Неделя о мытаре и фарисее

С недели о мытаре и фарисее в Святой Церкви начинается подготовка верующих к Великому посту. В сегодняшнее воскресение в Евангелии читается именно эта притча — о мытаре и фарисее.

Притча повествует о том, что два человека вошли в храм для молитвы: один из них был фарисей — внешне праведный, а другой — мытарь, человек грешный. Фарисеи были учителями веры у Иудейского народа. Они хвалились знанием закона, но в то же время сами преступали этот закон и были крайне лицемерны. Обязанностью же мытарей было собирать подати, и, по своему званию, они часто прибегали к незаконным средствам своих поборов.

Молитва фарисея была молитвой, в которой он благодарил Бога за то, что Он сотворил его не таким, как других людей, впадающих в разные грехи. Фарисей говорит о том, что он не совершает грехов, исполняет необходимые заповеди, дает на храм десятую часть своего имущества и постится.  Мытарь же, считающий себя не достойным войти в храм, стоящий  около входа и не смеющий поднять глаза, молится: «Боже, милостив буди мне, грешнику!». Рассказывая в Евангелии эту притчу, Господь говорит, что последний вышел более оправданным, чем первый, потому что всякий возносящий себе смирится или унизится, а смиряющий себя – вознесется.

Таким образом, мы должны не возноситься,  а смиряться. Человек не имеет ничего своего, у него все Божие: и душа, и тело, и добрые дела. Только грех его собственный. Человек не может ничем похвалиться, а в то же время так часто поддается тщеславию, совершенно того не замечая. Как часто мы ждем похвалы от людей и огорчаемся, когда лишаемся ее. Это говорит о том, что мы совершаем добро не бескорыстно, а ради человеческой похвалы.

Если мы станем себя возвышать, представлять себя чем-то значимым, то благодать Божия покинет нас и бесчисленные страсти ворвутся в нашу душу, и подобно разбойникам в неохраняемом доме, разграбят и унесут из нее все, что в ней было доброго. Если же мы станем смирять себя, тогда сподобимся того, что возвысимся пред Богом: ум наш возвысится к Богу и соединится с Ним.

И мытарь и фарисей молились Богу, но мытарь, осознавая свои грехи, молился покаянно, фарисей — с гордо поднятой головой, похваляясь своими добродетелями и своей праведностью. На примере этих двух людей святая Церковь учит нас, что первым условием для добродетели  является смирение и покаяние, без которых невозможно спастись. Господь прощает любой грех, кроме нераскаянного. В преддверии Великого поста – времени подвигов и молитвы, Церковь учит нас, что исполняя то, что положено по Уставу, мы не должны хвалиться. И молитва, и пост спасительны только в том случае, когда мы имеем любовь к Господу и к ближнему, когда не грешим самолюбованием и превозношением. Любующийся и хвалящийся своими делами, не ведает, что своими силами без помощи Божьей не может исполнить всего закона и, следовательно, сделаться правыми перед Богом, и само исполнение есть не заслуга, а наш долг.

Запись опубликована в рубрике Новости, Образование с метками , , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.