Неделя 16-ая по Пятидесятнице. Толкование на Евангелие о чудесном улове

Толкования святителя Иоанна Златоуста из «Беседы о том, что один Законодатель Ветхого и Нового за­ветов» и  «Беседы на Евангелие от Матфея»

Однажды, когда народ теснился к Нему, чтобы слышать слово Божие, а Он стоял у озера Геннисаретского, (Лк. 5:1)

И необыкновенно было зрелище — видеть Спасителя на море, а поучаемых стоящими подле морского берега. Странное дело — рыбы на земле, а рыбарь на море!

увидел Он две лодки, стоящие на озере; а рыболовы, выйдя из них, вымывали сети. (Лк. 5:2)

Ввержение той мрежи было образом евангельского слова. Нашел, говорит Писание, рыбарей, которые «вымывали сети», так как отчая­лись в успехе рыбной ловли. Ведь рыбак, не потерявший на­дежды что–либо поймать, не моет сетей.

Войдя в одну лодку, которая была Симонова, Он просил его отплыть несколько от берега и, сев, учил народ из лодки. (Лк. 5:3)

Итак, Спаситель на­шел их отчаявшимися в успехе рыбной ловли; стоит подле них Владыка ловли и что делает? Прежде всего учит слову истины.

Когда же перестал учить, сказал Симону: отплыви на глубину и закиньте сети свои для лова. (Лк. 5:4)

Затем повелевает ввергнуть сеть. Так как слова без дел были бездоказательны, то надлежало, чтоб за сло­вом последовало доказательство с помощью дел: по Божию повелению, поймаешь и то, чего никогда не попадалось, и возьмешь то, чего и нет.

Симон сказал Ему в ответ: Наставник! мы трудились всю ночь и ничего не поймали, но по слову Твоему закину сеть. (Лк. 5:5)

Удивляюсь вере Петра, отчаивающегося в прежнем и верующего в но­вое. «По слову Твоему закину сеть». Почему он сказал: «по слову Твоему»? Потому, что «по слову» Его и «небеса утверждены» и основана земля, и разграничено море (Пс. 32:6, Пс. 101:26), и человек увенчан собственными своими цветами, и все про­изошло по Твоему слову, как говорит Павел: «держа все словом силы Своей» (Евр. 1:3). «По слову Твоему закину сеть». Слово сошло в море прежде сети: рыб налицо не ока­залось. Если они и были раньше, то, вследствие многолюдства ловивших, разбежались.

Сделав это, они поймали великое множество рыбы, и даже сеть у них прорывалась. (Лк. 5:6)

Но сошло в море слово Того, Кто «называющим несуществующее, как существующее»(Рим. 4:17), — прежде мрежи сошла сила Повелевшего, и собралось множество рыб. Это было обра­зом вселенской Церкви.

И дали знак товарищам, находившимся на другой лодке, чтобы пришли помочь им; и пришли, и наполнили обе лодки, так что они начинали тонуть. (Лк. 5:7)

Нужно было двум кораблям сойтись для той ловли. Ведь, если нет налицо сонма пророков, помогаю­щего апостольской руке, и если за пророческим предсказа­нием не последует выступления на дело апостолов, тогда не поймать того, что ловится.

Увидев это, Симон Петр припал к коленям Иисуса и сказал: выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный. (Лк. 5:8) 

Так и Петр говорил: «Выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный», и за это стал основанием Церкви. Подлинно, ничто так не приятно Богу, как если кто считает себя в числе величайших грешников. Это есть начало всякого любомудрия: смиренный и сокрушенный никогда не будет ни тщеславиться, ни гневаться, ни завидовать ближнему, словом – не будет питать в себе ни одной страсти.

Большой улов рыбы. Рафаэль Санти (1483–1520).

Ибо ужас объял его и всех, бывших с ним, от этого лова рыб, ими пойманных; также и Иакова и Иоанна, сыновей Зеведеевых, бывших товарищами Симону. И сказал Симону Иисус: не бойся; отныне будешь ловить человеков. (Лк. 5:9-10)

Поэтому Спаситель, пожелав пока­зать, что ловля рыб — образ Церкви, и восхотев еще научить Петра, этим примером возбудил в нем мужество и сказал ему: «не бойся; отныне будешь ловить человеков». «Отныне», — с тех пор, как ты, говорит Он, испытал Мое могуще­ство и понял, что и неразумные существа повинуются Моему слову и все следует Моему мановению. Взяв этот достаточ­ный пример, затем приложи старание к ловле людей. И не сказал Он: будешь ловить людей, как рыбу, но: будешь ло­вить людей живыми. Рыбы ловятся живые и затем умерщвляются, а люди ловятся так, что от смерти переходят к жизни. «Отныне, — говорит, — будешь ловить человеков». Почему же Спа­ситель говорит ему: «не бойся»? Ведь обещание было для него заманчиво; почему же он слышит: «не бойся»? Так как он случайно вспомнил о своих прежних прегрешениях, то Го­сподь и говорит ему: «не бойся» себя, как грешника, но впредь думай о себе, как об апостоле, повинуясь повелительному Господнему слову — уловить как бы в сеть вселенную. «Не бойся»; всякий грешник да слышит от Христа: «не бойся»; только от­ныне пусть он покается. Итак, сеть — образ евангельского Спа­сителева учения.

И, вытащив обе лодки на берег, оставили всё и последовали за Ним. (Лк. 5:11)  

О, мудрость Петрова! Уловленный рыболов не сказал: «Что за странное приглашение слышу я от учителя? Я буду уловлять людей. Какую же я возьму для этого сеть? И вяжутся ли где–нибудь такие сети — для ловли людей? Не похищает ли меня слово, поймав на удочку?» Ничего подобного не сказал Симон, но только услышал призыв Владыки, тотчас повиновался: не продал рыбу, не захотел воспользоваться своей удачей в лове, не советовался с женой, не сказал Владыке: «Сохрани мне мои средства, Владыка; я рассчитаюсь с поставщиками, оставлю немного на расходы по дому». Ничего такого не сказал Симон, потому что он был Петр в полном смысле этого слова. И не только Петр повиновался повелению Владыки, но и Андрей, и Иаков, и Иоанн; недаром это были две братские и верные двоицы. Видел, что сделал Господь? Ради чего Он пришел на озеро? Ради того, чтобы народ научить, а рыбаков уловить. И вот ты сейчас слышал, что говорит Евангелист: «И, вытащив обе лодки на берег, оставили все и последовали за Ним». Что же Господь? Нужно ведь уже и кончить слово. Когда Он увидел усердие апостолов, что они, оставив все, последовали за Ним, Он спешит утвердить дело, чтобы диавол не успел раздуть в них какой–нибудь искры неверия, так как люди изменчивы и непостоянны. Ведь если бы апостолы не увидели никакого дру­гого знамения, они могли бы сказать о Господе: «Не напрасно ли мы, оставив имущество, последовали за Ним? И стечение рыб не произошло ли по какому–нибудь другому случаю, а не по повелению Божественному?»

Запись опубликована в рубрике Новости, Святоотеческие толкования на Священное писание с метками . Добавьте в закладки постоянную ссылку.