи Иисусе! Аминь!

Прот. Александр Новиков,
настоятель храма в честь иконы Пресвятой
Богородицы именуемой «Млекопитательница»

© 2015, mlp.in.ua. Все права защищены. 

Запись опубликована в рубрике Воскресная проповедь, Новости с метками , , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.