«… больше же сих любы»

vmcc-vera-nadezhda-lubov-11Есть такая наука – ономатология, раздел языкознания, изучающий имена собственные, их возникновение, происхождение, историю.
Сегодня, в день памяти великомучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, мы предлагаем нашим читателям краткую беседу об именах.

Что же такое имя человека?

Вот, что говорит нам о слове «имя» православная электронная энциклопедия азбука.ру:

«Имя — индивидуально-личное название человека, приобретаемое им при рождении или в любой другой период его жизни.

В чём заключается внутренний смысл человеческого имени?

В отличие от нашего времени, когда имена для младенцев нередко выбираются из сложившегося и устоявшегося перечня по принципу «нравится либо не нравится», имена первых людей несли особую смысловую нагрузку, служа краткой, своеобразной характеристикой или самого человека, или обстоятельств его происхождения и жизни.

Так, имя Адам этимологически связанное со значением «красный», ознаменовало образ сотворения первого человека из праха земного (Быт.2:7). Имя первого сына Адама и Евы, «Каин», сопряжено с выражением, произнесенным его матерью в вязи с его рождением: «Приобрела я человека от Господа» (Быт.4:1). А имя «Ева», что значит «Жизнь», свидетельствует, что именно она стала матерью и праматерью всех рожденных людей (Быт.3:20).

С течением времени в мире распространилась традиция называть детей именами предков или членов семей. Особенно часто такая традиция встречалась в царских династиях. В этом случае имя правителя могло сопровождаться дополнительным обозначением «Второй», «Третий», «Четвертый» и т. д. Нередко имена вновь родившихся людей воспроизводили имена прославившихся исторических лиц или мифологических героев.

Тем не менее, практика отображать через имя особые сведения (о носителе имени) существовала на всём протяжении Ветхого Завета, и существует поныне.

Так, Господь назван Иисусом (Спасителем) в силу того, что Его земная роль заключалась в спасении людей, и Он — действительно Спаситель. Симон назван Петром (Камнем) по твердости веры и характера (Мф.16:18).

Впоследствии среди христиан укоренился обычай называть младенцев именами святых, определяемых по святцам. В этом случае подразумевалось и подразумевается, что родители вручают ребенка под особую опеку этому святому.

Влияет ли имя на судьбу?

Учение о фатуме или судьбе совершенно чуждо учению о Божественном Промысле и учению о свободе человеческого произволения. В этом отношении имя как таковое не имеет ничего общего с языческими концепциями о судьбе.

Так, с одной стороны, имя «Иуда» отмечено праведностью Иуды, брата Господня, и героизмом Иуды Маккавея, но с другой стороны, гнусным предательством Иуды Искариота. Имя «Симон» прославлено апостолом Петром, тогда как Симоном звался и известный волхв и обманщик: Симон-Волхв.

Другое дело, когда родители, именуя ребенка в честь того или иного святого, воспитывают его, ставя святого в пример; регулярно молятся этому святому, испрашивают благодатной помощи для своего чада. В этом случае связь имени с жизнью его обладателя безусловно проявится, но проявится не фатально, а в соответствии с его воспитанием и самовоспитанием, сообразно тому, насколько он сам возжелает соответствовать тому святому, имя которого носит; наконец, насколько его жизнь будет согласована с жизнью Христа».

И действительно, описание жития великих мучениц начинается словами: «Святые мученицы Вера, Надежда и Любовь родились в Италии. Их мать, святая София, была благочестивой вдовой-христианкой. Назвав своих дочерей именами трех христианских добродетелей, София воспитывала их в любви ко Господу Иисусу Христу»

В святцах мы встречаем множество разных, порой непонятных, порой трудночитаемых имен. Чтобы узнать их смысл, их значение мы ищем в специальных словарях переводы и объяснения.

vmcc-vera-nadezhda-lubov-2Как же на самом деле звучали имена святых, чествуемых сегодня, во втором веке в Италии?

Πίστις (Пистис), так произносится на древнегреческом языке слово Вера, Ελπίς  (Элпис) – Надежда и Ἀγάπη (Агапе) – Любовь. Здесь нужно заметить, что в греческом языке не одно слово означает понятие «любовь». Мы употребляем слово «любовь» в очень широком смысле. И в переводах Ветхого и Нового Заветов встречаем в разных контекстах одно слово – «любовь». Так Исаак просил сына своего Исава – «возьми теперь орудия твои, колчан твой и лук твой, пойди в поле, и налови мне дичи, и приготовь мне кушанье, какое я люблю» (Быт. 27:3,4). И там же в книге Бытия читаем: «И поспешно удалился Иосиф, потому что воскипела любовь к брату его, и он готов был заплакать, и вошел он во внутреннюю комнату и плакал там». (Быт. 43:30). И духовно возвышенные слова: «Любовь к Господу — славная премудрость, и кому благоволит Он, разделяет ее по Своему усмотрению» (Сир. 1:14). И мы любим определенные «кушанья», и братьев наших тоже любим, и Господа любим, во всяком случае стремимся к этому. И во всех ситуациях имеем одно слово, обозначающее наши чувства, наше отношение. Не так у греков. Разные смыслы любви, разные чувства, определяются на греческом и словами разными. Как хорошо было бы именно здесь заимствовать нам такую практику и использовать разные слова, выражающие разное содержание, разные контексты для слова «любовь», и воспринять именно греческую традицию, но мы, к сожалению, с легкостью и некой бравадой заимствуем иностранные слова, практически ничего не выражающие, в ситуациях, где нет никакого смысла это делать, там, где есть слова родного языка, более точно выражающие смысл понятий. Но, вернемся к слову «Агапэ».  Именно это слово означает на греческом любовь, как милосердие, бескорыстие, как христианскую добродетель. Именно это имя и носила одна из сестер, чью память празднуем мы 30 сентября (н.с.).

Имя матери трех юных великомучениц – София, на древнегреческом, так и звучит – σοφία. Появление в русском языке имен – Вера, Надежда и Любовь принято сейчас называть калькой, то есть точным переводом слов с какого-либо языка. Имя София одинаково звучит как на греческом, так и на русском языках, а в переводе с греческого означает– мудрость, учение, а в христианской традиции – Премудрость Божию.

vmcc-vera-nadezhda-lubov-novgorod-16-vek

Вмцц. Вера, Надежда, Любовь и матерь их София. Новгород, XVI век

Мы произносим имена великомучениц, практически детей – Вера, Надежда, Любовь, и невольно вспоминаем слова:

«Ныне же пребывают вера, надежда, любы, три сия: больши же сих любы» (А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше», 1 Кор. 13:13).

Любовь – это одно из имен Божьих. И именно эта Любовь дала силу трем маленьким мученицам претерпеть до конца, потому что не верой одной спасается человек, не надеждой на милость Творца, но Любовью Его к нам и нашей к Нему, по первой и главной Его заповеди.

«… больше же сих любы».

© 2016, mlp.in.ua. Все права защищены. 

Запись опубликована в рубрике Новости с метками , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.