Иконография Казанской иконы Богородицы

Казанская икона Богородицы была чудесным образом обретена в Казани в 1579 году, укрепив веру православных после страшного пожара, поскольку татарская часть населения видела причину этого несчастья в переходе множества мусульман в Православие. Тропарь иконы также отражает веру русского народа в Богородицу как в защитницу от бед, называя ее «Заступницей усердной».
О том, что Бог «яви от земли» чудотворную икону Богоматери для укрепления православной веры, которая стала подвергаться поруганию, пишет Патриарх Всея Руси Гермоген в бытность свою митрополитом Казанским.
Будучи очевидцем обретения (в то время будущий Патриарх был священником Григорием и служил в Николо-Гостинодворской церкви Казани), он же первым и описал ее в известном «Сказании о явлении Казанской Иконы Божией Матери». Не приводя детального описания самого лика, Патриарх Гермоген отмечает необычность его иконографии, поскольку никто ранее «такого извода образа не видел», и добавляет, что «самый же чудотворный образ чудно сиял светлостию, как будто был написан новыми красками». В собственноручной повести 1594 года под названием «Месяца Июля в 8 день. Повесть и чудеса Пречистые Богородицы честнаго и славнаго Ея Явления образа иже в Казани. Списано смиренным Ермогеном митрополитом Казаньским» владыка называет Казанскую икону образом «Владычицы нашия Богородицы и Приснодевы Мария, честнаго Ея Одигитрия», что впоследствии порождает споры искусствоведов о принадлежности ее к иконографическому типу «Путеводительница» (по-гречески «Одигитрия», один из самых древних и распространенных типов). В силу ее необычности предполагается западное влияние через Новгород на иконографию этого образа известных итальянских образов XIII-XIV веков Богоматери со стоящим Младенцем, поскольку Казанский образ сильно отличается от поясных икон «Одигитрия» типа Смоленской. 

Образ Пресвятой Богородицы «Одигитрия»

Исследователей Казанской иконы в этом отношении можно условно разделить на три группы: первые не согласны с принадлежностью ее типу Одигитрия, вторые утверждают указанную принадлежность, третьи выделяют Казанскую икону как самостоятельный тип иконографии Богородицы. И хотя письмо Казанской иконы действительно весьма значительно отличается от списков Смоленской, черты принадлежности к типу «Путеводительница» все же можно отметить.
Дело в том, что Путеводительницей называется тип икон Богородицы с Младенцем, где Приснодева рукой указывает на Христа, который есть «Путь, Истина и Жизнь» (Ин. 14:6). Действительно, на характерном для Казанской иконы огрудном изображении Богородицы Ее рук не видно, но при этом Она указывает на Спасителя наклоном к Нему головы и взглядом, направленным на Него. Считается, что на древних списках Богородица не смотрит прямо на молящихся (сейчас можно легко найти образы со взглядом как на Спасителя, так и на молящихся). При этом важно отметить, что для православной иконографии характерно письмо с прямым (на смотрящего) взглядом святых, являющихся центром священного изображения. Обычно вполоборота и на периферии иконы изображаются второстепенные персонажи. В Казанской же иконе за счет огрудного рисунка образа подчеркивается максимальное приближение к нам лика Царицы Небесной, поэтому ни о какой второстепенности здесь речь идти не может. Единственное объяснение этой необычной детали – это указание взглядом на Спасителя. Есть мнение, что указующая на Христа рука Его Матери скрывается под мафорием (головным убором).

Ряд исследователей говорит о Казанском образе, как об уникальном типе иконографии Божией Матери. Действительно, графические особенности ее иконографии очень характерны и практически не встречаются в других типах икон. Сюда можно отнести, прежде всего, «огрудный» образ Богородицы, так что Ее рук не видно, и поясной фронтальный образ Спасителя. Христос стоит прямо, Его взгляд направлен на взирающего на икону, десница – в благословляющем жесте и несколько отклонена в правую сторону, левая рука опущена и скрыта под гиматием (верхней накидкой). На более поздних списках жест благословения именословный (пальцы руки изображают по две буквы имени – «Иисус Христос»), в то время как на ранних образах – двуперстный. Икон, на которых не видно рук Богородицы, а Богомладенец стоит, а не сидит на руках Пречистой, действительно очень мало.

Казанский образ Пресвятой Богородицы, Мстера, начало 18 в.

В пользу отдельного типа также говорит наличие более 20 списков икон, прославленных как чудотворные. Наиболее известные из них – казанский (явленный), хранившийся до 1904 г. в Богородицком монастыре; московский – дар Патриарха Гермогена князю Пожарскому, хранящийся ныне в Богоявленском кафедральном соборе Москвы; и петербургский, хранящийся в построенном для него Казанском соборе.

Священник Кирилл Петрович
Источник: http://pokrovsar.ru

© 2017, mlp.in.ua. Все права защищены. 

Запись опубликована в рубрике Новости с метками , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.